г. Челябинск |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А47-16645/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2021 по делу N А47-16645/2020.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - заявитель, УЖКХ Администрации г. Оренбурга) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований N 547 от 28.09.2020.
Определением суда от 08.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилград" (далее - третье лицо, ООО УК "Жилград").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 27.05.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, УЖКХ Администрации г. Оренбурга обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на управляющие организации, находящиеся в управлении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения кандидата в депутаты Колыбельникова А.А., граждан Волковой М.В. и Кужелевой Н.Н. (л.д. 51) государственной жилищной инспекцией проведена проверка состояния места (площадки) накопления ТКО, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Западная, д. 3, произведен выезд на место, составлен акт осмотра (л.д. 52-53).
В результате проведенной проверки по обращениям ГЖИ по Оренбургской области установлено, что на момент осмотра инспекцией 12.08.2020 площадка находилась в удовлетворительном санитарном состоянии, за переделами контейнерной площадки выявлены навалы мусора, в том числе веток деревьев.
Информация о наличии стихийной свалки и не соответствии данной контейнерной площадки требованиям СаНПиН 2.1.7.3550-19 направлена в Управление Ростпотребнадзора письмом ГЖИ по Оренбургской области N 40/08-9583 от 26.08.2020 (л.д. 50).
Управлением Роспотребнадзора при проведении проверки направлены запросы в ООО "УК "Жилград" о предоставлении сведений о принадлежности контейнерной площадки по адресу: г. Оренбург, ул. Западная, д. 3, указать, входит ли данная контейнерная площадка в состав общего имущества многоквартирного дома (л.д. 48, 49).
В ответ на запросы ООО "УК "Жилград" пояснило, что решением общего собрания собственников помещений МКД выбран способ управления МКД - непосредственное управление, в общее имущество МКД контейнерная площадка не входит, контейнерная площадка находится в долевом использовании собственников МКД по адресам: ул. Курочкина, д. 3, ул. Западная, д. 5А, муниципалитет (частный сектор).
По результатам рассмотрения сведений Роспотребнадзор установил признаки нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно: на контейнерной площадке по адресу: г. Оренбург, ул. Западная, д. 3, не оборудовано место для складирования крупногабаритных отходов, прилегающая к контейнерной площадке территория захламлена крупногабаритными отходами.
Управлением Роспотребнадзора в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга вынесено предостережение N 547 от 28.09.2020 о недопустимости нарушений указанных обязательных требований, предложено принять меры по обеспечению их соблюдения и в срок до 01.12.2020 направить уведомление об исполнении предостережения.
Полагая, что предостережение N 547 от 28.09.2020 нарушает его права и законные интересы, является незаконным, Управление жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предостережение принято в отношении надлежащего лица, носит профилактический характер о недопустимости нарушения обязательных требований, не нарушает прав и законных интересов УЖКХ Администрации г. Оренбурга.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 6 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Пунктом 4 названного Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
С учетом изложенного оспариваемое предостережение, направленное на профилактику нарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вынесено управлением при наличии соответствующих полномочий.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
По правилам части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Санитарные правила СанПиН 2.1.7.3550-19 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления (далее - отходы), состоящих из твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), и жидких бытовых отходов (далее - ЖБО).
В силу пункта 1.2 СанПиН 2.1.7.3550-19, соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее - хозяйствующие субъекты).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 предусмотрено, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В силу пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для направления предостережения в адрес УЖКХ Администрации г. Оренбурга послужило выявление контролирующим органом нарушений санитарных норм, выразившихся в неисполнении заявителем обязанности по содержанию контейнерной площадки, а именно: на контейнерной площадке по адресу: г. Оренбург, ул. Западная, д. 3, не оборудовано место для складирования крупногабаритных отходов, прилегающая к контейнерной площадке территория захламлена крупногабаритными отходами.
Проанализировав в совокупности положения законодательства в области осуществления мероприятий по соблюдению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и благоустройства муниципальных образований, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что создание мест (площадок) накопления ТКО должно обеспечиваться органом местного самоуправления.
Так, доводы заявителя жалобы о том, что оспариваемое предостережение должно быть вынесено в отношении лиц, на которых лежит обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД - управляющие организации, судебной коллегией отклоняется.
Действительно, из общего правила, установленного частью 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ и пунктом 3 Правил N 1039, есть исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах. При этом прямого указания на то, в каких случаях обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО возложена не на орган местного самоуправления, а на иных лиц, ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 1039 не содержат.
Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 N 187 утверждено Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга (далее - решение N 187).
Согласно пункту 1.1. решения N 187, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
Пунктом 2 решения N 187 установлено, что Управление осуществляет свои функции от имени Администрации города Оренбурга.
Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 письмом "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" указало на то, что в соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Также, из указанного письма следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора направлены запросы в ООО "УК "Жилград" о предоставлении сведений о принадлежности контейнерной площадки по адресу: г. Оренбург, ул. Западная, д. 3, указать, входит ли данная контейнерная площадка в состав общего имущества многоквартирного дома.
В ответ на запросы ООО "УК "Жилград" пояснило, что решением общего собрания собственников помещений МКД выбран способ управления МКД - непосредственное управление, в общее имущество МКД контейнерная площадка не входит, контейнерная площадка находится в долевом использовании собственников МКД по адресам: ул. Курочкина, д. 3, ул. Западная, д. 5А, муниципалитет (частный сектор).
Кроме того, на дату вынесения предписания согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "город Оренбург" контейнерная площадка по адресу: г. Оренбург, ул. Западная, д. 3 внесена в Реестр и находится на балансе Администрации.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что создание мест (площадок) накопления ТКО в данном случае должно обеспечиваться УЖКХ Администрации г. Оренбурга как органом местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемое предостережение принято в отношении надлежащего лица, носит профилактический характер о недопустимости нарушения обязательных требований, не нарушает прав и законных интересов УЖКХ Администрации г. Оренбурга, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований УЖКХ Администрации г. Оренбурга не имелось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2021 по делу N А47-16645/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-16645/2020
Истец: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "УК "Жилград", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд