г. Тула |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А62-344/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Химэкс" (г. Москва, ОГРН 1037739363144, ИНН 7737050790), заинтересованного лица - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Химэкс" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2021 по делу N А62-344/2021 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Химэкс" (далее - ООО "Химэкс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2020 N 10113000-2193/2020 о назначении административного наказания по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Химэкс" обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что судом допущены ошибки в квалификации правонарушения и не применены нормы части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающие, соответственно, освобождение от административной ответственности вследствие малозначительности совершенного правонарушения или замену штрафа на предупреждение. Ссылается на Указ Президента Российской Федерации от 04.12.2019 N 577 "Об утверждении Перечня иностранных государств и видов контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта" (далее - Указ N 577), которым отменено получение лицензии на экспорт товаров в Республику Беларусь. Считает, что лицо должно считаться впервые совершившим административное правонарушение, если оно ранее не совершало однородного административного правонарушения. Отмечает, что на момент совершения обществом правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ сроки давности привлечения к ответственности по постановлению мирового судьи судебного участка N 110 города Санкт-Петербурга от 21.06.2017 по делу N 5-339/2017 истекли.
Таможня возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в ходе проверочных мероприятий, проведенных сотрудниками оперативно-розыскного отдела Смоленской таможни, были получены сведения о поставке ООО "Химэкс" из Российской Федерации в адрес ООО "Хим-Аналит" (Республика Беларусь, г. Минск) товара - фтористоводородной (плавиковой) кислоты 70 %, код ТН ВЭД ЕАЭС 2811110000, вес нетто 300 кг, стоимостью 50 400 рублей Российской Федерации.
Фтористый водород (фтористоводородная (плавиковая) кислота) включен в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2001 N 1082 (далее - Указ N 1082).
Вывоз указанных товаров в иностранные государства, в том числе в Республику Беларусь, согласно Положению об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 686, осуществляется на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в порядке, определенном Положением о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 691.
Установив, что экспорт товара произведен обществом без получения лицензии, должностным лицом Смоленской таможни в отношении ООО "Химэкс" составлен протокол от 02.12.2020 N 10113000-2193/2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ.
Постановлением от 16.12.2020 N 10113000-2193/2020, вынесенным заместителем начальника таможни, общество признано виновным в совершении вменяемого правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование требований общество указывает на то, что в его действиях отсутствует состав указанного правонарушения; отмечает, что государство - Республика Беларусь и товар - фтористый водород (фтористоводородная (плавиковая) кислота) включены в Перечень иностранных государств и видов контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, утвержденный Указом. N 577. По мнению заявителя, названный Указ в силу положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1.7 КоАП РФ подобно закону, смягчающему или устраняющему ответственность, имеет обратную силу и распространяется на экспортные поставки, совершенные до введения его в действие. В случае несогласия с приведенными доводами, ООО "Химэкс" просит суд применить положения статей 2.9 или 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающие соответственно освобождение от административной ответственности вследствие малозначительности совершенного правонарушения или замену административного штрафа на предупреждение, ссылаясь на то, что является субъектом малого и среднего предпринимательства и что административное наказание назначено ему без учета последствий допущенного нарушения (правил экспортных поставок).
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения по урегулированию порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
Правовое регулирование внешнеэкономических операций и связанного с ними экспортного контроля в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N 183-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 183-ФЗ под контролируемыми товарами и технологиями понимается сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.
В статье 19 Закона N 183-ФЗ установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона (часть 1).
Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (часть 2).
В отношении иностранных государств, придерживающихся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, соблюдающих требования международных режимов экспортного контроля и (или) участвующих в региональной интеграции совместно с Российской Федерацией, может устанавливаться, если это не противоречит интересам безопасности и международным обязательствам Российской Федерации, режим безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров (часть 7).
Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 8).
Безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт. Формирование и ведение указанного реестра, в том числе включение в него и исключение из него российских юридических лиц, осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля в порядке, установленном этим федеральным органом (часть 10).
В целях защиты национальных интересов, обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, и в соответствии со статьей 6 Закона N 183-ФЗ Указом N 1082 утвержден Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, представленный Правительством Российской Федерации.
В указанный список включен фтористый водород (фтористоводородная (плавиковая) кислота) (пункт 4.1.5).
В целях реализации Закона N 183-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 691 утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль.
В соответствии со статьей 19 Закона N 183-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 N 810 утверждены Правила осуществления внешнеэкономической деятельности в случае применения режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров, которые устанавливают порядок осуществления российскими юридическими лицами, включенными в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров (российские уполномоченные организации), внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные государства, на которые в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространяется действие режима безлицензионного экспорта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 19 Закона N 183-ФЗ Указом N 577 утвержден Перечень иностранных государств и видов контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, согласно пункту 25 которого в него включен фтористый водород (фтористоводородная (плавиковая) кислота), а также смеси, содержащие 30% или более указанного химиката (по весу или объему), экспортируемые в Армению, Белоруссию, Казахстан.
Факт вывоза из Российской Федерации фтористоводородной (плавиковой) кислоты, включенной в перечень контролируемых товаров, без получения соответствующей лицензии, подтверждается материалами дела, в том числе рапортом сотрудника оперативно-розыскного отдела таможни от 29.10.2020, товаросопроводительными документами (договор N от 29.01.2015 29/01-П (с приложением N 26 от 05.06.2019), международная товарно-транспортная накладная (CMR) от 06.06.2019, счет-фактура от 06.06.2019 N 473), протоколом от 02.12.2020 N 10113000-2193/2020 об административном правонарушении, и обществом по существу не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, суд первой инстанции по праву согласился с выводом таможни о том, что наличие вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, является доказанным.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом апелляционной инстанции не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей назначено обществу в минимальном размере санкции статьи 16.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
В силу пункта 18.1 Постановления N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления внешнеторговых операций с контролируемыми товарами, равно как и сам перечень этих товаров, находятся в общем доступе (официально опубликованы), и общество при проявлении им необходимой заботливости и осмотрительности могло ознакомиться с указанными нормативными актами, что позволило бы избежать их нарушения.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям и социальная опасность деяния состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", материалы дела не содержат.
С учетом изложенного доводы общества о том, что поставка им в Республику Беларусь, территория которой образует с территорией Российской Федерацией единое таможенное пространство, фтористоводородной (плавиковой) кислоты не привела и не могла привести к наступлению вредных последствий, по справедливому суждению суда первой инстанции, не имеют в данном случае юридического значения и не могут служить основанием для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Указом N 577 отменено получение лицензии на экспорт товаров в Республику Беларусь, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Обществом осуществлен вывоз товара, включенного в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, а также в отношении вывоза которого из Российской Федерации в Республику Беларусь установлен режим безлицензионного экспорта.
Вместе с тем, данный нормативный правовой акт с учетом положений пункта 10 статьи 19 Закона N 183-ФЗ распространяется только на юридических лиц, включенных в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт.
В материалы дела доказательства, свидетельствующие о включении общества в указанный реестр, не представлены. Напротив, как следует из представленного таможенным органом письма Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 23.12.2020 N 240/51/3912, по состоянию на 15.12.2020 запросов от организаций по вопросу включения их в реестр российских юридических лиц, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт, в ФСТЭК России не поступало.
Суд также справедливо не усмотрел оснований для замены штрафа на предупреждение.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 данного Кодекса.
Согласно информации, содержащейся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО "Химэкс" является малым предприятием и включено в указанный реестр по состоянию на 01.08.2016 (выписка по состоянию на 30.11.2020 N ЮЭ9965-20-10592342).
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что общество ранее привлекалось к административной ответственности (постановление мирового судьи судебного участка N 110 города Санкт-Петербурга от 21.06.2017 по делу N 5-339/2017), ввиду чего судом правомерно указано на то, что административное правонарушение, рассматриваемое в настоящем деле, не является впервые совершенным.
В связи с изложенным суд области пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что лицо должно считаться впервые совершившим административное правонарушение, если оно ранее не совершило однородного административного правонарушения, а также о том, что на момент совершения обществом правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ сроки давности привлечения к ответственности по постановлению мирового судьи судебного участка N 110 города Санкт-Петербурга от 21.06.2017 по делу N 5-339/2017 истекли, отклоняются апелляционной коллегией ввиду следующего.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.09.2018 N 302-АД18-6072 по делу N А33-3714/2017, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.
При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления таможенного органа.
Такой подход соответствует позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 17.09.2021 по делу N А62-374/2021.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2021 по делу N А62-344/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-344/2021
Истец: ООО "ХИМЭКС", ООО "Химэкс"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ