г. Владимир |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А39-5429/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.12.2023 по делу N А39-5429/2023, принятое по заявлению администрации города Пензы (ИНН58360110360, ОГРН 1025801358945) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области (ИНН 1326211305, ОГРН 109132601502) о признании незаконным решения от 03.03.2023 N 13-ИВ/3081, выразившегося в отказе рассмотрения и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, площадью 844 180 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина; обязании не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность города Пензы земельные участки площадью 812 342 кв. м, площадью 7064 кв. м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121 в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 58:29:1005010, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва), акционерное общество "ДОМ.РФ"
при участии:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика - не явились, извещены;
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Пензы (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества, ответчик), с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменения предмета спора, о признании незаконным решения от 03.03.2023 N 13-ИВ/3081, выразившегося в отказе рассмотрения и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, площадью 844 180 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина; обязании не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность города Пензы земельные участки площадью 812 342 кв. м, площадью 7064 кв. м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121 в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 58:29:1005010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), акционерное общество "ДОМ.РФ" (далее - АО "ДОМ.РФ").
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.12.2023 года заявленные требования удовлетворены, решение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, изложенное в письме от 03.03.2023 N 13- ИВ/3081, выразившееся в отказе рассмотрения и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, площадью 844 180 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина признано незаконным. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обязано в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить Администрации города Пензы в ответ на заявление N 1-05-2188 от 29.12.2022 решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, площадью 844 180 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина, на два земельных участка для последующей передачи одного из образуемых земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность города Пензы или решение об отказе в утверждении вышеуказанной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.12.2023 по делу N А39-5429/2023 отменить, заявление Администрации города Пензы оставить без удовлетворения.
МТУ Росимущества считает решение суда незаконным, необоснованным, настаивая, что оспариваемый отказ законен и обоснован, поскольку обращение от 29.12.2022 N 1-05-2188, на которое акцентирует внимание заявитель, не является первоначальным документом по спорному вопросу, а выступает лишь дополнением к основному и первичному обращению от 25.04.2022 N 387-д, касающемуся безвозмездной передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которых Администрация просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 58:29:1005010:2121 площадью 844 180 кв. м, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина.
Администрация города Пензы обратилась в МТУ Росимущества с письмом от 25.04.2022 N 387-д по вопросу безвозмездной передачи земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность муниципального образования -город Пенза.
Письмом от 13.05.2022 N 13-ИВ/6760 МТУ Росимущества, в том числе сообщило Администрации со ссылкой на пункт 2 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации о том, что в обращении Администрации города Пензы отсутствовала информация о наличии или отсутствии утвержденного проекта межевания территории, проекта планировки территории на территорию, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, а также информация о предельных минимальных (максимальным) размерах образуемых земельных участков в границах территориальной зоны.
В целях устранения замечаний, изложенных в письме МТУ Росимущества от 13.05.2022 N 13-ИВ/6760, Администрация города Пензы письмом от 13.07.2022 N 387-д представило исправленный и доработанный комплект документов.
Письмом от 18.08.2022 N 13-ИВ/11481 МТУ Росимущества уведомило заявителя о замечаниях и несоответствиях схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории требованиям действующего законодательства.
Письмом от 09.09.2022 N 12/6456 в адрес МТУ Росимущества Администрация представила доработанную и исправленную схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Письмом от 23.11.2022 N 13-ИВ/15880 МТУ Росимущества уведомило Администрацию о том, что Росимущество письмом от 17.11.2022 N 10/50130 отказало в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Администрация в соответствии со статьями 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в МТУ Росимущества с заявлением N 1-05-2188 от 29.12.2022 по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, площадью 844 180 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина, на два земельных участка для последующей передачи одного из образуемых земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность города Пензы. К заявлению приложены схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, CD-R диск со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Письмом от 03.03.2023 N 13-ИВ/3081 МТУ Росимущества сообщило заявителю об отказе в передаче в муниципальную собственность части земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина. Основанием к отказу послужило то, что МТУ Росимущества в соответствии с пунктом 6 статьи 39.31 ЗК РФ уведомило АО "ДОМ.РФ" о поступлении обращения и запросило информацию в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Росимуществом и Фондом "РЖС" от 06.02.2015 N 01-10/4/С-4 о наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ.
Полагая, что отказ МТУ Росимущества в рассмотрении и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории нарушает законные права и интересы заявителя, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, но МТУ Росимущества отказало заявителю в передаче в муниципальную собственность части земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, который до настоящего времени не сформирован. По существу заявление Администрации N 1-05-2188 от 29.12.2022, в котором ставился вопрос об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, рассмотрено не было. Решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории или об отказе в утверждении такой схемы не принято. Уполномоченный орган предусмотренные положениями части 7 статьи 11.4 ЗК РФ действия в месячный срок со дня поступления заявления не совершил.
В качестве правовосстановительной меры суд в порядке ст. 201 АПК РФ посчитал возможным возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить Администрации города Пензы в ответ на заявление N 1-05-2188 от 29.12.2022 решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, площадью 844 180 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина, на два земельных участка для последующей передачи одного из образуемых земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность города Пензы или решение об отказе в утверждении вышеуказанной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на оспаривание отказа, заявителем не пропущен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1.1.) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Согласно пункту 1 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 460 от 19.12.2016 (действовало до 23.06.2023), МТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Таким образом, МТУ Росимущества является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Республики Мордовия и принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии полномочий самостоятельно распоряжаться земельными участками, площадью более десяти гектар, правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
Как верно отметил суд первой инстанции, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений по спорному вопросу, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Необходимость оформления Росимуществом поручения не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В силу статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
В рассматриваемом случае, Администрация обратилась в МТУ Росимущества с заявлением N 1-05-2188 от 29.12.2022 по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, площадью 844 180 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина, на два земельных участка для последующей передачи одного из образуемых земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность города Пензы. В заявлении указано на то, что Администрация подготовила исправленную схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории с учетом недостатков, изложенных в письме МТУ Росимущества N 10/50130 от 17.11.2022. К заявлению приложены схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, CD-R диск со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Письмом от 03.03.2023 N 13-ИВ/3081 МТУ Росимущества сообщило заявителю об отказе в передаче в муниципальную собственность части земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина. Основанием к отказу послужило то, что МТУ Росимущества в соответствии с пунктом 6 статьи 39.31 ЗК РФ уведомило АО "ДОМ.РФ" о поступлении обращения и запросило информацию в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Росимуществом и Фондом "РЖС" от 06.02.2015 N 01-10/4/С-4 о наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ.
Между тем МТУ Росимущества отказало заявителю в передаче в муниципальную собственность части земельного участка с кадастровым номером 58:29:1005010:2121, который до настоящего времени не сформирован.
По существу заявление Администрации N 1-05-2188 от 29.12.2022, в котором ставился вопрос об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, рассмотрено не было. Решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории или об отказе в утверждении такой схемы не принято.
Доводы МТУ Росимущества о том, что обращение от 29.12.2022 N 1-05-2188 не является первоначальным документом по спорному вопросу, а выступает лишь дополнением к основному и первичному обращению от 25.04.2022 N 387-д, касающемуся безвозмездной передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность, не может быть признан обоснованным, поскольку на ранее поданное заявление Администрации МТУ Росимущества ответило письмом от 23.11.2022 N 13-ИВ/15880 об отказе.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, но не соответствует части 7 статьи 11.4 ЗК РФ, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.12.2023 по делу N А39-5429/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5429/2023
Истец: Администрация города Пензы
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: АО "ДОМ. РФ", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Первый Арбитражный апелляционный суд