город Омск |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А46-7080/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9516/2021) товарищества собственников недвижимости "Маркса 38" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.07.2021 по делу N А46-7080/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению товарищества собственников недвижимости "Маркса 38" (ОГРН 1155543022909, ИНН 5505048589, адрес: 644048, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 38) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ленинское" (ОГРН 1075507007300, ИНН 5507087914, адрес: 644020, Омская область, город Омск, улица Иртышская набережная, дом 48А), о признании незаконным решения от 31.03.2020 о внесении изменений в реестр лицензий Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от товарищества собственников недвижимости "Маркса 38" - Сутуга Е.В., полномочия подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах дела,
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Лащевская Е.Е. по доверенности от 25.12.2020,
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ленинское" - Воронянская К.Р. по доверенности от 20.10.2020,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Маркса 38" (далее - ТСН "Маркса 38", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - ГЖИ Омской области, заинтересованное лицо) от 31.03.2020 о внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части исключения сведений о многоквартирном доме (далее - МКД) N 38 по проспекту Карла Маркса в г. Омске, как находящемся под управлением ТСН "Маркса 38" и включении сведений о вышеуказанном МКД, как находящемся под управлением общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ленинское" (далее - ООО "ЖКХ "Ленинское", общество).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ЖКХ "Ленинское" (определение от 03.06.2020).
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.07.2021 по делу N А46-7080/2020 требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе товариществом ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта. Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает на следующие доводы:
- судом не проведена проверка документов и заявления, поданных обществом в ГЖИ Омской области. Суд ограничился лишь констатацией факта проверки и вынесения положительного решения о внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части исключения сведений о МКД N 38 по пр. К. Маркса в г. Омске, как находящегося под управлением товарищества, и включение сведений о вышеуказанном доме, как находящегося под управлением обществом;
- заинтересованным лицом не проведена проверка кворума проведенного общего собрания собственников; неправомерно учтены при подсчете кворума бланки, в которых не имеется указания на документы, подтверждающие право собственности на конкретное помещение в МКД;
- решение Ленинского районного суда г. Омска от 09.11.2020 по делу N 2-1808/2020 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку ГЖИ Омской области не была привлечена к участию в указанном деле;
- ООО "ЖКХ "Ленинское" не выполнило требования о размещении указанной в заявлении информации в системе, установленные частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно, в системе ГИС ЖКХ не размещена дата заключения договора управления;
- товарищество не может прекратить свою деятельность и быть ликвидировано, поскольку является владельцем специального счета на капитальный ремонт.
Подробно позиция ТСН "Маркса 38" изложена в апелляционной жалобе.
От заинтересованного лица и от общества поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела отзыва ГЖИ Омской области, в связи с нарушением при его представлении положений части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Отзыв общества приобщен к материалам дела. По мнению ООО "ЖКХ "Ленинское", решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела.
Общество заявило ходатайство о приобщении к материалам дела копии определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.07.2021 по делу N 2-1808/2020, отмечает, что данный документ не был получен на момент принятия оспариваемого судебного акта.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции посчитал возможным приобщить дополнительный документ к материалам дела, поскольку таковой имеет существенное значение для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель общества в заседании суда апелляционной инстанции высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Представитель заинтересованного лица просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, 11.06.2015 в МКД N 38 по проспекту Карла Маркса в г. Омске создано ТСН "Маркса 38".
На общем собрании собственников помещений в МКД N 38 по вышеуказанному адресу, оформленного протоколом внеочередного общего собрания помещений в МКД от 26.12.2019 N 1/2019, приняты решения об изменении способа управления МКД - управление управляющей организацией, выборе в качестве управляющей организации - ООО "ЖКХ "Ленинское". На основании данного протокола между собственниками помещений в МКД N 38 по проспекту Карла Маркса в г. Омске и обществом 27.12.2019 заключен договор управления многоквартирным домом N 38.
14.02.2020 управляющей организацией ООО "ЖКХ "Ленинское" в порядке части 2 статьи 198 ЖК РФ в ГЖИ Омской области подано заявление о внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о МКД N 38 по проспекту Карла Маркса в г. Омске, как находящемся под управлением вышеуказанной управляющей организации.
Руководствуясь подпунктом "а" пункта 7, пунктом 14 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок), 30.03.2020 ГЖИ Омской области принято решение о внесении с 01.04.2020 изменений в реестр лицензий Омской области в части сведений в отношении указанного выше МКД, как находящемся под управлением общества.
Соответствующее уведомление заинтересованного лица от 31.03.2020 N Исх-20/ГЖИ-4998 получено товариществом.
Полагая, что решение о внесении изменений в реестр лицензий Омской области в отношении управления МКД N 38 по проспекту Карла Маркса является незаконным, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя заявление без удовлетворения, суд первой инстанции, руководствовался статьей 4, частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 АПК РФ, частями 1, 1.3, 2, 3, 9 статьи 161, частями 1, 2, 3 статьи 198 ЖК РФ, пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, подпунктом "е" пункта 5, пунктом 7 и подпунктом "а" пункта 9 Порядка и пришел к выводу, что оспариваемый акт не противоречит действующему законодательству. Судом указано, что по результатам проведенной заинтересованным лицом проверки заявления общества и представленных с ним документов, признаков ничтожности решения собрания собственников помещений в МКД N 38 по проспекту Карла Маркса в г. Омске, оформленного протоколом от 26.12.2019 N 1/2019, не установлено. Также судом приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Омска от 09.11.2020 по делу N 2-1808/2020, которым отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 26.12.2019 N 1/2019.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ и пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что после получения указанных сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в Реестр, определен пунктом 3 Порядка.
На основании пунктов 4, 6, 7 Порядка рассмотрение заявления лицензиата и приложенных к нему документов осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты их поступления; по итогам проверки заявления и документов оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка;
по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
о приостановлении рассмотрения заявления.
Подпунктом "е" пункта 5 Порядка определено, что в ходе рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и приложенных к нему документов орган государственного жилищного надзора, проверяет данные документы, в том числе на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что ГЖИ Омской области проведена проверка заявления и представленных с ним документов на соблюдение условий, установленных действующим законодательством; произведен подсчет голосов собственников помещений в спорном МКД, принявших участие в собрании собственников в период с 01.12.2019 по 20.12.2019, оформленном протоколом от 26.12.2019 N 1/2019, в соответствии с данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации". По итогам рассмотрения заявления общества, заинтересованное лицо признаков ничтожности решения собрания собственников помещений в МКД N 38 по проспекту Карла Маркса в г. Омске, оформленного протоколом от 26.12.2019 N 1/2019, не установило; пришло к заключению о соответствии заявления общества положениям, предусмотренным пунктом 5 Порядка, и приняло решение о внесении с 01.04.2020 изменений в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о вышеуказанном доме, как находящемся под управлением ООО "ЖКХ "Ленинское".
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 09.11.2020 по делу N 2-1808/2020, оставленным без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.07.2021 N 88-12221/2021, отказано в удовлетворении требований Катык К.В., Корсаковой Р.И. к Помельцеву А.А., Мосину П.М., Лазаренко Е.С., Кнаус О. В., Соловьеву В. М., Мотузовой Л.В., Проскуриной Г. В., Ивановой Я.Ю., Кузьмину М.А., Годуновой Ю.В., Дозорцевой С.В., Бережновой А.Г., Блюденову Р.П., Блюденовой Н.В., Иванову А.Е., Карамысовой С.С., Лыковой Е.С., Чистохиной А.П. о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений МКД N 38 по пр. Карла Маркса в г. Омске, оформленного протоколом от 26.12.2019 N 1/2019.
Судами общей юрисдикции в рамках дела N 2-1808/2020 установлено, что в период с 1 по 20 декабря 2019 года по инициативе собственников квартир Помельцева А.А., Мосина П.М., Лазаренко Е.С. Кнаус О.В., Мотузовой Л.В., Проскуриной Г.В. Ивановой Я.Ю., Кузьмина М.А., Годуновой Ю.В., Дозорцевой С.В., Бережновой А.Г., Блюденовой Н.В., Якименко Т.В. проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в МКД по адресу: г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 38, в форме очно-заочного голосования, по результатам которого вынесено решение, оформленное протоколом от 26.12.2019 N 1/2019.
Из указанного протокола следует, что на собрании приняли участие собственники помещений (представители собственников), обладающие 13 108,78 кв.м всех помещений, что составляет 62,25 % от общего числа голосов всех собственников помещений; общая площадь жилых и нежилых помещений в МКД составляет 21 056,78 кв.м.
В повестку дня общего собрания были включены вопросы, в том числе изменение способа управления МКД N 38 по пр. Карла Маркса в г. Омске с товарищества на управление управляющей организацией; передача с 01.01.2020 функции управления общим имуществом собственников жилых и нежилых помещений МКД в управление ООО "ЖКХ "Ленинское".
Разрешая спор по существу, суды общей юрисдикции в рамках дела N 2-1808/2020 пришли к выводу, что решение собственников, оформленное протоколом от 26.12.2019 N 1/2019, не может быть признано недействительным, поскольку не нашел своего подтверждения факт несоблюдения порядка созыва, подготовки и проведения собрания, существенного нарушения правил составления протокола собрания; необходимый кворум для принятия решений (кроме вопросов 8, 9, 10, 11, 13, 14, о чем указано в итогах голосования) имелся.
Также судами дана оценка доводам товарищества о существовании в настоящее время фактически двух способов управления в спорном МКД.
Установленные в рамках дела N 2-1808/2020 обстоятельства обоснованно приняты судом первой инстанции во внимание при разрешении настоящего спора на основании части 3 статьи 69 АПК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к верному выводу, что оспариваемый акт не противоречит действующему законодательству и правомерно отказал товариществу в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апеллянта, установленные по делу N 2-1808/2020 обстоятельства являются преюдициальными для целей разрешения настоящего спора; предлагаемые заявителем способы доказывания по настоящему спору направлены на преодоление вступивших в законную силу судебных актов, что является недопустимым, нарушающим установленный законом процессуальный порядок пересмотра судебных актов.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Маркса 38" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.07.2021 по делу N А46-7080/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7080/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "МАРКСА 38"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ленинское"