город Томск |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А03-5978/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" (N 07АП-7085/2021) на решение от 28.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу NА03-5978/2021 (судья Трибуналова О.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" (ОГРН 1172225032440, ИНН 2225184544, г. Барнаул, пр. Социалистический, дом 24) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (ОГРН: 1022201518547, ИНН: 2221022528, г. Барнаул, ул. Пролетарская, дом 65) о признании незаконным постановления от 14.04.2021 о назначении административного наказания по делу N022/04/9.21-257/2021, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Старкиной Елены Владимировны (659600, Алтайский край, Смоленский район, с. Смоленское, ул. Северная, д. 1, кв.1).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: Вихалева О.В. - доверенность от 11.01.21
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром газораспределение Барнаул") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - административный орган, Управление) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 022/04/9.21-257/2021 от 14.04.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Старкина Елена Владимировна (далее - Старкина Е.В., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром газораспределение Барнаул" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления N 022/04/9.21-257/2021 от 14.04.2021, производство по делу прекратить.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на то, что в письме от 23.12.2020 N АГ-22/5843 общество не указывало на отсутствие возможности подачи заявок через сайт общества; копия сообщения от 16.10.2020 не содержит подтверждения, что во вложении имелась именно заявка Старкиной Е.В.; выводы суда первой инстанции о повторности совершения административного правонарушения по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не подтверждены материалами дела.
Управление, указывая на несостоятельность доводов общества, приведенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
Общество, надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в Управление поступило на рассмотрение обращение Старкиной Е.В. в отношении ООО "Газпром газораспределение Барнаул" (вх. N 2015046 от 04.12.2020) по вопросу нарушения срока рассмотрения заявки о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) жилого дома к сети газораспределения, а также необеспечения возможности для обращения с заявкой на технологическое присоединение посредством официального сайта исполнителя.
31.03.2021 в отношении ООО "Газпром газораспределение Барнаул" составлен протокол N 022/04/9.21-257/2021 по делу об административном правонарушении.
14.04.2021 вынесено постановление о привлечении ООО "Газпром газораспределение Барнаул" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в повторном несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов в течение одного календарного года.
Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N1314).
Согласно пункту 3 Правил подключения, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713);
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме акта о подключении, размещенной на и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В силу абзаца 1 пункта 64 Правил N 1314 для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
Абзац 2 пункта 64 Правил N 1314 предусматривает возможность направления заявителем заявки о подключении (технологическом присоединении) и прилагаемых документов в электронной форме посредством официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт исполнителя).
Подача заявок о подключении (технологическом присоединении) и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством официального сайта исполнителя в порядке, установленном исполнителем. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на официальном сайте исполнителя (Абзац 3 пункта 64 Правил N 1314).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на официальном сайте http://altaigazprom.ru/ ООО "Газпром газораспределение Барнаул" была размещена информация, согласно которой с 29.09.2020 прием по газификации осуществляется дистанционно, по электронной почте: office@altaigazprom.ru, возможность создать личный кабинет не представляется возможным ввиду его отсутствия у исполнителя, в результате чего заявка Старкиной Е.В. с перечнем прилагаемых документов направлена на электронную почту ООО "Газпром газораспределение Барнаул" посредством электронной почты застройщика ООО "СибГазСтрой", а именно: 16.10.2020 в 11 часов 59 минут в адрес Общества посредством электронной почты ООО "СибГазСтрой" поступила заявка от Старкиной Е.В., проживающей в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) жилого дома, расположенного по адресу. Северная ул., 1-1, с. Смоленское, Смоленский район, Алтайский край, к сети газораспределения.
Данная заявка была прочтена обществом 16.10.2020 в 12 часов 52 минуты. Проект договора о подключении (технологическом присоединении) N 12/3196/02-20 подготовлен обществом с нарушением пятидневного срока (20.11.2020).
Таким образом, в нарушение требований пункта 64, подпункта "а" пункта 74 Правил N 1314 общество не обеспечило возможность для обращения с заявкой о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства Старкиной Е.В. посредством официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в нарушении срока направления Старкиной Е.В. по заявке, поступившей 16.10.2020, проекта договора о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения.
При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждается нарушение обществом требований пункта 64, подпункта "а" пункта 74 Правил N 1314, учитывая то обстоятельства, что ранее ООО "Газпром газораспределение Барнаул" привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества события и объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований Правил N 1314 в материалы дела не представлено. При этом доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
То обстоятельство, что на момент подготовки письма от 23.12.2020 еще не поступало заявок через сайт общества, не свидетельствует об отсутствии вины за стороны заявителя, поскольку как профессиональный участник соответствующей сферы предпринимательской деятельности, заявитель обязан был соблюдать вышеуказанные требования Правил N 1314.
Доводы общества о том, что сообщение от 16.10.2020 не содержит подтверждения, что во вложении имелась именно заявка Старкиной Е.В., являются голословными, документально обществом не подтверждены.
Принимая во внимание указанное, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности наличия вины общества в совершении данного административного правонарушения, таким образом, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в рассматриваемом случае такого квалифицирующего признака как - повторность, основан на неверном толковании действующего законодательства, ввиду чего апелляционным судом отклоняется.
Под повторным совершением правонарушения понимается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановлением от 07.08.2019 N 022/04/9.21-418/2019 общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа, которое исполнено обществом 22.07.2020.
Таким образом, годичный срок со дня окончания исполнения постановления от 07.08.2019 N 022/04/9.21-418/2019 на момент совершения обществом вмененного административного правонарушения не истек.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ, а также оснований для снижения размера штрафа в порядке статьи 4.1 КоАП РФ судом не установлено, поскольку обстоятельства совершения обществом правонарушения не имеют свойства исключительности. Оснований для иных выводов у апелляционного суда не имеется. Основания для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Поскольку состав и событие правонарушения подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого решения административного органа требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов не имеется, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов общества не подтверждено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для принятия доводов апелляционной жалобы общества, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5978/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5978/2021
Истец: ООО "Газпром газораспределение Барнаул"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.
Третье лицо: Старкина Екатерина Владимировна