28 сентября 2021 г. |
Дело N А83-12071/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 28.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Евдокимова И.В.,
Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Грабищенко О.В.,
при участи до перерыва:
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Симжилсервис" - Денисенко Д.И., генеральный директор, приказ от 07.06.2021 N 8;
иные лица, участвующие в деле - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Симжилсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 февраля 2021 года по делу N А83-12071/2020 (судья Гаврилюк М.П.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Симжилсервис"
к Муниципальному образованию город Симферополь в лице Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1149102098749),
при участии в деле, качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципального казенного учреждения Департамент финансов Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципального казенного учреждения Управление культуры и культурного Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная система детских библиотек города Симферополя муниципального образования городской округ Симферополь", Администрации города Симферополя Республики Крым
о взыскании 56073,21 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Симжилсервис" (далее - ООО "Симжилсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском (с учётом заявления об уменьшении исковых требований, том 2 л.д. 1-2) к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности по договору управления многоквартирным домом N 01/04/2017 от 01.03.2017 в размере 56073,21 руб. за период с 01.06.2017 по 15.04.2020.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик является собственником нежилых помещений площадью 158,4 кв.м, расположенных по адресу: г. Симферополь, ул. Яблочкова, д. 16, и потребителем услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, однако оплату за пользование и содержание указанного имущества не производит.
Ответчик против исковых требований возражал, указал, что спорное помещение не находится на бухгалтерском учете Администрации, также указанное помещение отсутствует в реестре муниципального имущества, следовательно оснований для оплаты образовавшейся задолженности не имеется, так как такое бремя возложено на собственника.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.02.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 219 ГК РФ, пришел к выводу и том, что Администрация не является собственником нежилого помещения, в связи с чем на нее не может быть возложена обязанность по содержанию общего имущества, расположенного в многоквартирном доме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Симжилсервис" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 апелляционная жалоба оставлена без движения до 12.04.2021 включительно.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 20.04.2021.
Судебное заседание по рассмотрению настоящей апелляционной жалобы неоднократно откладывалось, в судебном заседании объявлялся перерыв, очередное судебное заседания назначено на 21.09.2021.
Определением от 27.07.2021 заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда произведена замена судьи Тарасенко А.А. на судью Колупаеву Ю.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы ООО "Симжилсервис".
05.08.2021 от Государственного унитарного предприятия "Крым БТИ" по запросу суда апелляционной инстанции поступило инвентарное дело на объект недвижимости, а именно: нежилое помещение площадью 158,4 кв.м, расположенное в многоквартирном доме N 16 по ул. Яблочкова, пгт. Грэсовский, г. Симферополь.
В судебное заседание 21.09.2021 явился директор ООО "Симжилсервис", иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
В судебном заседании объявлен перерыв до 21.09.2021 до 17 час. 00 мин.
В судебное заседание после перерыва лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, сторонами давались устные и письменные пояснения, а имеющихся в материалах дела достаточно для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
На основании Решения 80-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 19.12.2017 N 1491 "О вопросах дачи согласия на передачу в безвозмездное пользование нежилых помещений" (далее - Решение 80-й сессии от 19.12.2017) (том 1 л.д. 83-84) Администрация города Симферополя заключила с Муниципальным бюджетным учреждением культуры централизованная система детских библиотек города Симферополя муниципального образования городской округ Симферополь (далее - МБУК ЦСДБ г. Симферополя) договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 09.01.2018 N 53/БП сроком на 11 месяцев.
Согласно приложения N 1 к Решению 80-й сессии от 19.12.2017 утвержден перечень библиотек-филиалов Муниципального бюджетного учреждения культуры централизованная система детских библиотек города Симферополя муниципального образования городской округ Симферополь, в который, среди прочего, включено помещение Библиотеки-филиала N 15, общей площадью 158,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, ул. Яблочкова, д. 16.
На основании решения собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, пгт. Грэсовский, ул.Яблочкова, д. 16 от 18.02.2017, оформленного протоколом N 1 от 18.02.2017 (т. 1 л.д. 33-38), в качестве управляющей организации избрано ООО "Симжилсервис".
Протоколом общего собрания N 1 от 18.02.2017 утвержден размер платы 14,32 руб. за 1 кв. м в месяц, впоследствии размер платы за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества был увеличен в соответствии с протоколом N 1/2018 от 10.05.2018 до 17,90 руб. за 1 кв.м в месяц. С 01.01.2019 размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома составляет 15,60 руб. за кв.м.
Факт осуществления истцом управления многоквартирным домом подтверждается также представленным в материалы дела договором N 01/04/2017 от 01.03.2017 (т. 1 л.д. 42-62), дополнительным соглашением к договору управления многоквартирным домом от 10.05.2018 (т. 1 л.д. 63-69), а также выданным Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым заключением проверки предоставления заявления и документов лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Республики Крым от 28.03.2017 N 353.
Во исполнение своих обязанностей в спорный период истец, осуществляя управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, пгт. Грэсовский, ул. Яблочкова, д. 16, оказывал услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Как указывает истец, МБУК ЦСДБ г. Симферополя частично вносило плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по договору от 01.03.2017 на общую сумму 23725,56 руб.
Поскольку оплата за оказанные услуги произведена не в полном объеме, в период с 01.06.2017 по 15.04.2020 образовалась задолженность в размере 56 073,21 руб.
Истец, полагая, что Администрация города Симферополя Республики Крым является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме N 16 площадью 158,4 кв.м и обязана нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в силу положений статьи 210 ГК РФ, направил претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
В ответ на указанную претензию Муниципальное казенное учреждение управление культуры и культурного наследия Администрации г. Симферополя Республики Крым письмом от 10.06.2020 (том 1 л.д. 79-80) сообщило истцу, что спорное помещение многоквартирного дома N 16 занимает библиотека-филиал N 15 МБУК ЦСДБ г.Симферополя, которое не является собственником названных помещений. Договор управления N 01/04/2017 от 01.03.2017 за оказанные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 16 за период с 01.04.2017 по 15.04.2020 с МБУК ЦСДБ г. Симферополя не заключался, в связи с чем основания для оплаты задолженности МБУК ЦСДБ г. Симферополя отсутствуют.
Поскольку задолженность оказанные услуги погашена не была, истец обратился с исковым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик собственником спорного нежилого помещения не является, а потому, в силу положения статьи 210 ГК РФ, на него не может быть возложено бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
18.03.2014 подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания изложенных норм следует, что нахождение имущества на бухгалтерском учете, в реестре муниципального имущества, а также регистрация права муниципальной собственности на него в Едином государственном реестре недвижимости для отнесения имущества к муниципальной собственности правового значения не имеют. В связи с этим вывод суда о том, что ответчик не является собственником имущества, т.к. оно не находилось на бухгалтерском учете, в реестре муниципальной собственности и право на него не зарегистрировано в установленном порядке, сделан с неправильным применением норм материального права и без учета всех обстоятельств дела.
Законодательный акт Республики Крым, определяя особенности регулирования имущественных отношений на территории Республики Крым, закрепил, что право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований, в связи с чем невыполнение Администрацией своих обязанностей по ведению реестра муниципальной собственности надлежащим образом и невключение в данный реестр нежилого помещения, в котором находится муниципальное бюджетное учреждение культуры, не освобождает Администрацию от бремени содержания данного имущества.
Поскольку Администрация не представила каких-либо документов, подтверждающих, что спорное помещение является муниципальным, суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, направил соответствующих запрос в Государственное унитарное предприятие "Крым БТИ" о предоставлении материалов инвентарного дела на жилой дом N 16, ул. Яблочкова, г. Симферополь, и посчитал необходимым в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего спора приобщить содержащиеся в нем документы, касающиеся помещения библиотеки.
Из материалов инвентарного дела усматривается, что в жилом доме N 16 по ул. Яблочкова в г. Симферополе находится два объекта социальной инфраструктуры - встроенные помещения спортзала и библиотеки.
Так, в материалах инвентарного дела содержатся следующие документы, подтверждающие, что встроенное помещение библиотеки до 18.03.2014 являлось коммунальной собственностью:
- Решение Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 07.03.1991 N 165 о передаче безвозмездно с баланса монтажного управления N14 треста "Электромонтаж" на баланс Грэсовского поселкового совета народных депутатов встроенного нежилого помещения библиотеки площадью 158,4 кв.м;
- решение Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 22.02.2002 N 315 "Об оформлении права коммунальной собственности на объекты социальной инфраструктуры, переданные в коммунальную собственность согласно прилагаемого списка", в том числе встроенные помещения библиотеки по ул. Яблочкова,16, г. Симферополь;
- Свидетельство о праве собственности Территориальной громады в лице Симферопольского городского совета на встроенные помещения библиотеки общей площадью 133,5 кв.м и спортзала общей площадью 460,9 кв.м, расположенные в г. Симферополе, на ул. Яблочкова N 16, от 22.02.2002 N 315;
- экспликация внутренних площадей к плану строения литера "А" по ул. Яблочкова N 16 - библиотеки; и т.д.
Доказательств нахождения в жилом доме иных нежилых встроенных помещений Администрацией не представлено.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце третьем п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещении на общее имущество здания", отношения собственников помещении, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан участвовать в издержках по содержанию и сохранению объекта долевой собственности соразмерно своей доле.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещении в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
По смыслу приведенных положении собственники помещении, расположенных в названном здании, обязаны нести бремя содержания общего имущества, участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения, взносов на капитальный ремонт.
Судебная коллегия установила, что муниципальное образование город Симферополь является собственником нежилого помещения библиотеки в многоквартирном доме по ул.Яблочкова, д. 16, в связи с чем оно должно нести бремя расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в размере, подлежащем определению у учетом площади этого помещения. Передача данного помещения в безвозмездное пользование не исключает указанную обязанность в случае ее неисполнения получателем.
Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение и невнесение его в реестры муниципальной собственности не является основанием для освобождения собственника от несения расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, тем более, что обязанность внесения в реестры и осуществления действий, направленных на регистрацию права муниципальной собственности, лежит на Администрации.
Из вышеизложенного следует вывод, что муниципальное образование, являясь собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, должно нести бремя расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества домов, поэтому передача помещений в аренду или безвозмездное пользование не исключает указанную обязанность в случае ее неисполнения арендаторами и ссудополучателями; несение Обществом (управляющей компанией многоквартирного дома) расходов на содержание и ремонт общего имущества подтверждено представленными в дело доказательствами; поскольку муниципальное образование не оплатило оказанные Обществом в спорный период услуги, с него надлежит взыскать долг в указанном в иске размере.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 14.08.2019 N 305-ЭС19-12513 по делу N А41-97487/2017.
Относительно применения срока исковой давности судебная коллегия считает необходимым указать, что, с учетом уточнения истцом исковых требований, а так же того, что согласно ст. 155 ЖК РФ обязанность оплатить задолженность за июнь 2017 года возникла 11.07.2017, а иск подан 06.07.2020, срок исковой давности истцом не пропущен.
Проверив расчет истца, судебная коллегия признает его арифметически верным. Ответчиком данный расчет не опровергнут, объем и стоимость оказанных услуг не оспорены, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию задолженность в сумме 56073,21 руб. за период с 01.06.2017 по 15.04.2020.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, задолженность за оказанные истцом услуги подлежат взысканию с собственника имущества, которым является муниципальное образование в лице Администрации. Решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 АПК РФ).
Таким образом, с Муниципального образования город Симферополь в лице Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу ООО "Симжилсервис", подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 2243,00 руб., а также государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000,00 руб.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ, пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.
Таким образом, учитывая положения абзаца второго подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, подлежит возврату ООО "Симжилсервис" из федерального бюджета государственная пошлина за подачу искового заявления в размере 355,00 руб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.02.2021 по делу N А83- 12071/2020, - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
2. Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Симжилсервис" - удовлетворить.
Взыскать с Муниципального образования город Симферополь в лице Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Симжилсервис" задолженность по Договору управления многоквартирным домом N 01/04/2017 от 01.03.2017 за период с 01.06.2017 по 15.04.2020 в размере 56073,21 руб., государственную пошлину за подачу искового заявления в сумме 2243,00 руб.
3. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Симжилсервис" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в размере 355,00 руб., уплаченную по платежному поручению N 691 от 29.05.2020.
4. Взыскать с Муниципального образования город Симферополь в лице Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Симжилсервис" государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000,00 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12071/2020
Истец: ООО "СИМЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: город Симферополь в лице Администрации города Симферополя Республики Крым
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГУП "Крым БТИ", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым