г. Саратов |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А06-12156/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 27.09.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28.09.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Астраханской области апелляционную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 июля 2021 года по делу N А06-12156/2020 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Буровая Компания Евразия Шельф" (ОГРН 1073024000280, ИНН 3008011426, 416109, Астраханская обл., Наримановский р-н, пос. Трусово, ул. Северная, д. 7)
к Астраханской таможне (ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414, 414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42)
о взыскании излишне взысканных платежей в сумме 6 397 885, 38 рублей,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Буровая Компания Евразия Шельф" - Тихонов Ю.А., представитель по доверенности от 11.12.2020, имеет высшее юридическое образование;
от Астраханской таможни - Утешева Р.А., представитель по доверенности от 11.01.2021, имеет высшее юридическое образование; Кожанов В.В., представитель по доверенности от 11.01.2021.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Буровая Компания Евразия Шельф" (далее - ООО "БКЕ Шельф", Общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне о взыскании излишне взысканных платежей в сумме 6 397 885,38 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 19 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены, с Астраханской таможни в пользу ООО "БКЕ Шельф" взыскана излишне взысканная пошлина в размере 6 397885,38 руб., а также судебные расходы по оплате госпошлины в размере 54 989,43 руб.
Астраханская таможня не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области.
ООО "БКЕ Шельф" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта ООО "БКЕ Шельф" ввезен и задекларирован по ДТ N 10311010/120320/0010294 товар - "трубы бурильные из ч/м, стальные, не коррозионностойкая легированная сталь, бесшовные, используемые при бурении нефтяных или газовых скважин, предел текучести 135000PSI(930.78 МПА), наружные диаметр 5"(127 ММ), группа прочности S-135, тип высадки IEU" (далее - товар), производитель "NOV Grant Prideco", Объединенные Арабские Эмираты, в количестве - 100 шт.
В целях подтверждения страны происхождения товара и предоставлении тарифных преференций обществом при таможенном оформлении представлен сертификат происхождения товара N 19501306 от 09.02.2020, выданный Торгово-промышленной палатой Дубай (ОАЭ) (т. 1 л.д. 91).
По результатам проведенного контроля правильности определения страны происхождения товара и правомерности предоставления тарифных преференций, Астраханской таможней 13.03.2020 принято решение о проведении дополнительной проверки в связи с нарушением требований к заполнению сертификата о происхождении товаров, произведен расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных выплат в сумме 6 397 885.38 руб., которые были уплачены заявителем (т. 1 л.д. 95, 98, 154).
13.03.2020 в соответствии с пунктом 4 статьи 138 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенным органом принято решение N 10311010/130320/ПВ/000032 о назначении первичной таможенной экспертизы по вопросам имеются ли в документе какие-либо изменения, если имеются, то каково первоначальное содержание, каким способом изготовлен бланк сертификата, имеет ли он специальные средства защиты (т. 1 л.д. 96-97).
В соответствии с заключением таможенного эксперта от 23.03.2020 N 12406050/0009059 бланк сертификата о происхождении товара от 09.02.2020 N 19501306 изготовлен способом электрографии на полноцветном электрофотографическом устройстве, данный способ воспроизведения изображения не применяется при изготовлении бланков строгой отчетности и ценных бумаг в соответствии с общей концепцией их защиты. В сертификате о происхождении товара от 09.02.2020 N 19501306, выданном уполномоченным органом Дубая, ОАЭ, признаков внесения изменений в его содержание путем подчисток, химического травления, исправлений, дописок и допечаток не обнаружено (т. 1 л.д. 104 - 106).
01.04.2020 таможенный орган принял решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, со ссылкой на несоответствие сертификата о происхождении товара от 09.02.2020 N 19501306 требованиям п. 1, 5 Приложения к Правилам определения происхождения товаров (Решение Совета Евразийской экономической комиссии N 49 от 13.07.2018), предложено представить корректировку декларации на товары с учетом антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 18.08.2015 N 101 в размере 31% от таможенной стоимости (т. 1 л.д. 107 - 108).
16.04.2020 таможенный орган внес изменения (дополнения) в сведения, заявленные в декларации на товары, осуществил корректировку декларации на товар (т. 1 л.д. 109).
ООО "БКЕ Шельф", полагая, что излишне уплаченные таможенные платежи подлежат возврату таможенным органом, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и взыскивая излишне уплаченные таможенные платежи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что таможенным органом не установлено, что представленный Обществом сертификат подписан неуполномоченным лицом, подпись и печать в сертификате не являются оригинальными. Из материалов дела не следует, что у таможенного органа могли возникнуть сомнения в стране происхождения товаров.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Таможенное регулирование в ЕАЭС, в том числе правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕЭС), и актами, составляющими право ЕАЭС (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Пунктом 1 статьи 444 "Общие переходные положения" ТК ЕАЭС определено, что ТК ЕАЭС применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В случае если в сертификате о происхождении товара сведения о происхождении товара основаны на иных критериях, чем критерии, применение которых установлено правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, такой сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара (пункт 2 статьи 31 ТК ЕАЭС).
Пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС предусмотрено, что сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
На основании пункта 4 статьи 49 ТК ЕАЭС тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией.
При проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения (пункт 1 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
В силу подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии с Кодексом, в том числе, применять следующие меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля: запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля; назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, под происхождением товаров понимается принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары: 1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил; 2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил (пункт 3 Непреференциальных правил).
В силу пункта 29 Непреференциальных правил при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).
К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата о происхождении товара.
В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности.
На основании пункта 34 Непреференциальных правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях: 1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара; 2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам; 3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 настоящих Правил; 4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил; 5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Согласно пунктам 1, 2, 5 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Непреференциальным правилам) сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, и заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
Сертификат должен содержать следующую информацию: 1) наименование страны происхождения товара; 2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; 3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя; 4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; 5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; 6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; 7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); 8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В силу пункта 9 Требований к сертификату о происхождении товара наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для не рассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
Судом первой инстанции верно установлено, что на основании заключения таможенного эксперта Астраханская таможня пришла к выводу о том, что бланк сертификата соответствия не может рассматриваться как документ, подтверждающий страну происхождения товара. В связи с чем, приняла решение о внесении изменений в сведения ДТ.
Однако, оформление сертификата на специальном бланке, изготовленном типографским (репрографическим) способом, не предусмотрено действующим законодательством (пункты 1, 2 Требований к сертификату о происхождении товара). Отсутствие на сертификате средств защиты таможенный орган экспертным путем не установил.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при отсутствии иных причин для сомнений в подлинности сертификата изготовление его способом электрографии не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении тарифной преференции.
Кроме того, из заключения таможенного эксперта от 23.03.2020 следует, что в сертификате о происхождении товара N 19501306 от 09.02.2020, выданном уполномоченным органом Дубая ОАЭ, признаков внесения изменений в его содержание путем подчисток, химического травления, исправлений, дописок и допечаток не обнаружено.
Также, согласно письму поставщика товара - компании SupTeq Engineering and Technical Services Pte Ltd. от 16.03.2020 Торгово-промышленная палата в ОАЭ не предоставляет документы в бумажном виде, так как на государственном уровне утвержден электронный документооборот, выданный сертификат является подлинным и его достоверность можно проверить на сайте ТПП по ссылке и идентификационному номеру (т. 1 л.д. 103).
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что сертификат происхождения был оформлен с нарушениями, при наличии сомнений в достоверности сертификата таможенный орган не обратился с соответствующим запросом о подтверждении подлинности сертификата и/или о достоверности содержащихся в нем сведений в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат. Кроме того, представленный обществом сертификат содержал всю необходимую информацию о происхождении товара, таможенный орган имел претензии лишь к оформлению сертификата.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что таможенным органом не установлено, что представленный Обществом сертификат подписан неуполномоченным лицом, подпись и печать в сертификате не являются оригинальными. Из материалов дела не следует, что у таможенного органа могли возникнуть сомнения в стране происхождения товаров.
Доводы таможенного органа, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Астраханской таможни удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 июля 2021 года по делу N А06-12156/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-12156/2020
Истец: ООО "Буровая компания Евразия Шельф"
Ответчик: Атраханская таможня
Третье лицо: Арбиртажный суд Астраханской области, Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд