г. Москва |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А41-78351/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малофеевой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.08.2021 по делу N А41-78351/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
индивидуального представителя Гордеевой Любови Ивановны - Клепикова Л.В. представитель по доверенности от 18.02.2019.
Индивидуальный предприниматель Гордеева Любовь Ивановна (далее - ИП Гордеева, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества, управление, заинтересованное лицо) с требованиями о признании незаконным отказа от 21.10.2020 N 50-АН-04/10464 ТУ Росимущества в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041727:462, расположенного под зданием магазина (кадастровый номер 50:20:0041725:374); обязании ТУ Росимущества подготовить и утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041727:462, расположенного под зданием магазина (кадастровый номер 50:20:0041725:374); обязании ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041727:462, расположенного под зданием магазина (кадастровый номер 50:20:0041725:374).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.08.2021 заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконным отказ управления от 21.10.2020 N 50-АН-04/10464 в принятии решения о предварительном согласовании предоставления предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041727:462, обязал управление принять решение о предварительном согласовании предоставления предпринимателю указанного земельного участка с выполнением кадастровых работ по уточнению границ указанного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе управление (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что суд в обжалуемом решении не учел решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 по делу N А41-10380/2020.
В судебном заседании представитель ИП Гордеевой возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Администрации Введенского сельского округа Одинцовского района Московской области от 04.11.1996 N 203 Гордеевой Л.И. предоставлен земельный участок площадью 31,5 кв. м в с. Введенское для установки торгового павильона.
К данному участку постановлением главы Администрации Введенского сельского округа Одинцовского района Московской области от 14.12.2000 N 234 Гордеевой Л.И. выделен и предоставлен дополнительный земельный участок площадью 62,5 кв. м по адресу: с. Введенское, уч. 156а.
Общий размер участка составил 94 кв. м.
На основании указанных постановлений подготовлен план земельного участка с кадастровым номером 50-20-4-2-9-156а.
Администрацией Введенского сельского округа и ИП Гордеевой 14.12.2000 заключен договор аренды земельного участка площадью 94 кв. м для организации торговли промышленными и продовольственными товарами по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, с. Введенское, уч. 156а.
Срок действия договора с 01.01.2001 по 31.12.2004.
Договор зарегистрирован в ЕГРН за номером 50-01.49-04.2001-187-2 от 22.02.2001.
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041727:462, площадью 94 кв. м, по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, с. Введенское, уч. 156а. поставлен на кадастровый учет 05.02.2014, на участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
На основании проекта от 08.09.1997 N 38/4, подготовленного Главархитектурой Московской области, на данном земельном участке ИП Гордеевой возведен магазин, которому присвоен кадастровый номер 50:20:0041725:374. Право собственности ИП Гордеевой зарегистрировано в установленном порядке 22.02.2001.
Предприниматель обратилась в ТУ Росимущества с заявлением от 08.10.2020 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 94 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041727:462.
Письмом от 21.10.2020 N 50-АН-04/10464 ТУ Росимущества отказало заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав на необходимость подготовить межевой план в связи с уточнением местоположения границ земельного участка.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя частично, исходил из их обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Предприниматель является собственником нежилого здания магазина площадью 30 кв. м, количество этажей - 1, по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, с. Введенское, д. 156а.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 названного Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 названного Кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 названного Кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Так, согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Кодекса, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Кодекса. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Статьей 39.15 названного Кодекса предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и список прилагаемых документов.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи к данному заявлению должны быть приложены соответствующие документы, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 7 указанной статьи установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 указанной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Такое решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.
При этом пунктом 17 статьи 39.15 названного Кодекса установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что заявителем в ТУ Росимущества были представлены необходимые документы в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка мотивирован тем, что необходимо подготовить межевой план в связи с уточнением местоположения границ земельного участка.
Между тем, порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен пунктом 1 статьи 14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.14 названного Кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 17.06.2021, представленной в материалы дела, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041727:462, площадью 94 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения и обслуживания магазина", поставлен на кадастровый учет в 2014 году, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 13 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка; 4) в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ; 5) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.
Согласно пункту 15 указанной статьи лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, по смыслу вышеприведенных норм, подготовка межевого плана в целях уточнения границ испрашиваемого земельного участка осуществляется заявителем только после принятия в отношении него решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а не до принятия такого решения.
Приведенное ТУ Росимущества в письме от 21.10.2020 основание для отказа со ссылкой на необходимость установления границ земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании его предоставления не соответствует указанным выше положениям законодательства.
Так, как указано выше, земельный участок площадью 94 кв. м, по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, Введенский с.о., с. Введенское, уч. 156а образован и имеет кадастровый номер 50:20:0041727:462.
Таким образом, поскольку в государственном кадастре недвижимости уже содержатся сведения об образованном земельном участке, то в рассматриваемом случае образование земельного участка не требуется, в связи с чем отсутствует необходимость в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка для принятия решения о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно счел не подлежащими удовлетворению требования ИП Гордеевой в части, касающейся обязания ТУ Росимущества подготовить и утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041727:462 под зданием магазина.
Приведенные ТУ Росимущества в оспариваемом решении от 21.10.2020 основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не являются достаточными и обоснованными.
Податель жалобы отмечает, что суд в обжалуемом решении не учел решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 по делу N А41-10380/2020.
Между тем, в рамках указанного дела обжаловано другое решение управления по иным основаниям.
В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.08.2021 по делу N А41-78351/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78351/2020
Истец: Гордеева Любовь Ивановна
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Московской области
Третье лицо: Администрация Одинцовского городского округа Московской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Росимущества в Московской области