г. Красноярск |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А33-5350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "29"сентября 2021года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.,
судей: Барыкина М.Ю., Иванцовой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Общества с ограниченной ответственностью "Фудмастер"):
Колесниковой Д.В., представителя по доверенности от 29.06.2021, диплом, свидетельство о заключении брака от 05.03.2021; от налогового органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю): Махнатова П.Ю., представителя по доверенности от 12.01.2021, диплом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фудмастер"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" июля 2021 года по делу N А33-5350/2021
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фудмастер" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 (далее - ответчик) о признании незаконным сообщения об отказе в предоставлении субсидии N 20459 от 12.08.2020.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.07.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
От налогового орган в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Фудмастер" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю в качестве юридического лица 13.01.2020 за основным государственным регистрационным номером 1202400000230.
В качестве видов деятельности заявителя последним, при регистрации в качестве юридического лица, указаны коды видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятым постановлением от 06.11.2001 N 454-ст Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии с 01.01.2003: основной - 10.85 "Производство готовых пищевых продуктов и блюд", а также ряд дополнительных видов деятельности, в том числе: 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания". 04.06.2020 общество "Фудмастер" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, согласно которому общество сообщило об осуществлении им в качестве основного вида деятельность, имеющую код 56.10, и дополнительных видов деятельности, имеющих код 10.85. Изменения в кодах ОКВЭД зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц 11.06.2020 за ГРН 2202400552880. 15.05.2020 в Межрайонную инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи обществом "Фудмастер" подано заявление от 25.05.2020 N 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" за июнь 2020 года.
Сообщением N 20459 от 12.08.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю обществу отказано в предоставлении субсидии в связи с несоблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 3 Правил в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, указанным в Приложении N 3 к Правилам.
Считая отказ в предоставлении субсидии незаконным, настаивая на том, что обществом фактически осуществлялась деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10), данный вид ОКВЭД включен в качестве дополнительного вида деятельности в реестр по состоянию на март 2020 года, а в июне 2020 года указан в качестве основного, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность вносить изменения в коды в случае изменения видов экономической деятельности, включая основной, определена Федеральным законом N 129-ФЗ и возложена на само юридического лицо. Юридическое лицо несет риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с неисполнением установленных законом обязанностей.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 (далее - Постановление N 976) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил определены условия для включения субъектов малого и среднего предпринимательства в реестр получателей субсидий. Одним из таких условий является отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ, либо в ЕГРИП по состоянию на 10 июня 2020 года, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3 Правил или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых, не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 года в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, в случае, если осуществляемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 10 июня 2020 года, установлено невыполнение положений Правил Постановления N 976, что исключает возможность получения указанным юридическим лицом субсидий.
Согласно сведений из ЕГРЮЛ в отношении заявителя по состоянию на 10.06.2020 в сведениях об ОКВЭД основным видом деятельности является 10.85 - "Производство готовых пищевых продуктов и блюд", внесенный 13.01.2020 за государственным регистрационным номером 1202400000230. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.06.2020
Указанный вид экономической деятельности не поименован в перечне отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (приложение N 3 к Правилам).
Учитывая, что зарегистрированный обществом основной вид деятельности не включен в перечень пострадавших отраслей, утверждённый Постановлением N 976, оснований для предоставления заявителю субсидии за июнь 2020 года у Инспекции не имелось.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном не основаны на нормах права.
Факт регистрации 11.06.2020 обществом в ЕГРЮЛ основного вида деятельности с кодом 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания", относящегося к подгруппе пострадавших отраслей, не имеет самостоятельного значения для разрешения спора по существу и не влечет за собой права на получение субсидии, поскольку по состоянию на 10.06.2020 основным видом деятельности общества являлся иной вид деятельности (ОКВЭД 10.85).
Кроме того, при осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговые органы руководствуются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 129-ФЗ и пункта 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.08.2012 N ММВ-7-6/25@, учредитель юридического лица или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель самостоятельно определяют виды экономической деятельности, которыми предполагают заниматься, и представляют сведения о соответствующих кодах по ОКВЭД для включения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
В связи с чем, следует учитывать, что присвоение кодов ОКВЭД юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям носит заявительный характер, которые при изменении кодов ОКВЭД обязаны в течение 3 рабочих дней с момента изменения таких сведений (в том числе о том, какой вид деятельности относится к основному виду деятельности, какой к дополнительному) в целях внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства (пункт "п" части 1, подпункт "о" пункта 2, пункт 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, пункт 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.08.2012 N ММВ-7-6/25@).
Неисполнение данной обязанности ведет к искажению государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом (статья 4 Закона N 129-ФЗ). При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для государственной регистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять организацию, которая имеет право на получение субсидии по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, федеральным законом не предусмотрено.
Законодатель не устанавливает правовых механизмов получения и проверки информации о хозяйственной деятельности организации, которая имеет право на получение субсидий, для дальнейшего сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду.
Законодателем также не устанавливается временной период, за который подлежит анализу информация (документация) о хозяйственной деятельности организации, которая имеет право на получение субсидий, в целях сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что для определения организации, которая имеет право неполучение субсидии, используется исключительно тот основной код ОКВЭД, который определен и заявлен непосредственно субъектом экономической деятельности и внесен в установленном порядке в ЕГРИП и ЕГРЮЛ по состоянию на 10.06.2020.
Поскольку общество в регистрирующий орган с заявлением об изменении основного вида деятельности до 10.06.2020 не обращалось, то общество в силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несвоевременным внесением в ЕГРЮЛ сведений об изменении основного вида деятельности.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" июля 2021 года по делу N А33-5350/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5350/2021
Истец: ООО "ФУДМАСТЕР"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИФНС РОССИИ N 24 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ