г. Вологда |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А66-3319/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 мая 2021 года по делу N А66-3319/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 170001, Москва, Проектируемый 4062-й проезд, дом 6, строение 25; адрес подразделения: 170001, Тверская область, город Тверь, проспект Калинина, дом 17; далее - общество, АО "АтомЭнергоСбыт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - ГЖИ) о признании недействительным предписания от 19.02.2021 N 1/ОГ-21.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 мая 2021 года по делу N А66-3319/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что суд не учел, что прибор учета считается вышедшим из строя по истечении межповерочного интервала проверки приборов учета, доказательств того, что прибор учета был исправен и пригоден к расчетам, не имеется. Сослался на наличие нарушений при составлении акта проверки, послужившего основанием для выдачи предписания.
Общество и ГЖИ надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в результате рассмотрения обращения гр. Писаренко С.Л., проживающей по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Дзержинского, д. 45, кв. 22, вх. от 11.01.2021 N 1/ОГ относительно перерасчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с июня 2017 года по февраль 2019 года, отраженного в платежном документе за ноябрь 2020 года, на сумму +1 938,43 руб. в отношении общества 19.02.2021 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований жилищного законодательства при определении размера платы за коммунальные услуги.
В результате проведенной проверки уполномоченным органом установлено, что в платежном документе за ноябрь 2020 года, выставленном к оплате АО "АтомЭнергоСбыт", отражен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на сумму 1 938,43 руб.
Основанием для выполнения указанного перерасчета послужило решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2018 по делу N А66-8582/2018 и решение Арбитражного суда Тверской области от 06.11.2018 по делу N А66-3122/2018, которые являются результатом судебного разбирательства о доначислении норматива потребления в связи выходом из строя индивидуальных приборов учета электроэнергии из-за истекшего межповерочного интервала и несоответствующего класса точности.
Управление, полагая, что обществом в нарушение пунктов 59, 60, 42, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выполнен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в период с июля 2017 года по 25 мая 2018 года исходя из норматива потребления при отсутствии факта, подтверждающего выход из строя индивидуального прибора учета электроэнергии, вынесено оспариваемое предписание.
Заявителю предписано в срок до 12.04.2021 выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с июля 2017 года по май 2018 года в размере неправомерно выполненного в ноябре 2020 год на сумму 1 938, 43 руб.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании пункта 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В силу пункта 81 (10) Правил N 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из подпункта "д" пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
На основании пункта 81(13) упомянутых Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Следовательно, при истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя и в этом случае плата за коммунальную услугу определяется на основании подпункта "а" пункта 59 Правил N 354.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в предусмотренных в названном пункте случаях и за указанные расчетные периоды, в том числе в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно пункту 60 вышеназванных Правил по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, при выходе прибора учета из строя плата за коммунальную услугу производится в указанном порядке, то есть с учетом среднемесячных показаний за определенный период, а далее с учетом норматива потребления коммунальных услуг.
Как установил суд первой инстанции, жилое помещение по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Дзержинского, д. 45, кв. 22, оборудовано индивидуальным прибором учета СО-5 N 130803 (далее - ИПУ). Срок поверки указанного прибора истек в 1991 году. ИПУ СО-5 N 130803, год выпуска - 1975, класс точности - 2,5, межповерочный интервал - 16 лет. Актов осмотра, проверки ИПУ за период, за который произведено доначисление платы, а именно с июня 2017 года по февраль 2019 года, не имеется.
Снятие показаний ИПУ выполнено за июнь, июль, декабрь 2017 года, январь 2018 года, февраль 2018 года.
АО "АтомЭнергоСбыт" 22.01.2018 направлено рекомендательное письмо в адрес Писаренко С.Л. о замене ИПУ.
Согласно акту осмотра ООО УК "Центральная", составленному в присутствии специалиста ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" от 15.03.2018, срок поверки ИПУ СО-5 N 130803 истек.
ИПУ СО-5 N 130803 заменен 25.05.2018, что подтверждено актом замены ИПУ от 25.05.2018, выпиской из лицевой карты потребителя.
Факт выхода из строя ИПУ в связи с истечением срока поверки установлен ОП "ТверьАтомЭнергосбыт" 25.05.2018 при его замене.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктами 59, 60 Правил N 356 мог бы быть выполнен только с 25.05.2018, однако на указанную дату ИПУ заменен.
В нарушение подпункта "а" пункта 59 Правил N 354 перерасчет обществом выполнен с июля 2017 года по февраль 2018 года до даты замены прибора учета, то есть за период, предшествующий моменту обнаружения неисправности прибора, с применением норматива потребления.
Исходя из того, что в силу упомянутых выше норм плата за коммунальную услугу, поставленную потребителю за расчетный период, в случае выхода из строя прибора учета может определяться с учетом рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса только начиная с даты, когда наступило указанное событие (в данном случае - даты обнаружения заявителем неисправности прибора), суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности перерасчета платы за предшествующий 25.05.2018 период, осуществленный обществом.
Ссылку общества на судебный акты, принятые в рамках дел N А66-3122/2018, N А66-8582/2018, суд первой инстанции признал несостоятельной и отклонил в связи со следующим.
Из обстоятельств, установленных в рамках принятия указанных выше решений суда (дело N А66-3122/2018 о взыскании с ООО "Бологовская управляющая компания" в пользу АО "АтомЭнергоСбыт" задолженности в сумме 60 018,1 руб. за период с июня 2017 года по сентябрь 2017 года; дело N А66-8582/2018 о взыскании с ООО "Бологовская управляющая компания" в пользу АО "АтомЭнергоСбыт" задолженности в сумме 172 170,33 руб. за период с октября по декабрь 2017 года, январь, февраль 2018 года), не следует, что у общества имелись правовые основания для перерасчета рассматриваемых денежных сумм и предъявления к возмещению с потребителей.
Вопреки доводам подателя жалобы, указанные судебные акты по делам N А66-17357/2017, А66-3122/2018, N А66-8582/2018 преюдициального значения для рассматриваемого спора не имеют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о наличии у ГЖИ законных и объективных оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Доводы жалобы о наличии нарушений при составлении акта проверки, которые носят технический характер, коллегией судей не принимаются, поскольку не свидетельствуют о незаконности обжалуемого предписания.
Таким образом, требования общества обоснованно отклонены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 мая 2021 года по делу N А66-3319/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3319/2021
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ