г. Красноярск |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А33-23231/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Бутиной И.Н., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Транспортные системы Красноярск": Булатова А.А., представителя по доверенности от 11.01.2021 N 1, диплом серии КЕ N 22466, рег.N 1/421-Ю01 от 27.06.2012,
от общества с ограниченной ответственностью "ОТК": Загребиной О.А., представителя по доверенности от 02.08.2021 N 7/2021, диплом серии АВС N 0357163 от 23.05.1998, рег.N7582,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОТК"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 июля 2021 года по делу N А33-23231/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортные системы Красноярск" (далее - истец, общество "Транспортные системы Красноярск") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ОТК" (далее - заявитель, апеллянт, ответчик, общество "ОТК") о взыскании:
292 916 рублей 01 копейки - задолженности по договору на транспортно-экспедиционное обслуживание N 2254 от 07.06.2019,
29 291 рубль 60 копеек - штрафа.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2021 года по делу N А33-23231/2020 исковые требования удовлетворены.
С общества "ОТК" в пользу общества "Транспортные системы Красноярск" взыскано 322 207 руб. 61 коп., из них:
292 916 рублей 01 копейка основной долг,
29 291 рубль 60 копеек штраф,
9 444 рубля расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- истцом не представлены доказательства фактически понесенных дополнительных расходов, связанных с исполнением договора.
- истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора,
- в подтверждение сумы долга истец необоснованно ссылается на акты выполненных работ на сумму 4 069,50 долларов США, возникших в рамках правоотношений с третьим лицом - обществом ТОО "ТЭК "А-Транс".
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 02.09.2021 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 03.09.2021 10:55:55 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
От общества "Транспортные системы Красноярск" 13.09.2021 поступил отзыв на апелляционную жалобу с возражениями на доводы заявителя, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2021 года по делу N А33-23231/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов апеллянта, полагает, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных материалов дела, 07.06.2019 между сторонами заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание N 2254, по которому общество "Транспортные системы Красноярск" (экспедитор) обязалось за вознаграждение и за счет общества "ОТК" (заказчика) выполнить или организовать выполнение работ, связанных с транспортно-экспедиторским обслуживанием внутренних, экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов, перевозок подвижным составом, порожнего подвижного состава, с предоставлением дополнительных услуг, связанных с данными перевозками, а клиент обязался оплатить данные услуги в соответствии с условиями договора.
За период с марта по апрель 2020 года обществом "Транспортные системы Красноярск" на основании заявок общества "ОТК" оказаны следующие услуги:
- оплата провозной платы по территории Казахстана, Таджикистана, Узбекистана.
При оказании услуг экспедитором понесены дополнительные расходы, связанные с оплатой сборов железнодорожных вагонов по следующим основаниям:
- несвоевременное предоставление инструкции на возврат вагона в порожнем состоянии,
- введение конвенционного запрета на осуществление данных перевозок.
В подтверждение представлены заявки, дорожные ведомости, инструкции, акты общей формы, памятки приемосдатчика, претензии, акты оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 32 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), графой 23 накладных СМГС по отправкам заказчика расходы в сумме 4 069,50 долларов США оплачены перевозчику ТОО "ТЭК "А-Транс", которые возмещены ООО "ТСК" на основании актов выполненных работ (оказанных услуг), подписанных в рамках договора от 01.05.2018 г. N 82/А, заключенного между ООО "ТСК" и ТОО "ТЭК "А-Транс".
Согласно пункту 17 договора ООО "ОТК" обязалось оплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, согласованные в Заявках. Клиент производит 100% предоплату транспортно-экспедиционных услуг по договору на основании счетов экспедитора по реквизитам, указанным в счетах, в течение 1-го банковского дня с момента направления копии счета по электронной почте/факсу. Моментом оплаты считается дата зачисления денежных средств клиента на расчетный счет экспедитора. Дополнительные счета, корректировочные счета, выставленные по дополнительным расходам экспедитора, клиент оплачивает в течение 2 (двух) дней с момента направления соответствующего счета.
Кроме того, согласно абзаца 2 пункта 18 договора ООО "ОТК" обязалось возмещать дополнительные расходы экспедитора, а также расходы, вызванные нарушением Клиентом условий отправки грузов (заполнение накладных с нарушением инструкций, переданных клиенту экспедитором или по его поручению третьим лицом; задержка с предъявлением груза к перевозке; перевозка груза или наименование которого не согласованы с экспедитором; неправильное оформление перевозочных документов и т.п.), а также оплатить начисленное по правилам п. 11 договора на данные расходы вознаграждение экспедитора. Оплата дополнительных расходов клиентом производится в течение 2 (двух) банковских дней с момента предоставления экспедитором документов, подтверждающих такие расходы и выставления счета.
При направлении ответчиком заявки от 06.02.2020 N 38-Е согласно акту общей формы от 26.01.2020 вагон N 29013075 с 26.01.2020 находился после выгрузки на станционных путях в ожидании кодового уведомления. 06.02.2020 после получения станцией кодовой информации, подтверждающей оплату провозной платы для осуществления перевозки вагона, подлежащей внесению в графу 23 накладной, согласно памятки приемосдатчика N 128 данный вагон был принят перевозчиком к перевозке. При этом, за время нахождения вагона на станционных путях перевозчиком был начислен штраф за простой вагона на станционных путях в размере 728,00 долларов США и списан в безакцептном порядке с экспедитора, указанного в качестве плательщика в графе 23 накладной, который был возмещен Истцом, что подтверждает акт выполненных работ (оказанных услуг) от 31.03.2020 г. N 102. Несвоевременное обращение ответчика за предоставлением кодовой информации обусловлен тем, что подсыл порожнего вагона ответчиком планировался в адрес ТОО "Казцинк" на станцию Оскемен 1, при этом, перевозка по данным критериям была запрещена в виду объявленного конвенционного запрета на осуществление перевозки порожних вагонов на станции Республики Казахстан.
При направлении ответчиком заявки от 06.02.2020 N 27-Ю согласно акту общей формы от 25.01.2020 вагон N 29013117 с 25.01.2020 находился после выгрузки на станционных путях в ожидании кодового уведомления. 06.02.2020 после получения станцией кодовой информации, подтверждающей оплату провозной платы для осуществления перевозки вагона, подлежащей внесению в графу 23 накладной, согласно памятки приемосдатчика N 107 данный вагон был принят перевозчиком к перевозке. При этом за время нахождения вагона на станционных путях перевозчиком был начислен штраф за простой вагона на станционных путях в размере 830,25 долларов США и списан в безакцептном порядке с экспедитора, указанного в качестве плательщика в графе 23 накладной,, который был возмещен истцом, что подтверждает акт выполненных работ (оказанных услуг) от 31.03.2020 г. N 105. Несвоевременное обращение ответчика за предоставлением кодовой информации обусловлен тем, что подсыл порожнего вагона ответчиком планировался в адрес ТОО "Казцинк" на станцию Оскемен 1, при этом, перевозка по данным критериям была запрещена в виду объявленного конвенционного запрета на осуществление перевозки порожних вагонов на станции Республики Казахстан.
06.02.2020 ответчиком была направлена заявка N 9 на оказание услуг по оплате провозной платы для осуществления перевозки порожнего вагона N 29114469 со станции отправления Худжанд Республики Таджикистан до станции назначения Оскемен 1 Республики Казахстан. Согласно акту общей формы от 09.02.2020 в ходе осуществления перевозки вагон был задержан на станции Бекабад Республики Узбекистан по причине неприема вагона перевозчиком Республики Казахстан в связи с конвенционным запретом на осуществление данной перевозки. Согласно акту общей формы N 44 вагон 11.02.2020 был снят с простоя в связи со снятием конвенционного запрета на данную перевозку согласно телеграмме от 11.02.2020 г. N 485. При этом за время нахождения вагона на станционных путях перевозчиком была начислена плата за простой вагона на транзитной дороге, а также сбор за работу локомотива в общем размере 313,97 долларов США и списан в безакцептном порядке с экспедитора, указанного в качестве плательщика в графе 23 накладной, который был возмещен истцом, что подтверждает акт выполненных работ (оказанных услуг) от 31.03.2020 г. N 100.
06.02.2020 г. ответчиком была направлена заявка N 29-Ю на оказание услуг по оплате провозной платы для осуществления перевозки порожнего вагона N 52105491 со станции отправления Худжанд Республики Таджикистан до станции назначения Оскемен 1 Республики Казахстан. Согласно акту общей формы от 09.02.2020 г. в ходе осуществления перевозки вагон был задержан на станции Бекабад Республики Узбекистан по причине неприема вагона перевозчиком Республики Казахстан в связи с конвенционным запретом на осуществление данной перевозки. Согласно акту общей формы N 45 вагон 11.02.2020 г. был снят с простоя в связи со снятием конвенционного запрета на данную перевозку согласно телеграмме от 11.02.2020 г. N 485. При этом за время нахождения вагона на станционных путях перевозчиком была начислена плата за простой вагона на транзитной дороге, а также сбор за работу локомотива в общем размере 265,68 долларов США и списан в безакцептном порядке с экспедитора, указанного в качестве плательщика в графе 23 накладной,, который был возмещен истцом, что подтверждает акт выполненных работ (оказанных услуг) от 31.03.2020 г. N 100.
24.01.2020 г. ответчиком была направлена заявка N 12-ю на оказание услуг по оплате провозной платы для осуществления перевозки порожних вагонов NN 29012523, 29012135 со станции отправления Галаба (эксп.) Республики Узбекистан на станцию назначения Худжанд Республики Таджикистан. При это, согласно акту N 65 от 25.01.2020 г. вагоны находились на станционных путях в ожидании инструкции на оформление перевозочного документа с 12.01.2020 г. и 19.01.2020 г. 25.01.2020 г. после получения инструкции вагоны были приняты к перевозке. При этом, за время нахождения вагона на станционных путях перевозчиком была начислена плата за простой вагона на транзитной дороге, а также сбор за работу локомотива в общем размере 1931,60 долларов США и списан в безакцептном порядке с экспедитора, указанного в качестве плательщика в графе 23 накладной,, который был возмещен истцом, что подтверждает акт выполненных работ (оказанных услуг) от 28.02.2020 г. N 37.
В силу специфики перевозки грузов транзитным сообщением по территории Республики Узбекистан назначением на Афганистан и возврата порожних вагонов с территории Афганистана через станцию Галаба (эксп.) оформление перевозочного документа на возврат вагонов в порожнем состоянии осуществляется непосредственно работниками станции Галаба на основании поступивших от владельцев вагонов инструкций по заполнению перевозочных документов. Данный факт подтвержден в частности телеграммой ОАО "РЖД" от 03.04.2009 г. N ЦМО-20/82/ЦФТОКР-25/2.
Оплата платежей произведена в интересах ответчика, поскольку обязанность по оплате данных платежей возложена на ответчика и отсутствие оплаты данных платежей является основанием для задержки вагонов по данному основанию в силу § 1 ст. 34 СМГС.
В соответствии с условиями договора в целях возмещения понесенных расходов общество "ТСК" направило в адрес общества "ОТК" универсальные передаточные документы от 31.03.2020 N 346, 347, от 31.05.2020 N 511 на общую сумму 292 916,01 руб. Отсутствие оплаты понесенных расходов со стороны ответчика явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по возмещению истцу дополнительных расходов, связанных с исполнением договора транспортно-экспедиционного обслуживания от 07.06.2019 N 2254.
При вынесении обжалуемого судебного акта арбитражный суд руководствовался положениями статей 8, 307, 309, 329, 330, 790, 801 ГК РФ, статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Правоотношения сторон возникли из договора транспортной экспедиции, следовательно, к ним применимы положения главы 41 ГК РФ, а также Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.
В пункте 1 статьи 801 ГК РФ указано, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Согласно статье 32 СМГС перевозчику должны быть возмещены все расходы, связанные с перевозкой груза, не предусмотренные применяемыми тарифами и вызванные причинами, не зависящими от перевозчика. Данные расходы устанавливаются на дату их возникновения отдельно для каждой отправки и подтверждаются соответствующими документами. Возмещение дополнительных расходов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 31 "Уплата провозных платежей и неустоек".
В соответствии с § 2 статьи 31 СМГС если отправитель или получатель выполнение своих обязанностей, предусмотренных в § 1 настоящей статьи, возлагает на третье лицо, то это лицо должно быть указано отправителем в накладной в качестве плательщика и должно иметь договор с соответствующим перевозчиком.
Согласно пункту 17 договора общество "ОТК" обязалось оплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, согласованные в Заявках. Клиент производит 100% предоплату транспортно-экспедиционных услуг по договору на основании счетов экспедитора по реквизитам указанным в счетах, в течение 1-го банковского дня с момента направления копии счета по электронной почте/факсу. Моментом оплаты считается дата зачисления денежных средств клиента на расчетный счет экспедитора. Дополнительные счета, корректировочные счета выставленные по дополнительным расходам экспедитора, клиент оплачивает в течение 2 (двух) дней с момента направления соответствующего счета.
Согласно абзаца 2 пункта 18 договора ООО "ОТК" обязалось возмещать дополнительные расходы экспедитора, а также расходы вызванные нарушением клиентом условий отправки грузов (заполнение накладных с нарушением инструкций, переданных клиенту экспедитором или по его поручению третьим лицом; задержка с предъявлением груза к перевозке; перевозка груза или наименование которого не согласованы с экспедитором; неправильное оформление перевозочных документов и т.п.), а также оплатить начисленное по правилам п. 11 договора на данные расходы вознаграждение экспедитора. Оплата дополнительных расходов клиентом производится в течение 2 (двух) банковских дней с момента предоставления экспедитором документов, подтверждающих такие расходы и выставления счета.
В материалы дела истцом представлены документы, подтверждающие факт возникновения дополнительных расходов и каждый этап движения данных расходов от перевозчика к истцу, а также документы согласно которым обязанность по возмещению истцу данных расходов возлагается на ответчика, а именно:
* по вагону N 29013075: заявка от 06.02.2020 г. N 38-Е, инструкция по заполнению накладной на возврат порожних вагонов из под выгрузки от 06.02.2020 г. N 1059, телеграмма N 1/2153, накладной СМГС по отправке N 789747, памятка приемосдатчика N 128, договор от 04.07.2018 г. N 452, счет-фактура от 31.05.2020 г. N 4523/20U-5, заявление на перевод от 20.05.2020 г. N 19, договор от 01.05.2018 г. N 82/А, акт выполненных работ (оказанных услуг) от 31.03.2020 г. N 102 и заявление на перевод от 30.12.2019 г. N 445;
* по вагону N 29013117: заявка от 06.02.2020 г. N 27-Ю, инструкция по заполнению накладной на возврат порожних вагонов из под выгрузки от 06.02.2020 г. N 1055, телеграмма N 1/2149, накладная СМГС по отправке N 789746, памятка приемосдатчика N 107, договор от 04.07.2018 г. N 452, счет-фактура от 30.06.2020 г. N 4523/20U-6, заявление на перевод 29.06.2020 г. N 27, с договором от 01.05.2018 г. N 82/А, акт выполненных работ (оказанных услуг) от 31.03.2020 г. N 105 и заявление на перевод от 30.12.2019 г. N 445;
- по вагону N 29114469: заявка от 06.02.2020 г. N 9, инструкция по заполнению накладной на возврат порожних вагонов из под выгрузки от 06.02.2020 г. N 1054, телеграмма N 1/2148, накладная СМГС по отправке N 181452, акт общей формы от 09.02.2020 г., акт общей формы N 44 вагон 11.02.2020 г., памятка приемосдатчика N 44, договор от 04.07.2018 г. N 452, счет-фактура от 31.05.2020 г. N 4523/20U-5, заявление на перевод от 29.05.2020 г. N 21, договор от 01.05.2018 г. N 82/А, акт выполненных работ (оказанных услуг) от 31.03.2020 г. N 100, и заявление на перевод от 30.12.2019 г. N 445.
* по вагону N 52105491: заявка от 06.02.2020 г. N 29-Ю, инструкция по заполнению накладной на возврат порожних вагонов из под выгрузки от 07.02.2020 г. N 1094, телеграмма N 1/2798, накладной СМГС по отправке N 181451, акт общей формы от 09.02.2020 г., акт общей формы N 45 вагон 11.02.2020 г., памятка приемосдатчика N 45, договор от 04.07.2018 г. N 452, счет-фактура от 31.05.2020 г. N 452э/20И-5, также заявление на перевод от 29.05.2020 г. N 21, договор от 01.05.2018 г. N 82/А, акт выполненных работ (оказанных услуг) от 31.03.2020 г. N 100 и заявление на перевод от 30.12.2019 г. N 445;
* по вагонам N N 29012523, 29012135: заявка от 24.01.2020 г. N 12-ю, инструкция по заполнению накладной на возврат порожних вагонов из под выгрузки от 24.01.2020 г. N 631, телеграмма N 1/8152, акт N 65 от 25.01.2020 г., ведомость подачи и уборки вагонов 66/02/20, договор от 04.07.2018 г. N 452, счет-фактура от 31.05.2020 г. N 4523/20U-5, заявление на перевод от 01.06.2020 г. N 22, договор от 01.05.2018 г. N 82/А, выполненных работ (оказанных услуг) от 28.02.2020 г. N 37 и заявление на перевод от 07.04.2020 г. N 101.
Факт возникновения дополнительных сборов, факт оплаты данных сборов и факт их возмещения подтвержден всеми участниками данных операций, в частности перевозчиком и экспедиторами.
Между истцом и ТОО "ТЭК "А-Транс" на постоянной основе осуществляется взаимоотношение в рамках договора от 01.05.2018 N 82/А, месячный объем перевозок согласно актам выполненных работ достигает более 100 отправок, в связи с чем оплата каждой из них отдельным платежом с учетом тарифа банка является экономически нецелесообразной ввиду существенного удорожания услуг. В виду чего в целях соблюдения условий договора по поддержанию предварительной оплаты в размере достаточном для оказания услуг истец осуществляет платежи ТОО "ТЭК "А-Транс" с расчетом на оплату большого объема услуг, в связи с чем платежи осуществленные заявлениями на перевод от 30.12.2019 N 445, от 07.04.2020 N 101 произведены на суммы 100 000 и 50 000 долларов США, из которых произведена оплата спорных расходов.
Обществом "ТСК" в адрес ответчика направлены универсальные передаточные документы от 31.03.2020 N 346, 347, от 31.05.2020 N 511 на общую сумму 292 916,01 руб. по электронной почте, в подтверждение чего в материалы дела представлены скриншоты отправки. В свою очередь общество "ОТК" подписанные универсальные передаточные документы экспедитору не возвратило, мотивированных возражений относительно уплаты понесенных расходов не представило.
Апелляционным судом из имеющихся в деле заявок, дорожных ведомостей, инструкций, актов общей формы, памяток приемосдатчика, претензий, актов оказанных услуг, заявлений на перевод, справок о вагонах, телеграмм установлен факт несения истцом предъявленных расходов в сумме 292 916,01 руб. Также от "O'zbektemiryo'lekspeditsia" в материалы дела поступили ведомости подачи уборки вагонов, накладные на вагоны, дорожные ведомости, письма.
Напротив ответчик не представил доказательства оплаты услуг экспедитора, в связи с чем требование истца удовлетворено арбитражным судом обоснованно.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 статьи 10 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.
В связи с необоснованным отказом общества "ОТК" от возмещения экспедитору понесенных дополнительных расходов, связанных с оплатой сборов и плат за простой вагонов N 29013075 29013117 29114469 52105491 29012523 29012135 на станциях отправления, судом первой инстанции правомерно взыскан с ответчика штраф в размере 29 291,60 руб., исходя из расчета: 292 916,01 * 10%. Апеллянтом расчет суммы штрафа не оспорен, контррасчет не представлен.
Апелляционным судом отклоняются доводы заявителя о том, что истец не обеспечил направление ответчику первичных документов, подтверждающих факт несения дополнительных затрат, а также о несоблюдении претензионного порядка разрешения спора.
В соответствии с пунктом 22 договора N 2254 от 07.06.2019 экспедитор до 15-го числа следующего месяца за месяцем, в котором оказаны услуги, предоставляет клиенту универсальный передаточный документ, отчет экспедитора и акт сверки взаимных расчетов. Указанные документы могут быть направлены экспедитором клиенту посредством почтовой, факсимильной или электронной связи по адресам, указанным в настоящем договоре. Клиент обязан в течение 5 календарных дней с даты направления указанных документов подписать и направить один экземпляр экспедитору посредством почтовой, факсимильной или электронной связи по адресам, указанным в настоящем договоре.
Истец направил по электронной почте ответчика (otk3@otk.ag) универсальные передаточные документы от 31.03.2020 N 346, 347, от 31.05.2020 N 511, содержащие сумму задолженности и документы, подтверждающие факты несения дополнительных расходов по спорным перевозкам. Данный факт подтверждают распечатки электронных сообщений от 15.04.2020, от 01.06.2020. Перечисленные УПД направлены повторно посредством сервиса электронного документооборота СБИС.
Согласно п. 35 Стороны согласились, что документы, необходимые для выполнения условий договора, договор, приложения к договору, дополнительные соглашения к договору, счет на оплату, а также акты выполненных работ, акты сверок взаиморасчетов, универсально передаточные документы, универсально корректировочные документы полученные по факсимильной или электронной связи, имеют юридическую силу и приравниваются к оригинальным документам.
Таким образом, вышеуказанные способы направления УПД и иных документов утверждены сторонами, в связи с чем УПД от 31.03.2020 N 346, 347, от 31.05.2020 N 511 и документы, подтверждающие несение дополнительных расходов считаются доставленными в адрес ответчика. В процессе взаимоотношения в рамках договора стороны не производили изменений адресов электронной почты, также от ответчика не поступало уведомлений о том, что адреса электронной почты, указанные в договоре, являются недействующими.
Документы, подтверждающие факты несения дополнительных расходов, указанных в УПД, направлены в адрес ответчика при соблюдении обязательного претензионного порядка разрешения спора при направлении претензии от 10.06.2020 N 214 по средством электронной почты и почтового отправления.
Также УПД от 31.03.2020 N 346, 347, от 31.05.2020 N 511, содержащие спорную сумму задолженности и документы, подтверждающие факты несения дополнительных расходов по спорным перевозкам, направлены в адрес ответчика при направлении искового заявления от 28.07.200 N 296 посредством электронной почты и почтового отправления.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт неоднократного с помощью различных способов направления в адрес ответчика документов, подтверждающих несение расходов, в связи с чем заявленный апеллянтом довод является несостоятельным.
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей относятся на заявителя (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2021 года по делу N А33-23231/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-23231/2020
Истец: ООО "Транспортные системы Красноярск"
Ответчик: ООО "ОТК"
Третье лицо: АО "O'zbektemiryo Temir Yo'llari", УП "'O'zbektemiryo'lekspeditsia"