город Омск |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А75-5346/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9431/2021) Администрации городского поселения Излучинск на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.06.2021 по делу N А75-5346/2021 (судья Дроздов А. Н.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" (ОГРН 1078603011321, ИНН 8620018330, адрес: 628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, мкр. Нижневартовская ГРЭС, промзона) к Администрации городского поселения Излучинск (ОГРН 1068603001202, ИНН 8620016710, адрес: 628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, 6) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" - Хамидуллин Васил Василович по доверенности от 30.12.2020 N 171 сроком действия 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" (далее - АО "Нижневартовская ГРЭС", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Администрации городского поселения Излучинск (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности по выплате субсидии, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии из бюджета за 2 полугодие 2019 года, в размере 9 124 490 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.02.2021 по 13.04.2021 в размере 50 447 руб. 90 коп., продлении взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического перечисления субсидии, начиная с 14.04.2021.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.06.2021 по делу N А75-5346/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что заключение соглашения в представленной истцом редакции не представляется возможным; решением Совета депутатов поселения от 02.12.2020 N 149 "О бюджете городского поселения Излучинск на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков не предусмотрены; соглашения о предоставлении субсидии из бюджета городского поселения Излучинск за 2 полугодие 2019 года Администрацией поселения не заключались.
В письменном отзыве общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. К отзыву приложены дополнительные доказательства.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайство об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Нижневартовская ГРЭС" заявил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по тем доказательствам и исходя из тех обстоятельств, которые имели место на момент рассмотрения судом первой инстанции спора по существу (статья 268 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
В нарушение положений части 2 статьи 268 АПК РФ истец не доказал уважительных причин невозможности представления дополнительных документов суду первой инстанции, в связи с чем суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных документов, проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 09.06.2020 АО "Нижневартовская ГРЭС" письмом N 16/1873 направило в адрес Администрации заявление от 09.06.2020 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за 2 полугодие 2019 года, возникших у общества в связи с эксплуатацией источника тепловой энергии вследствие отказа в выводе источника тепловой энергии из эксплуатации, а также соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского поселения на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией за 2 полугодие 2019 года источника тепловой энергии - котельной жилого поселка (далее также КЖП).
Письмом от 08.07.2020 N 2747 Администрацией заявление и соглашение возвращены по причине отсутствия в бюджете поселения предусмотренных расходов на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков за 2 полугодие 2019 года.
Полагая, что заключение вышеуказанных соглашений является обязательным, а ответчик уклоняется от их заключения незаконно, АО "Нижневартовская ГРЭС" обратилось с заявлением о защите нарушенного права в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2020 по делу N А75-10850/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.03.2021, требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда по делу заключить с обществом соглашение о предоставлении субсидии на 2 полугодие 2019 года.
Ссылаясь на вступившее в законную силу решение суда по делу N А75-10850/2020, АО "Нижневартовская ГРЭС" письмом от 14.12.2020 N 16/4249 направило в адрес Администрации соглашение о предоставлении субсидии из бюджета г.п. Излучинск за 2 полугодие 2019 года.
Письмом от 25.12.2020 N 5374 Администрация возвратила соглашение не подписанным, при этом указала на невозможность заключения соглашения без предусмотренных расходов в испрашиваемом размере на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков в полном объеме в бюджете поселения.
Указывая на то, что Администрация не исполняет обязательства по выплате субсидии, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии из бюджета за 2 полугодие 2019 года, АО "Нижневартовская ГРЭС" направило в адрес Администрации претензию от 17.03.2021 N 16/ЮР/2342 с требованием произвести перечисление субсидии. Претензия вручена Администрации 19.03.2021.
Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без исполнения, АО "Нижневартовская ГРЭС" обратилось в суд с соответствующим иском.
28.06.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в числе прочего, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Статьей 21 Закона N 190-ФЗ установлено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывод указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 16 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889) общество, как владелец источника тепловой энергии - котельной, планирующий вывод данного источника из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), в письменной форме в целях согласования вывода источника тепловой энергии из эксплуатации уведомило функциональный орган местного самоуправления городского поселения с указанием причин вывода объекта из эксплуатации.
Пунктом 19 Правил N 889 закреплено, что в случае если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Орган местного самоуправления и собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей заключают соглашение, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации.
В период 2012-2014 годов полномочия органов местного самоуправления в сфере электро-, тепло-, газо-и водоснабжения на территории пгт. Излучинск осуществлялись органами местного самоуправления Нижневартовского района.
Решением Совета депутатов г.п. Излучинск от 21.10.2013 N 12 на период с 2014-2016 год указанные полномочия переданы от органов местного самоуправления г.п. Излучинск к органам местного самоуправления Нижневартовского района.
После принятия решения от 05.07.2016 N 169 Администрации возвращены полномочия по организации в пгт. Излучинск электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
На основании пункта 19 Правил N 889 общество вправе претендовать на компенсацию возникших в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка убытков в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Представленными в дело доказательствами подтверждается несение АО "Нижневартовская ГРЭС" некомпенсируемых убытков за 2 полугодие 2019 года в размере 9 124 490 руб., что Администрацией не оспорено (статьи 9, 65 АПК РФ).
В силу статьи 21 Закона N 190-ФЗ и пункта 19 Правил N 889 при наличии некомпенсируемых финансовых убытков у владельца источника тепловой энергии выплата соответствующей компенсации и заключение соглашения о порядке осуществления такой компенсации не зависит от усмотрения органов местного самоуправления, в связи с чем заключение соглашения является обязательным.
Совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что АО "Нижневартовская ГРЭС" заблаговременно уведомило надлежащий орган о выводе котельной жилого поселка из эксплуатации, об отсутствии согласия органа местного самоуправления относительно вывода котельной жилого поселка из эксплуатации, о наличии у общества некомпенсируемых финансовых убытков, а также о размере таких убытков, в связи с чем у Администрации, как органа, на который возложено решение вопроса о теплоснабжении населения на территории муниципального образования, отсутствовали законные основания для отказа в заключении соглашения и компенсации таких убытков.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А75-10850/2020, в рамках которого признано незаконными бездействие Администрации, выраженное в неподписании с АО "Нижневартовская ГРЭС" соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка городского типа Излучинск за 2 полугодие 2019 года. Этим же решением суд обязал Администрацию в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда заключить с обществом соглашение о предоставлении субсидии в определенной судом редакции.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Администрации об отсутствии заключенного соглашения о предоставлении субсидии истцу.
Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Поскольку решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2020 по делу N А75-10850/2020 вступило в законную силу 27.11.2020, датой заключения соглашения о предоставлении субсидии из бюджета городского поселения Излучинск за 2 полугодие 2019 года считается 28.12.2020, при этом условия соглашения определены в решении суда первой инстанции и являются обязательными для сторон вне зависимости от фактического подписания документа сторонами, равно как и при неподписании соглашения какой-либо из сторон соглашения.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения субсидия предоставляется на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за 2 полугодие 2019 года, возникших в связи с эксплуатацией источника тепловой энергии вследствие отказа в выводе источника тепловой энергии из эксплуатации.
Согласно пункту 3.1 соглашения Администрация в целях возмещения некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией источника тепловой энергии за 2 полугодие 2019 года, предоставляет получателю субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета городского поселения Излучинск в сумме 9 124 490 руб.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения предоставление субсидии осуществляется по платежным реквизитам получателя субсидии, указанным в тексте соглашения, путём перечисления средств в течение 60-ти календарных дней со дня заключения настоящего соглашения (28.12.2020), то есть не позднее 26.02.2021.
В пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.
Доводы подателя жалобы о том, что решением Совета депутатов поселения от 02.12.2020 N 149 "О бюджете городского поселения Излучинск на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков не предусмотрены, в связи с чем спорное соглашение в целях последующего его исполнения Администрацией не заключалось, отклоняются апелляционным судом на основании следующих положений.
Согласно части 5 статьи 21 Закона N 190-ФЗ в случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 19 Правил N 889 в случае если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обязанность сторон по заключению соглашения предусмотрена абзацем шестым пункта 19 Правил N 889, в соответствии с которым орган местного самоуправления и собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей заключают соглашение, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации.
Компенсация выплачивается ежеквартально в размере фактически понесенных собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей некомпенсируемых финансовых убытков за указанный период, но не выше размера, предусмотренного соглашением, заключаемым в соответствии с настоящим постановлением.
Администрация заблаговременно обладала информацией, в том числе знала о вступившем в законную силу решении арбитражного суда, следовательно, располагала возможностью предусмотреть в бюджете поселения денежные средства на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков общества в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 04.04.2016 АО "Нижневартовская ГРЭС" в адрес Администрации направлялось письмо N 03/1192 с просьбой учесть сумму компенсации на содержание и эксплуатацию котельной при планировании ассигнований бюджета района на плановый период 2017 год.
Также обществом 07.06.2017 в адрес главы городского поселения Излучинск направлено письмо N 03/1859 с просьбой учесть сумму компенсации при планировании ассигнований бюджета городского поселения Излучинск путем внесения изменений в бюджет городского поселения Излучинск на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
При этом Администрация обладала информацией о необходимости предусмотреть в бюджете поселения будущие расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка исходя из ежегодной актуализации схемы теплоснабжения. Постановлениями Администрации в схему теплоснабжения неоднократно вносились изменения в части сроков эксплуатации котельной, в частности:
- постановление от 21.11.2016 N 713 "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры": "сохранение в работе резервной КЖП до ввода в эксплуатацию резервной тепломагистрали до 2019 года";
- постановление от 26.03.2018 N 141 "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры": "Схемой обоснован срок вывода КЖП из эксплуатации -2019 год".
Таким образом, ответчик обладал возможностью бюджетного планирования, в том числе в части возмещения некомпенсируемых финансовых убытков, понесенных АО "Нижневартовская ГРЭС" в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка в спорный период времени.
Отсутствие предусмотренных в бюджете поселения денежных средств не может быть расценено как законное основание для отказа от исполнения соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков общества и исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
В силу статьи 21 Закона N 190-ФЗ и пункта 19 Правил N 889 при наличии некомпенсируемых финансовых убытков у владельца источника тепловой энергии выплата соответствующей компенсации не зависит от усмотрения органов местного самоуправления.
На основании статей 307, 309 ГК РФ обязательства должны исполняться в срок надлежащим образом. По общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
Учитывая наличие заключенного в судебном порядке соглашения о выплате АО "Нижневартовская ГРЭС" субсидии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии основания для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика субсидии за 2 полугодие 2019 года в размере 9 124 490 руб.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2021 N 304-ЭС21-12322 по делу N А75-13956/2020.
Истец также просил взыскать с ответчика 50 447 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.02.2021 по 13.04.2021.
Пунктом 7.1 соглашения за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по соглашению предусмотрена ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) разъяснено, что проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
Рассматриваемый механизм ответственности подлежит применению в рамках публично-правовых бюджетных отношений с учетом специфики состава и содержания таковых, свойственной спорной связи истца и ответчика.
Предоставление субсидии истцу ответчиком оформлено соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, следовательно, к правоотношениям сторон, вытекающим из соглашения о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации; каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ не содержит.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования в данной части.
Истец также просил о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического перечисления субсидии, начиная с 14.04.2021.
Согласно пункту 48 Постановления N 7 суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
С учетом изложенного требование АО "Нижневартовская ГРЭС" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.04.2021 по день фактического перечисления субсидии, начисленных на сумму основного долга за каждый день просрочки, удовлетворено судом первой инстанции обоснованно.
При таких обстоятельствах нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Администрация освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.06.2021 по делу N А75-5346/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5346/2021
Истец: АО "НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГРЭС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИЗЛУЧИНСК