г. Красноярск |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А74-2235/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ким С.Д.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (ИНН 1901114911, ОГРН 1131901004025)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 13 июля 2021 года по делу N А74-2235/2021.
При участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
от истца - федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть": Матросова Е.А., представитель по доверенности от 22.12.2020 N 086/125, диплом, паспорт.
В судебное заседание в помещение Третьего арбитражного апелляционного суда никто не явился.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТиРС") обратилось с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды Хакасии) о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13.07.2021 заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ Минприроды Хакасии в приёме лесной декларации федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", оформленный письмом от 15.02.2021 N 010-1045-ВЛ. Суд обязал Минприроды Хакасии принять лесную декларацию ФГУП "РТиРС" от 10.02.2021 по договору аренды лесного участка от 31.01.2012 N 392.
Не согласившись с данным судебным актом, Минприроды Хакасии обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 22.09.2021.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 20.08.2021, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 22.08.2021.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Одновременно с апелляционной жалобой ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия (арендодатель) и ФГУП "РТиРС" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 392 от 31.01.2012.
Предметом договора является предоставление арендодателем во временное пользование (в аренду) лесного участка, находящегося в государственной собственности, арендатору для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (эксплуатация объектов телерадиовещания для осуществления телерадиовещания общероссийских каналов).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 договора от 31.01.2012, арендатор обязан в установленном порядке подавать лесную декларацию.
Во исполнение условий договора аренды лесного участка от 31.01.2012 N 392, требований лесного законодательства, истец 04.02.2021 подал в Минприроды Хакасии лесную декларацию, в которой заявил о намерении использования леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в период с 15.02.2021 по 31.12.2021.
Письмом от 08.02.2021 N 010-855-ВЛ Минприроды Хакасии отказало ФГУП "РТиРС в приёме лесной декларации, мотивируя отказ неверным указанием номера договора аренды лесного участка; отсутствием в приложении N4 декларации геодезических координат объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; отсутствием доверенности N01-12/318 от 02.12.2020(копия), на основании которой действует уполномоченное лицо.
Истец 10.02.2021 повторно с сопроводительным письмом от 10.02.2021 N 18-06/165 направил в Минприроды Хакасии на рассмотрение декларацию с внесенными изменениями в части номера договора.
Письмом N 010-1045-ВЛ от 15.02.2021 Минприроды Хакасии повторно отказало ФГУП "РТиРС" в приёме лесной декларации, мотивируя отказ отсутствием в приложении N 4 декларации табличного варианта "Экспликация объекта", в котором должна быть указана информация о порядковом номере характерной (поворотной) точки, геодезических координатах в отношении объектов лесной инфраструктуры (лесохозяйственный, лесоустроительный знак, информационный щит, аншлаг, обустроенное место для разведения костра и отдыха, щит и навес для размещения противопожарного инвентаря, минерализованная полоса), а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (площадка с ограждением для обслуживания и осмотра технологического оборудования, канализация, здание электрических и тепловых сетей, оборудование пользовательское для передачи и (или) приёма сигналов электросвязи).
Посчитав отказ Минприроды Хакасии в приёме лесной декларации неправомерным и нарушающим права и законные интересы, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 26, 81, 119 Лесного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что принятый Минприроды Хакасии отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Использование лесов осуществляется в соответствии с лесной декларацией, которая представляет собой заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1, часть 3 статьи 26 ЛК РФ)
В соответствии с частью 3 статьи 26 ЛК РФ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 N 539 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронном форме (далее - Порядок N 539).
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период (п. 3 Порядка N 539).
Информация, подлежащая внесению в лесную декларацию и в приложения к лесной декларации, установлена пунктами 4 - 4.4 Порядка N 539.
В порядке судебного обжалования спорным является отказ Минприроды Хакасии в приёме лесной декларации ФГУП "РТиРС", оформленный письмом от 15.02.2021 N 010-1045-ВЛ.
Минприроды Хакасии, отказывая в принятии декларации истца (направленной письмом от 15.02.2021 N 010-1045-ВЛ), указал на отсутствие в приложении N 4 декларации табличного варианта "Экспликация объекта", в котором должна быть указана информация о порядковом номере характерной (поворотной) точки, геодезических координатах в отношении объектов лесной инфраструктуры (лесохозяйственный, лесоустроительный знак, информационный щит, аншлаг, обустроенное место для разведения костра и отдыха, щит и навес для размещения противопожарного инвентаря, минерализованная полоса), а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (площадка с ограждением для обслуживания и осмотра технологического оборудования, канализация, здание электрических и тепловых сетей, оборудование пользовательское для передачи и (или) приёма сигналов электросвязи).
В данном случае между сторонами имеется спор о необходимости указания соответствующих сведений, с учётом специфики расположенных на лесном участке объектов.
Пунктом 4.4. Порядка N 539 установлено, что в приложении N 4 к лесной декларации указывается: схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.
Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается: номер и площадь лесосеки; порядковый номер характерной (поворотной) точки; геодезические координаты (геодезическая широта и геодезическая долгота); выделенные в пределах лесосеки неэксплуатационные участки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень, в котором конкретизированы объекты, которые не связаны с созданием лесной инфраструктуры, а также в каких лесах с учетом их целевого назначения они могут быть расположены.
В пункте 4 названного перечня перечислены соответствующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В материалы дела представлено письмо Минприроды России (исх. N 01316-ОГ750 от 26.01.2021), согласно которому в Приложении 4 к лесной декларации геодезические координаты для объектов лесной инфраструктуры не указываются.
Доказательств того, что объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, которые расположены на спорном лесном участке, в соответствии со статьей 131 ГК РФ являются объектами недвижимости, в материалы дела не представлено.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истцу лесной участок предоставлен для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (эксплуатация объектов телерадиовещания для осуществления телерадиовещания общероссийских каналов), а не для выполнения лесосечных работ, связанных с заготовкой древесины, либо для выполнения работ, связанных с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.
Принимая во внимание цели предоставления лесного участка, которые не связаны с выполнением мероприятий по рубке лесных насаждений, а также характеристики соответствующих объектов, судебная коллегия находит правомерным вывод суд первой инстанции о том, что требования Минприроды Хакасии о внесении в приложение N 4 информации, которая предусмотрена для лесосек, а именно: номер и площадь лесосеки; порядковый номер характерной (поворотной) точки; геодезические координаты (геодезическая широта и геодезическая долгота), является необоснованной.
При этих обстоятельствах решение уполномоченного органа нельзя признать законным и обоснованным, поскольку не установлены предусмотренные пунктом 6.1 Порядка N 539 основания для отказа в приеме лесной декларации.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Позиция заявителя и представленные им доказательства не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и сводится в целом к иной оценке доказательств.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 июля 2021 года по делу N А74-2235/2021 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ее заявителем не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 июля 2021 года по делу N А74-2235/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2235/2021
Истец: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Третье лицо: ФГУП Филиал "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Республики Хакасия"