г. Пермь |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А50-2967/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Поляковой М.А., Ушаковой Э.А..
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания": Максимова Е.Ю., паспорт, доверенность от 06.09.2019; Новикова И.Ю., паспорт, доверенность от 26.04.2021;
от Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края: Коньшина М.С., удостоверение, доверенность от 22.07.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Красава": Пермякова А.В., паспорт, доверенность от 15.01.2021;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 05 июля 2021 года
по делу N А50-2967/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания" (ОГРН 1025900912707, ИНН 5904039360)
к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192)
заинтересованные лица: Правительство Пермского края в лице Аппарата Правительства Пермского края (ОГРН 1025900524980, ИНН 5902290709); общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Красава" (ОГРН 1085905005295, ИНН 5905262890); Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН 1115902001632, ИНН 5902293756)
о признании отказа в изъятии земельных участков незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания" (далее - заявитель, ООО "ПГК") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным отказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - Министерство) от 11.11.2020 N ПЗ 1-02-1-22-674 в изъятии земельных участков, по результатам рассмотрения ходатайства ООО "ПГК".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Пермского края в лице Аппарата Правительства Пермского края, общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Красава" (далее - ООО "АПК "Красава"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Решением суда первой инстанции от 05.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 05.07.2021 обжаловано ООО "ПГК" в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец приводит доводы о том, что решение суда не содержит оценки действий Министерства на момент принятия оспариваемого отказа. Указывает, что вывод Министерства о том, что в ходатайстве об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами (подп. 2 п. 11 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), противоречит ст. 25.1 и 25.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), п. 2 ст. 56.2, подп. 2 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ, а также Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 N328 "Об утв. государственной программы РФ "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности", а также Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которым к приоритетным задачам государственной жилищной политики, относятся мероприятия по включению в гражданский оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков для строительства по производству экологически безопасных строительных материалов, изделий и конструкций. Ссылается на то, что ходатайство ООО "ПГС" от 09.10.2020 не являлось предметом рассмотрения дел NА50-10413/2016, NА50-37358/2017, на которые указывает ответчик в отказе. Заявитель отмечает, что Министерством не выполнены требования по рассмотрению ходатайства согласно ст. 56.4 ЗК РФ, не учтены доводы уполномоченных органов по изъятию земельного участка. Истец выражает несогласие с выводом суда о недоказанности заявителем публичного интереса регионального значения для целей изъятия земельного участка. Кроме того, истец указывает, что принятие решения о резервировании, изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Пермского края относится к полномочиям Правительства Пермского края, а не Министерства. Просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Министерство, ООО "АПК "Красава" в отзывах на апелляционную жалобу выразили возражения против ее удовлетворения.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Министерства, ООО "АПК "Красава" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 06.12.2013 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ООО "ПГК" выдана лицензия на право пользования участком недр местного значения серии ПЕМ номер 80142 вид лицензии ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча строительного песка и гравийно-песчаной смеси на остальной части Заосиновского месторождения (блоки 1-С1, 4-С2, 6-С2); участок недр расположен в Пермском районе Пермского края; участок недр имеет статус горного отвода; лицензия предоставлена на срок разработки месторождения.
19.06.2015 заявитель обратился в Правительство Пермского края с письменным ходатайством N ПК1520 об изъятии для государственных и муниципальных нужд земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
05.08.2015 (исх. N ПК2028) заявитель направил в Правительство Пермского края ходатайство об изъятии земельного участка в новой редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 N250.
В своем ходатайстве заявитель просил изъять подлежащие образованию земельные участки, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:750 в соответствии с приложенной к ходатайству об изъятии схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а так же объекты недвижимого имущества, расположенные в границах подлежащего изъятию земельного участка - оросительная сеть мелиоративная система "Южный польдер" с кадастровыми номерами 59:32:0000000:607, осушительная сеть мелиоративная система "Южный польдер" с кадастровыми номерами 59:32:0000000:611.
В удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков отказано по основаниям, предусмотренным п.п. 2 п. 11 ст. 56.4 ЗК РФ, с указанием на то, что подлежащие изъятию земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с недропользованием, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:750, являющегося федеральной собственностью. Отказ изложен за подписью председателя Правительства Пермского края N СЭД-01-70-46 от 22.03.2016, получен 24.03.2016 (вх. NПК1234).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.09.2016 по делу N А50-10431/2016, вступившим в законную силу, указанный отказ признан законным. При принятии решения суд исходил из того, что изъятие имущества публичным собственником для обеспечения своих нужд у другого публичного собственника, использующего это имущество для реализации своих полномочий, влечет прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер. При разрешении спора судом установлено, что в соответствии с оспариваемым решением изъятию для государственных нужд Пермского края подлежит имущество, являющееся федеральной собственностью и используемое для реализации полномочий Российской Федерации. Поскольку такое изъятие невозможно в порядке, установленном гражданским законодательством и возможно только по волеизъявлению органа субъекта, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований. Кроме того судом принято во внимание, что на спорном земельном участке распложен объект недвижимости часть мелиоративной системы, которая является специальным объектом недвижимости.
Аналогичное заявление об изъятии земельных участков рассматривалось в рамках дела N А50-37358/2017. Предметом спора было решение Министерства территориального развития Пермского края от 06.12.2018 N СЭД-01-83-148 об отказе в изъятии земельного участка. Решением суда в удовлетворении заявления о признании отказа незаконным отказано.
Заявитель обратился к Правительству Пермского края с ходатайством об изъятии земельных участков в тех же границах, на момент обращения имеющих кадастровые номера 59:32:3410001:3777; 59:32:3410001:3778; 59:32:3410001:3779; 59:32:3410001:3780; 59:32:3410001:37782; 59:32:3410001:37785; и 59:32:0000000:611, расположенные по адресу (местоположение) Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, примерно 0,5 км на юго-восток от д. Кондратово (исх.N ПК3370 от 09.10.2020).
Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края вынесен отказ в изъятии земельных участков со ссылкой на судебный акт по делу N А50-10431/2016. Отказ изложен в письме от 11.11.2020 N П31-02-1-22-674.
Полагая, что отказ, выраженный в письме от 11.11.2020 N ПЗ 1-02-1-22-674 является незаконным, ООО "ПГК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности отказа Министерства в изъятии земельных участков.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 25.2 Закона о недрах прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.
Статьей 56.3 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя) (подп. 3 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 ЗК РФ (пункт 4).
Статьей 56.4 ЗК РФ установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, в том числе являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (пункт 1).
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 56.4 ЗК РФ).
Пунктом 10 статьи 56.4 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий:
1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также - земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ);
2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.
Поскольку Министерством было принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка, основания для направления запроса в орган регистрации прав в соответствии с подп. 1 пункта 10 статьи 56.4 ЗК РФ, вопреки доводам заявителя, у него отсутствовали.
Согласно п. 11 ст. 56.4 ЗК РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 ЗК РФ, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:
1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 Кодекса;
2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подп. 1, 3 - 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Как верно отметил суд первой инстанции, сам по себе факт отнесения ООО "ПГК" к категории лиц, в отношении которых может быть произведено изъятие земельных участков, не свидетельствует о безусловном удовлетворении такого ходатайства, так как в данном случае должны быть соблюдены и иные условия, предусматривающие возможность такого изъятия.
В соответствии с п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (в редакции, действующей с 01.04.2015), изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Из совокупного толкования положений ст. 279 ГК РФ, ст. 49 ЗК РФ следует, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, отмечено, что под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Заявитель указал, что целью обращения за изъятием на испрашиваемые земельные участки не является изъятие из собственности Российской Федерации, а направлено на прекращение права аренды с ООО "АПК "Красава", зарегистрированное право собственности на земельный участок останется за Российской Федерацией.
В обоснование своего права на изъятие земель заявитель ссылается на статью 7 Закона о недрах, согласно которой пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Изъятие земельных участков для государственных нужд, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, допускается в связи с тем, что без оформления прав на земельный участок, находящийся под участком недр, невозможно без проведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых.
Заявитель также указывает на то, что разработка карьера обеспечивает изготовление строительных материалов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.05.2016 N 868-р утвержденная Стратегия развития промышленности строительных материалов определена как приоритетная.
На момент обращения за изъятием приказом Агентства по инвестиционным и внешнеэкономическим связям Пермского края от 05.08.2015 N СЭД-22-01-04-28 в Реестр инвестиционных проектов Пермского края включен проект ООО "ПГК" по освоению и разработке Заосиновского Карьера и строительству цеха сухих строительных смесей (ССС) (пункт 6 приложения к приказу), расположенного в пределах указанных в заявлении земельных участков.
Решением Земского Собрания Пермского района от 25.06.2020 N 61 внесены изменения в Схему территориального планирования Пермского муниципального района, утвержденную решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 17.12.2010 N 134. Схемой территориального планирования предусмотрена разработка и освоение Заосиновского карьера в д.Заосиново Кондратовского сельского поселения и строительство цеха по производству сухих строительных смесей ООО "ПГК".
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31.10.2019 N 10 внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования - зона отнесена к Зоне перспективного развития производственно-коммунальных объектов.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2019 N 715-П внесены изменения в постановление Правительства Пермского края от 27.10.2009 N 780-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Пермского края", освоение и разработка Заосиновского Карьера и строительство цеха сухих строительных смесей отнесено к крупнейшим инвестиционным проектам Пермского края с плановым сроком реализации -2014-2024г.г. - непосредственный объект ООО "ПГК".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "ПГК" не обосновано наличие публичного интереса регионального значения для целей изъятия земельного участка у его арендатора для предоставления заявителю под разработку полезных ископаемых.
В частности судом установлено, что проект ООО "ПГК" по освоению и разработке Заосиновского Карьера включен приказом 05.08.2015 N СЭД-22-01-04-28 в Реестр инвестиционных проектов Пермского края в порядке, утвержденном постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2013 N 1671-п.
Как указано в п. 1.1 Порядка административного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Пермского края, утвержденного указанным постановлением данный Порядок разработан в целях создания системы сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Пермского края (далее - инвестиционный проект), по принципу "одного окна" и направлен на унификацию процедуры взаимодействия участников процесса реализации инвестиционных проектов, снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории Пермского края.
Пунктом 1.3 данного порядка предусмотрено, что административное сопровождение осуществляется в отношении инвестиционных проектов, прошедших отбор в порядке, утвержденном постановлением Правительства Пермского края об отборе инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Пермского края, с присвоенным статусом "приоритетный инвестиционный проект".
В последующем проект заявителя исключен из реестра в связи с принятием нового порядка ведения реестра постановлением Правительства Пермского края от 12.11.2018 N 691-п "Об административном сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Пермского края, и ведении реестра инвестиционных проектов Пермского края".
Пунктом 1.2 утвержденного данным постановлением Порядка ведения реестра инвестиционных проектов Пермского края Реестр представляет собой перечень инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Пермского края и которым в соответствии с Порядком отбора инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 6 декабря 2013 г. N 1721-п, присвоен статус "приоритетный инвестиционный проект" (далее соответственно - инвестиционный проект, Порядок отбора инвестиционных проектов), а также сведения о них.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об утрате публичного интереса в разработке карьера.
Кроме того, суд также принял во внимание, что с арендатором земельных участков, заявленных к изъятию, ООО "АПК "Красава" заключено инвестиционное соглашение о реализации приоритетного инвестиционного проекта Пермского края.
Несогласие заявителя с выводом суда о недоказанности публичного интереса регионального значения для целей изъятия земельного участка суд апелляционной инстанции отклоняет.
С учетом вышеприведенных положений законодательства юридически значимым для разрешения заявленных требований обстоятельством является установление наличия совокупности двух условий: наличие лицензии (подп. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ) и наличие цели изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 56.4 ЗК РФ).
Вместе с тем, наличие цели изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд судом не установлено, заявителем не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что лицензия ПЕМ 80142 ТЭ получена ООО "ПГК" 06.12.2013.
Земельный участок с кадастровым номером 59:32:3410001:750, включает в себя спорные земельные участки, а так же два объекта мелиоративной системы, которые переданы в аренду ООО "АПК "Красава" по договору аренды от 06.12.2019 N 05890, заключенному между ТУ Федерального агентства по управлению государственном имуществом Пермского края и ООО "АПК "Красава".
Фактически в рассматриваемом случае речь идет об изъятии земельных участков Российской Федерации, имеющих сельскохозяйственное назначение.
В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Заявленная ООО "ПГК" цель изъятия земельных участков, подлежащих образованию из земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:750, не свидетельствует о том, что целью являются государственные или муниципальных нужды, то есть в интересы неограниченного круга лиц.
Доводы заявителя о том, что принятие решения о резервировании, изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Пермского края относится к полномочиям Правительства Пермского края, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены. Оснований для переоценки выводов суда в отношении полномочий Министерства судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
Согласно Закону Пермского края от 01.07.2009 N 463-ПК (ред. от 08.09.2019) "О полномочиях органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений" подп. 4 п. 1 ст. 3 к Полномочиям Правительства Пермского края в сфере земельных отношений отнесено принятие решения о резервировании, изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Пермского края.
Согласно п. 2 ст. 3 указанного закона Правительство Пермского края вправе возложить осуществление своих полномочий, указанных в части первой настоящей статьи, на уполномоченные органы.
В пункте 3.43.5 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.12.2006 N 88-п (ред. от 22.12.2020) "Об утверждении Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края", к полномочиям данного органа отнесено обеспечение подготовки документов и подготовки проектов правовых актов Пермского края о резервировании земель и об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных нужд Пермского края, а также реализация мероприятий по резервированию земель и изъятию земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных нужд Пермского края, в том числе по основаниям, связанным с выполнением международных договоров Российской Федерации, за исключением случаев, когда такое резервирование и изъятие требуются в целях развития транспортной и дорожной инфраструктуры в Пермском крае (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 23.09.2020 N 689-П).
Из совокупности приведенных норм следует, что непосредственно Правительством Пермского края принимается именно решение об изъятии земельного участка, иные акты, связанные с разрешением заявлений об изъятии принимается функциональным органом - Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклонены как не влекущие отмены судебного акта, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, процессуальных нарушений судом первой инстанции не допущено, нормы материального права применены к установленным по делу обстоятельствам правильно, исходя из совокупности представленных в дела доказательств.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 05.07.2021 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июля 2021 года по делу N А50-2967/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2967/2021
Истец: ООО "ПРИКАМСКАЯ ГИПСОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ООО "АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС "КРАСАВА", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ