28 сентября 2021 г. |
Дело N А11-2918/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 28.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.07.2021 по делу N А11-2918/2021,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Мишвелидзе Ольги Мансуровны (ОГРНИП 307333905300013, ИНН 330103748740) о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района в предоставлении отсрочки уплаты платежей по договору купли-продажи от 19.02.2020 N 138, оформленного в письме от 15.02.2021 N 01-16-353.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Мишвелидзе Ольга Мансуровна (далее - Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района (далее - Комитет) в предоставлении отсрочки уплаты платежей по договору купли-продажи от 19.02.2020 N 138, оформленного в письме от 15.02.2021 N 01-16-353. Предприниматель просил обязать Комитет заключить с ним дополнительное соглашение к договору купли-продажи арендуемого имущества от 19.02.2020 N 138 об отсрочке уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок до 01.05.2021, в тридцатидневный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Решением от 06.07.2021 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Комитет обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Как полагает заявитель апелляционной жалобы, из буквального толкования Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) подразумевается заключение одного дополнительного соглашения на тех или иных условиях. Комитет обратил внимание на то, что в рассматриваемом случае Предприниматель реализовал свое право на меры поддержки, то есть получение отсрочки платежей на 2020 год, заключив 07.07.2020 дополнительное соглашение, согласно которому Предпринимателю была предоставлена отсрочка уплаты платежей в 2020 году по договору купли-продажи арендуемого имущества от 19.02.2020 N 138 на срок шесть месяцев с 01.05.2020.
Как указывает Комитет, в настоящее время у Предпринимателя имеется задолженность по договору купли-продажи арендуемого имущества от 19.02.2020 N 138 по платежам 2021 года (с 01.01.2021 по 01.08.2021), а также учитывая, что отсрочка предоставлялась по платежам 2020 года с условием их оплаты в 2021 году, у Предпринимателя образовалась задолженность по платежам 2020 года.
Заявитель жалобы считает, что повторное предоставление отсрочки для Предпринимателя является способом Предпринимателя уйти от ответственности по оплате платежей по договору купли-продажи арендуемого имущества от 19.02.2020 N 138.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Решением Совета народных депутатов Александровского района от 20.02.2013 N 333 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.4. Комитет является юридическим лицом, имеет штамп и круглую печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации.
Комитет является подразделением в структуре администрации Александровского района (пункт 1.9 Положения).
В силу пункта 1.7 Положения решения и распоряжения Комитета, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для всех муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Согласно пункту 2.7 Положения Комитет принимает и регистрирует заявки на приватизацию муниципального имущества, создает комиссии по приватизации, утверждает планы приватизации, выступает продавцом муниципального имущества (в том числе земельных участков).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения Комитет имеет исключительное право, в том числе: осуществлять приватизацию муниципального имущества (в т.ч. земельных участков); заключать договоры аренды и пользования муниципальным имуществом (в т.ч. земельных участков).
Таким образом, оспоренный отказ выдан уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130 ГК РФ).
В статье 486 ГК РФ указано, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что между Предпринимателем (покупателем) и Комитетом (продавцом) 19.02.2020 заключен договор купли-продажи арендуемого имущества N 138, в соответствии с пунктом 1.1 которого продавец продает, а покупатель покупает на условиях настоящего договора арендуемое имущество: нежилое встроенное помещение, назначение: нежилое помещение, этаж N 1, площадь 1186,8 кв.м, кадастровый номер 33:17:000601:2117, по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Ленина, д. 3.
Указанное имущество принадлежит муниципальному образованию Александровский район на праве собственности на основании решения Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 21.12.2001 N 300, передаточного акта от 20.01.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на нежилое встроенное помещение, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, о чем в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.07.2003 сделана запись регистрации N 33-01/01-40/2003-28 (пункт 1.2 договора от 19.02.2020 N 138).
В соответствии с пунктом 2.1 договора купли-продажи арендуемого имущества от 19.02.2020 N 138 продажная цена арендуемого имущества по настоящему договору составляет 17 086 500 руб.
Оплата арендуемого имущества осуществляется в рассрочку в течение пяти лет со дня заключения настоящего договора (пункт 2.3 указанного договора).
На основании заявления Предпринимателя между Комитетом и Предпринимателем 07.07.2020 заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи арендуемого имущества от 19.02.2020 N 138 об отсрочке уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок шесть месяцев с 01.05.2020.
Предприниматель 08.11.2020 обратился в Комитет с просьбой пролонгировать предоставленную отсрочку еще на шесть месяцев, на срок до 01.05.2021. Обращение направлено на электронную почту Комитета (alex kumi@mail.ru и оставлено без ответа.
Предприниматель 20.01.2021 повторно обратился с аналогичной просьбой в Комитет.
Комитет письмом от 15.02.2021 исх. N 01-16-353 отказал Предпринимателю в предоставлении отсрочки уплаты платежей по вышеуказанному договору, мотивировав свой отказ тем, что Предпринимателю ранее уже была предоставлена отсрочка уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок шесть месяцев с 01.05.2020, а в 2021 году действующим законодательством не предусмотрено предоставление отсрочки уплаты платежей.
При этом, материалами дела подтверждено, что Предприниматель на момент заключения договора купли-продажи арендуемого имущества от 19.02.2020 N 138 и дату вынесения оспоренного отказа являлся субъектом малого предпринимательства (включен в соответствующий реестр 01.08.2016).
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты такого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение устанавливается соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом, но не должен составлять менее пяти лет.
В соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ статья 5 Федерального закона N 159-ФЗ дополнена частью 5.1, согласно которой в случае приобретения субъектом малого или среднего предпринимательства арендуемого имущества в рассрочку продавец обязан в течение тридцати дней со дня обращения субъекта малого или среднего предпринимательства заключить дополнительное соглашение к договору купли-продажи недвижимого имущества, заключенному до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления в соответствии со статьей 11 Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
Такое дополнительное соглашение должно предусматривать отсрочку уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок от шести до двенадцати месяцев (далее - отсрочка). Проценты, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется отсрочка, в период предоставления отсрочки не начисляются. Штрафы, неустойки или иные меры ответственности в связи с несоблюдением субъектом малого или среднего предпринимательства изначально установленных договором купли-продажи недвижимого имущества порядка и сроков внесения платы за приобретаемое в рассрочку арендуемое имущество, в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором, в период предоставления отсрочки не применяются. Установление дополнительных платежей, подлежащих уплате субъектом малого или среднего предпринимательства в связи с предоставлением отсрочки, в том числе за заключение дополнительного соглашения, указанного в настоящей части, не допускается.
Указом Губернатора Владимирской области от 17.03.2020 N 38 в целях недопущения распространения во Владимирской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ на территории Владимирской области введен режим повышенной готовности.
Договор купли-продажи арендуемого имущества от 19.02.2020 N 138 заключен между Предпринимателем и Комитетом до введения режима повышенной готовности на территории Владимирской области.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае введение режима повышенной готовности на территории субъекта Российской Федерации является основанием для заключения соглашения об отсрочке уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок от шести до двенадцати месяцев, по договорам купли-продажи государственного или муниципального имущества, заключенным с субъектами малого или среднего предпринимательства, до введения режима повышенной готовности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из буквального толкования пункта 5.1 статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ не следует, что такая отсрочка может быть предоставлена однократно, и может быть заключено только одно дополнительное соглашение к договору купли-продажи имущества. Указанная норма Федерального закона N 159-ФЗ не содержит императивного запрета на заключение нескольких дополнительных соглашений, а устанавливает лишь ограничение по сроку предоставления отсрочки уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, - от 6 до 12 месяцев.
Следовательно, покупатель вправе реализовать свое право на отсрочку уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, неоднократно, но такая отсрочка не может превышать 12 месяцев.
Федеральный закон N 159-ФЗ также не предусматривает конкретные сроки, в течение которых покупатель может обратиться за предоставлением отсрочки, равно как не установлено такого основания для отказа в заключении дополнительного соглашения, как обращение с заявлением в 2021 году.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что договор купли-продажи заключен 19.02.2020, то есть до введения на территории Владимирской области режима повышенной готовности, Предприниматель являлся субъектом малого предпринимательства, Предприниматель обратился в Комитет с заявлением о заключении дополнительного соглашения о предоставлении отсрочки по платежам за 2020 год.
При этом, учитывая, что отсрочка предоставляется по платежам 2020 года с условием их оплаты в 2021 году, на момент обращения с повторным заявлением (март 2021 года) актуальность получения такой отсрочки для Предпринимателя не была утрачена.
В этой связи у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа Предпринимателю в заключении дополнительного соглашения об отсрочке платежей.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Определяя правовосстановительную меру, суд первой инстанции правильно обязал Комитет предоставить отсрочку на срок 6 месяцев с 01.11.2020 по 01.05.2021.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном понимании закона.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Комитет от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.07.2021 по делу N А11-2918/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2918/2021
Истец: Мишвелидзе Ольга Мансуровна
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА