г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А40-85315/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Е.А. Птанской, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 июля 2021 года
по делу N А40-85315/21, принятое судьёй Хайло Е.А.,
по иску ООО "НХТК"
к ОАО "Российские железные дороги"
взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Мигунова А.А. по доверенности от 11.03.2019
от ответчика: Тюнин И.С. по доверенности от 11.12.2020
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "НХТК" (далее по тексту - истец, ООО "НХТК") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее по тексту - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 5 170 106 руб. 66 коп. пени за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом.
Решением суда от 19 июля 2021 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 3 102 063,99 руб. в связи с применением судом ст.333 ГК РФ.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение изменить.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 19 июля 2021 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, между ООО "НХТК" (далее - Истец, Грузоотправитель), и ОАО "РЖД" (далее -Ответчик, Перевозчик) заключен договор перевозки грузов (подтверждается накладными в соответствии с которым Ответчик обязан доставить груз на ст. назначения в установленный срок.
На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу статьи 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Исходя из п. 1 ст. 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов исчисляются в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (далее - Правила), утвержденными Приказом Минтранса РФ N 245 от 07.08.2015 г.
Пунктом 2 Правил установлено, что исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Пунктом 2.6 Правил предусмотрено, что неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные. Расчетный срок приема груза и порожних вагонов к перевозке и прибытия на железнодорожную станцию назначения определяется по московскому времени.
Согласно пункту 14 Правил, грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Ответчик доставил грузы с нарушением установленного срока, в связи с чем, у него возникла обязанность оплатить Истцу пени за просрочку доставки грузов всего в сумме 5 170 106,66 руб.
В силу пунктов 1, 2 статьи 797 ГК РФ и ч.1 ст. 120 УЖТ РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Истец предъявил Ответчику претензию N 535/ГО/НХТК от 22.03.2021 на сумму 625 059,14 руб. (получена Ответчиком 06.04.2021) и претензию N 557/ГО/НХТК от 25.03.2021 на сумму 4 545 047,52 руб. (получена Ответчиком 08.04.2021).
До настоящего времени требования Истца об оплате пени в сумме 5 170 106,66 руб. не удовлетворены.
Признавая предъявленный иск обоснованным в полном объеме, суд отклонил довод ответчика о необходимости увеличения срока доставки грузов по накладным N ЭХ183953, ЭХ 184001, ЭХ184164, ЭХ184252, ЭХ184727, ЭХ184818, ЭХ184923, ЭХ184951, ЭХ185138, ЭХ185147, ЭХ910153, ЭХ910487, ЭХ911496, ЭХ913963, ЭХ914524, ЭХ915174, ЭХ923757, ЭХ923973, ЭХ932698, ЭХ933874, ЭХ955062, ЭХ955251, ЭХ955652, ЭХ955755, ЭХ956154, ЭХ956303, ЭХ956448 по п. 15 Правил N 245 и уменьшении суммы иска на 4 797 947,58 руб., указав, что истец не является стороной договора от 30.12.2020 г. N ТЦ-911.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что договор от 30.12.2020 г. N ТЦ-911, заключенный истцом с грузополучателем, не является договором об иных сроках доставки, как посчитал суд первой инстанции.
В спорном правоотношении не идет речь о договорном изменении срока доставки, в рассматриваемой ситуации срок доставки был увеличен в соответствие с абзацем 6 статьи 33 УЖТ и пунктом 6.7 Правил N 245: "в связи с неприемом поездов станциями назначения, по причинам, зависящим от грузополучателя".
Вагоны по накладным N N ЭХ183953, ЭХ184001, ЭХ184164, ЭХ184252, ЭХ184727, ЭХ184818, ЭХ184923, ЭХ184951, ЭХ185138, ЭХ185147 на основании заявки грузополучателя от 19.02.2021 N 77529 были размещены перевозчиком на путях общего пользования станции Ушумун, в связи с чем ОАО "РЖД" составило на станции оказания услуги акты общей формы от 21.05.2021 N 863 и от 27.05.2021 N 941 на начало и на окончание оказания услуги. За оказанную услугу клиенту (грузополучателю) была выставлена накопительная ведомость N 020301 для начисления и взыскания сборов по договору. Оказанная ОАО "РЖД" услуга оплачена грузоотправителем в полном объеме.
На основании второй заявки грузополучателя от 28.02.2021 N 78201 вагоны по накладным были размещены перевозчиком на путях общего пользования станции Николаевка, в связи с чем ОАО "РЖД" составило на станции оказания услуги акты общей формы от 01.03.2021 N 51 и от 06.03.2021 N 57 на начало и на окончание оказания услуги. За оказанную услугу клиенту (грузополучателю) была выставлена накопительная ведомость N 110301 для начисления и взыскания сборов по договору. Оказанная ОАО "РЖД" услуга оплачена грузоотправителем в полном объеме.
На станции назначения Владивосток были составлены акты общей формы, согласно которым срок доставки по накладным подлежал увеличению на 13 суток - общее время оказания услуги на основании двух заявок.
Вагоны по накладным N N ЭХ910153, ЭХ910487, ЭХ911496, ЭХ913963, ЭХ914524, ЭХ915174, ЭХ923757, ЭХ923973, ЭХ932698, ЭХ933874, ЭХ955062, ЭХ955251, ЭХ955652, ЭХ955755, ЭХ956154, ЭХ956303, ЭХ956448 на основании заявки грузополучателя от 07.03.2021 N 78643 были размещены перевозчиком на путях общего пользования станции Амурский Залив, в связи с чем ОАО "РЖД" составило на станции оказания услуги акты общей формы от 07.03.2021 N 141 и от 10.05.2021 N 148 на начало и на окончание оказания услуги.
На основании второй заявки грузополучателя от 10.02.21 N 78844 выгоны по накладным были размещены перевозчиком на путях общего пользования станции Амурский Залив, в связи с чем ОАО "РЖД" составило на станции оказания услуги акты общей формы от 11.03.2021 N 149 и от 19.03.2021 N 165 на начало и на окончание оказания услуги. За оказанную услугу клиенту (грузополучателю) была выставлена накопительная ведомость N 220302 для начисления и взыскания сборов по договору. Оказанная ОАО "РЖД" услуга оплачена грузоотправителем в полном объеме.
На станции назначения Владивосток были составлены акты общей формы, согласно которым срок доставки по накладным подлежал увеличению на 13 суток - общее время оказания услуги на основании двух заявок.
Учитывая, что заявки составляются лишь в случаях, перечисленных в пункте 1.2. Договора, которые свидетельствуют о невозможности принятия вагонов по вине предприятия клиента, то есть грузополучателя, следовательно, данные заявки подтверждают то обстоятельство, что именно по причинам, зависящим от грузополучателя, вагон прибыли на станцию назначения с просрочкой и срок доставки обоснованно был увеличен на основании пункта 6.7 Правил N 245.
При таких обстоятельствах требований о взыскании 4 545 047,52 руб. предъявлено истцом не правомерно.
В отношении остальных спорных накладных на общую сумму 252 900,06 руб. суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в части того, что в материалах дела отсутствует первоначальный Акт общей формы (ГУ-23 ВЦ) N 1560 от 03.03.2021, подтверждающий невозможность приема ст. назначения вагонов и необходимость задержки вагонов в пути следования (следует из Обращения от 04.03.2021-стр. 40).
Представленные Акты общей формы (АОФ) уже составлены либо по прибытию на станцию назначения Новороссийск и подписанные только самим Перевозчиком в одностороннем порядке, Грузополучателю не вручен, либо на промежуточной станции отстоя (Батайск, Тихонький), так же подписанные только самим Перевозчиком в одностороннем порядке - не подтверждают достоверность невозможности приема вагонов на ст. назначения в назначенный срок, указанный в ж.д. накладной.
Представленный Ответчиком Анализ занятости путей необщего пользования и ведомости подачи и уборки вагонов, в совокупности с Договором на эксплуатацию от 02.04.2018 г. подтверждают, что ранее пришедшие в адрес ООО "Рускон" вагоны простаивали на путях необщего пользования сверх технологического времени, установленного в Договоре, однако из представленных документов не следует, что все пути необщего пользования ООО "Рускон" были заняты вагонами и не имелась возможность принять спорные вагоны, брошенные в пути следования. И тем более Ответчиком не представлены доказательства невозможности самой станции назначения (ст. Новороссийск) принимать отставленные в пути следования вагоны (не представлены доказательства сколько всего путей имеется на ст.Новороссийск, на которые прибывают вагоны, сколько путей было занято именно вагонами Грузополучателя). Из актов общей формы невозможно сделать однозначный вывод о том, какие именно пути были заняты по вине Грузополучателя (пути необщего пользования ООО "Рускон" или пути общего пользования ст. назначения Новороссийск).
Учитывая, что в части применения ст.333 ГК РФ решение суда сторонами не обжалуется, суд апелляционной инстанции в собственных расчетах придерживается пропорции, приходящейся на ст.333 ГК РФ, установленной судом первой инстанции в размере 40%.
Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать 375 035,48 руб. ((5 170 106,66 - 4 545 047,52) х 0,60%).
Расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение иска относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 3 544 руб. (ст.110 АПК РФ).
Госпошлина, не оплаченная ответчиком за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит взысканию со сторон в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ: с истца - в сумме 2 782 руб., с ответчика - в сумме 218 руб. (ст.ст. 333.22, 333.40 НК РФ).
При изготовлении настоящего постановления в полном объеме была исправлена арифметическая ошибка, допущенная при оглашении резолютивной части постановления от 28 сентября 2021 года, о чем вынесено определение в форме отдельного судебного акта (ст.179 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 июля 2021 года по делу N А40-85315/21 изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "НХТК" 375 035 руб. 48 коп. - пени, 3 544 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение иска, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "НХТК" 2 782 руб. - госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" 218 руб. - госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85315/2021
Истец: ООО "НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"