г. Москва |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А40-252031/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Бондарева А.В., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Почта России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 июня 2021 года по делу N А40-252031/20, принятое судьёй Ламоновой Т.А. (180-1823),
по иску ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" Управления Делами Президента Российской Федерации (ИНН 7710019739, ОГРН 1037739711371)
к АО "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000)
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей: от истца: Подфигурная Н.В. по доверенности от 21.04.2021, диплом 1077240343830 от 18.07.2014;
от ответчика: Матвеева Т.И. по доверенности от 27.10.2020, диплом ВСГ 1354000 от 11.06.2007;
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" Управления Делами Президента Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО "Почта России" (далее - ответчик) с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения размера исковых требований, о взыскании 1 560 965 руб. 90 коп. задолженности по договору аренды N А/793-18 от 25.12.2018, из них: 85 088 руб. 62 коп. - долг за период с 01.01.2019 по 02.06.2019, 42 284 руб. 76 коп. - пени за период с 01.02.2020 по 11.06.2021, 1 000 529 руб. 76 коп. - долг за фактическое пользование нежилыми помещениями за период с 03.06.2019 по 11.02.2021,60 494 руб. 95 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга за фактическое пользование нежилыми помещениями в порядке ст. 395 ГК РФ по состоянию на 11.06.2021, 351 438 руб. 47 коп. - долг за потребление коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений за период с 03.06.2019 по 11.02.2021, 21 129 руб. 34 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга за потребление коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений в порядке ст. 395 ГК РФ, по состоянию на 11.06.2021, а также неустойки за просрочку внесения арендной платы и процентов за пользование чужими денежными средствами с 12.06.2021 по дату фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 июня 2021 года по делу N А40-252031/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Истец) на основании согласия на совершение сделки Управления делами Президента Российской Федерации от 26.07.2018 N УДИ-2-4030, п. 7 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ с федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" (01.10.2019 реорганизовано в акционерное общество "Почта России", далее - Ответчик) заключен договор аренды нежилых помещений N А/793 "а" от 31.08.2018 сроком действия по 02.06.2019.
На основании п. 2.2.15 договора аренды N А/793 "а", в соответствии с ч. 1 ст. 615, ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации между Истцом и Ответчиком заключен договор на обеспечение предоставления коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений N А/793-18 от 25.12.2018 сроком действия по 02.06.2019.
В соответствии с п. 2.5, п. 3.2.1 договора N А/793-18 Ответчик обязался своевременно, не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, в полном объеме возместить Истцу расходы за предоставленные коммунальные услуги, услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений.
Согласно п. 2.9, п. 2.10 договора N А/793-18 в случае изменения объемов, стоимости услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений, и/или цен (тарифов) на услуги, регулируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, цена договора, размер платежа подлежат изменению в безусловном уведомительном порядке путем направления Истцом соответствующего уведомления, подлежащего обязательному исполнению Ответчиком. Уведомление к договору N А/793-18 об изменении цены договора, размера ежемесячного платежа с 01.01.2019 вручено Ответчику 29.04.2019.
Основанием изменения цены договора N А/793-18, в том числе ежемесячного платежа, с 01.01.2019 послужили следующие обстоятельства: повышение размера НДС в соответствии со ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ); повышение регулируемых тарифов, устанавливаемых Департаментом экономической политики и развития города Москвы (приказы от 03.12.2018 N 233-тр и N 234-тр, от 06.12.2018 N 248-ТР, от 17.12.2018 N 309-ТР, от 18.12.2018 N 325-ТР), а также нерегулируемых тарифов, определяемых публичным акционерным обществом "Мосэнергосбыт"; повышение цен контрактов на выполнение работ и оказание услуг, заключенных Истцом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на 2019 год (контракты находятся в открытом доступе в единой информационной системе).
Истец ссылается на то, что неоднократно информировал Ответчика об указанных обстоятельствах и необходимости оплаты в установленном размере, что подтверждается обращениями от 03.12.2018 N УЭЗ ФС-09/4350, от 10.06.2019 N УЭЗ ФС-04/1764, от 19.07.2019 N УЭЗ ФС-09/2226.
Ответчик гарантировал произвести оплату по договору N А/793-18 (исх. N 2.1.15.1-01/17427 от 17.09.2019, исх. N МР77-01/2550 от 03.02.2020, исх. N МР77-01/23951 от 13.11.2020, исх. N МР77-01/25972 от 09.12.2020), однако оплату не произвел. Размер долга по договору N А/793-18 составляет согласно расчету истца 85 088 руб. 62 коп. за период с 01.01.2019 по 02.06.2019.
Кроме того, истцом начислены пени за период с 01.02.2020 по 11.06.2021 в размере 42 284 руб. 76 коп.
Истец ссылается на то, что после истечения срока действия договора аренды N А/793 "а" и связанного с ним договора N А/793-18, а именно 02.06.2019, переданное во временное владение и пользование недвижимое имущество (нежилые помещения), общей площадью 25,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 19 (4 этаж, помещение I, комнаты N 25, N 25а), закрепленное за Истцом на праве оперативного управления (запись в ЕГРН N 77-77-12/032/2010-181 от 27.10.2010), Ответчик в порядке, установленном п. 2.2.14 договора аренды, ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации не возвратил, продолжил пользоваться указанным недвижимым имуществом.
С целью урегулирования правоотношений с Ответчиком и заключения договора аренды указанных нежилых помещений на новый срок Истцом предприняты все необходимые меры, а именно: получены согласия на совершение сделки в соответствии с приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 23.05.2018 N 231, неоднократно направлены оферты договоров, что подтверждается соответствующими обращениями (исх. N УЭЗ ФС-09/1635 от 29.05.2019, исх. N УЭЗ ФС-09/1644 от 30.05.2019, исх. N УЭЗ ФС-09/2124 от 18.07.2019, исх. N УЭЗ ФС-09/2614 от 20.08.2019, исх. N УЭЗ ФС-09/3319 от 15.10.2019, исх. N УЭЗ ФС-09/170 от 21.01.2020, исх. N УЭЗ ФС-09/3177 от 01.10.2020, исх. N УЭЗ ФС-09/3794 от 23.11.2020). Однако, как утверждает истец, ответчик, уклоняясь от предложений заключить договоры на новый срок, с 03.06.2019 продолжал пользоваться указанным федеральным недвижимым имуществом без законных оснований, при этом оплата за фактическое пользование нежилыми помещениями и потребление коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту не произведена.
В соответствии со ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
Учитывая фактическое пользование нежилыми помещениями, потребление коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений, за Ответчиком числится задолженность, размер которой, согласно расчету истца, составляет:
1 000 529 руб. 76 коп. - долг за фактическое пользование нежилыми помещениями за период с 03.06.2019 по 11.02.2021,
60 494 руб. 95 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга за фактическое пользование нежилыми помещениями в порядке ст. 395 ГК РФ по состоянию на 11.06.2021,
351 438 руб. 47 коп. - долг за потребление коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений за период с 03.06.2019 по 11.02.2021,
21 129 руб. 34 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга за потребление коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений в порядке ст. 395 ГК РФ, по состоянию на 11.06.2021 г.
Истцом в адрес Ответчика 13.11.2020 направлены проекты договоров аренды и на обеспечение предоставления коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений, а также уведомление об освобождении занимаемых нежилых помещений в срок не позднее 15.12.2020 в случае отказа Ответчика от заключения указанных договоров.
Требования Истца N УЭЗ ФС-10/3282 от 09.10.2020 и N УЭЗ ФС-10/3342 от 14.10.2020, направленные в рамках досудебного порядка урегулирования спора, остались без ответа и удовлетворения, в связи с чем истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и, установив, что доказательства оплаты задолженности ответчиком не представлены, правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Доводы ответчика оспаривающего размер задолженности не принимаются апелляционным судом.
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации в целях передачи в аренду, при этом размер арендной платы определяется по результатам оценки, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации. Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Соответственно, в основу произведенных истцом расчетов обоснованно положены отчеты об оценке рыночной стоимости права временного владения и пользования объектами аренды, составленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно решению собственника федерального недвижимого имущества при заключении договора аренды на срок более одного года размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в сторону увеличения в одностороннем порядке путем направления уведомления на основании отчета об оценке. В соответствии со ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилых помещений, заключаемый на срок не менее одного года, подлежит обязательной государственной регистрации.
Таким образом, заявление Ответчика о возобновлении договора аренды N А/793 "а" от 31.08.2018 на прежних условиях влечет нарушение законодательства Российской Федерации в части уклонения от государственной регистрации договора аренды, а также извлечение необоснованной выгоды и пользование нежилыми помещениями на льготных условиях.
Изменение цены договора N А/793-18, в том числе ежемесячного платежа, с 01.01.2019 произведено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по основаниям, не зависящим от воли сторон и подлежащим обязательному и неукоснительному исполнению.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ внесены изменений в ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно размер налога на добавленную стоимость (НДС) изменен в сторону увеличения с восемнадцати процентов (18 %) до двадцати процентов (20 %); указанные изменения вступили в силу с 01.01.2019. В силу положений ч. 1 ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и страховых взносов. Согласно ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
Департаментом экономической политики и развития города Москвы (приказы от 03.12.2018 N 233-тр и N 234-тр, от 06.12.2018 N 248-ТР, от 17.12.2018 N 309-ТР, от 18.12.2018 N 325-ТР) изменены регулируемые государством тарифы (цены) на работы и услуги в сторону увеличения, в том числе изменены тарифы (цены) в сторону увеличения на работы и услуги, выполняемые и оказываемые публичным акционерным обществом "Мосэнергосбыт", повышены цены контрактов на выполнение работ и оказание услуг по обеспечению надлежащего функционирования и эксплуатации административных объектов (в том числе объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 19), заключенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Бюджетным кодексом Российской Федерации (контракты находятся в открытом доступе в единой информационной системе). Об указанных обстоятельствах Истец неоднократно информировал Ответчика, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации в целях передачи в аренду, при этом размер арендной платы определяется по результатам оценки, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации. Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Соответственно, в основу произведенных истцом расчетов обоснованно положены отчеты об оценке рыночной стоимости права временного владения и пользования объектами аренды, составленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учетом решений собственника федерального недвижимого имущества
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки, в связи с чем, решение Арбитражного суда г. Москвы отмене не подлежит.
Поскольку заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2021 года по делу N А40-252031/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252031/2020
Истец: ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"