28 сентября 2021 г. |
А79-6094/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВолгаДорЛайн" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.08.2021 по делу N А79-6094/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВолгаДорЛайн" (ИНН 2130017591,ОГРН 1072130006244) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 26.06.2020 N 11-02/2020,
с участием третьих лиц - муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", акционерного общества "Институт по Проектированию Объектов Дорожного Хозяйства Республики Татарстан", общества с ограниченной ответственностью "Элитстрой", администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление, административный орган) по результатам обследования геодезических пунктов, проводимого в рамках систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в области геодезии и картографии, предусмотренного Положением о федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2016 N 1084, установлено, что геодезический пункт - пункт полигонометрии 4 класса 614 с координатами в местной системе координат МСК-21 х=403789.41, у=1232505.15, расположенный (по карточке закладки): г.Чебоксары, просп. И.Яковлева, напротив дома N 18/1, в 25,0 м к востоку от забора территории Ботанического сада, в 12,02 м к юго-вост. от охранного стб. газопровода, в 1,61 м к западу от бордюра дороги, в 0,86 м к западу от стб. освещения, уничтожен при проведении работ по реконструкции автомобильной дороги по проспекту И.Яковлева от Канашского шоссе до кольца проспекта 9-ой Пятилетки г. Чебоксары.
По информации, изложенной в письме администрации города Чебоксары от 19.02.2020 N 2411, на спорном участке работы велись генеральной подрядной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "РЭМИСС" (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "ВолгаДорЛайн") (далее - Общество).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьей 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 19.06.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 11-02/2020.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением 26.06.2020 вынесено постановление N 11-02/2020 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 7.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 26.06.2020 N 11-02/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства администрации города Чебоксары"), акционерное общество "Институт по Проектированию Объектов Дорожного Хозяйства Республики Татарстан", общество с ограниченной ответственностью "Элитстрой", администрация города Чебоксары Чувашской Республики.
Решением от 04.08.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что проектно-сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы, в связи с чем Общество добросовестно полагало, что геодезические пункты в месте выполнения работ отсутствуют.
Как указывает Общество, в заключенном контракте, проектно-сметной документации, разрешении на строительство, ордере-разрешении на производство земельных работ отсутствует какое-либо упоминание о наличии геодезических пунктов, на местности указанный пункт отсутствовал и визуально не наблюдался.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 7.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из статьи 3 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 431-ФЗ) следует, что геодезический пункт - инженерная конструкция, закрепляющая точку земной поверхности с определенными координатами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 431-ФЗ для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации создаются и используются государственная геодезическая сеть, государственная нивелирная сеть и государственная гравиметрическая сеть. Государственная геодезическая сеть создается и используется в целях установления государственных систем координат, их распространения на территорию Российской Федерации и обеспечения возможности создания геодезических сетей специального назначения. Пункты государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети, государственной гравиметрической сети и иных сетей, предназначенных для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ, созданные за счет средств федерального бюджета, а также находящиеся на территории Российской Федерации и ранее созданные за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, относятся к федеральной собственности.
Согласно пункту 25 Требований к созданию государственной геодезической сети, требований к геодезическим пунктам, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 N 138, геодезический пункт считается утраченным, если отсутствуют верхний и нижний центры и их утрата подтверждена данными инструментально-геодезического поиска.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что пункт геодезической сети 614 (тип центра 158) был заложен в 2005 году филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Средневолжское АГП" - экспедицией N 138 при выполнении работ по реконструкции городской геодезической сети в рамках муниципального контракта от 12.08.2004 N 9, заключенного с муниципальным учреждением "Земельное управление" г. Чебоксары.
Сведения об охранной зоне пункта государственной нивелирной сети "п.п. 614" с реестровым номером 21:01-6.2750 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19.03.2019 на основании решения Управления от 03.10.2018 N 17-36/394н-Р.
Согласно техническому отчету филиала ФГУП "Средневолжское АГП" - экспедиции N 138 центр типа 158 представлял собой металлическую трубу диаметром 60 мм, длиной 0.7 м, заполненную бетонным (цементным) раствором. Нижний конец трубы закреплялся в бетонный монолит размером 40x40x20 см. К верхнему концу трубы приваривалась марка с номером. Центр был заложен на глубину 0.8 м, марка расположена на 10 см ниже уровня земли.
Следовательно, данный пункт не мог быть уничтожен без использования специальной техники, используемой при строительных или иных работах.
Между МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства администрации города Чебоксары" (заказчик) и Обществом (подрядчик) 01.08.2019 заключен контракт N 0115200001119001836 83507, по условиям пункта 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить на объекте работы по реконструкции автомобильной дороги по пр. И. Яковлева от Канашского шоссе до кольца пр. 9-ой Пятилетки г. Чебоксары (Автомобильная дорога от ул. Кукшумская до ул. Ашмарина - 1 этап. Автомобильная дорога от ул. Ашмарина до примыкания к Канашскому шоссе - 2 этап. Автомобильная дорога от кольца пр. 9-ой Пятилетки до ул. Кукшумская - 3 этап).
До реконструкции автомобильной дороги по проспекту И.Яковлева от Канашского шоссе до кольца проспекта 9-ой Пятилетки г. Чебоксары геодезический пункт 614 был в сохранности, что подтверждается карточкой обследования геодезического пункта от 29.08.2019, составленной должностными лицами Управления.
Материалами дела подтверждается, что Общество проводило работы, которые повлекли уничтожение геодезического пункта 614, расположенного на проспекте И.Яковлева в г.Чебоксары.
Уничтожение геодезического пункта подтверждается фототаблицей от 29.01.2020. Инструментально-геодезический поиск Управлением проводился с использованием геодезической спутниковой аппаратуры Hiper SR (на фотоматериалах установлена на месте утраченного пункта), по результатам которого было установлено отсутствие геодезического пункта.
Общество не оспаривает факта проведения работ, при исполнении вышеуказанного контракта на проспекте И.Яковлева в г. Чебоксары.
В соответствии со структурой государственной нивелирной сети, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 N 137, структурой государственной геодезической сети, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 N 138, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 8 Федерального закона N 431-ФЗ, указанный пункт относился к пунктам государственной геодезической сети и пунктам государственной нивелирной сети.
Согласно Положению об охранных зонах пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 N 1080, в пределах границ охранных зон пунктов запрещается использование земельных участков для осуществления видов деятельности, приводящих к повреждению или уничтожению наружных опознавательных знаков пунктов, нарушению неизменности местоположения их центров, уничтожению, перемещению, засыпке или повреждению составных частей пунктов.
В случае необходимости осуществления видов деятельности и работ, указанных выше, проводится ликвидация пунктов с одновременным созданием новых пунктов в соответствии с частями 4-6 статьи 8 Федерального закона N 431-ФЗ лицом, выполняющим указанные работы, на основании решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии или ее территориальных органов, принимающих решения об установлении, изменении или о прекращении существования охранных зон пунктов.
Общество с заявлением о необходимости сноса геодезического пункта 614 в Управление не обращалось. Следовательно, работы, проводимые Обществом, были выполнены в нарушение вышеуказанного положения об охранных зонах.
Факт нарушения Обществом требований законодательства в области геодезии подтверждается имеющимися в деле доказательствами: контрактом от 01.08.2019 N 0115200001119001836 83507, протоколом об административном правонарушении от 19.06.2020 N 11-02/2020, решением об установлении охранной зоны пункта государственной нивелирной сети от 03.10.2018 N 17-36/394н-Р, карточкой обследования геодезического пункта, карточкой закладки центров полигонометрии, письмом администрации города Чебоксары от 19.02.2020 N 2411, фототаблицей от 29.01.2020.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 7.2 КоАП РФ.
Довод Общества об отсутствии у него сведений о расположении геодезического пункта на участке планируемых работ не свидетельствует о проявлении должной осмотрительности и принятии всех зависящих мер по соблюдению правил и норм.
Территориальными органами Росреестра осуществляется предоставление субъектам соответствующих сведений о геодезической и картографической изученности местности на участках планируемых работ (пункт 7.1.22 Типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.03.2016 N 180).
Являясь профессиональным субъектом в области строительства автомобильных дорог, Общество за предоставлением сведений о геодезической изученности местности на участке планируемых работ в Управление не обращалось. Общество имело возможность запросить информацию о зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о которых содержатся в Едином государственным реестром недвижимости, в том числе об охранных зонах геодезических пунктов, расположенных на участках планируемых работ.
Кроме того, сведения об охранных зонах геодезических пунктов отображены на публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Таким образом, у Общества имелась возможность получить все необходимые сведения о геодезических пунктах на участке планируемых работ, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Доводы Общества о виновности в уничтожении геодезического пункта субподрядчика судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку из условий контракта от 01.08.2019 N 0115200001119001836 83507 следует, что Общество обязалось нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушения правил и порядка ведения работ, как со стороны самого подрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядчиков (пункт 3.1.22 названного контракта).
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (т. 1, л.д. 72, 81).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден (с учетом даты начала осуществления работ на спорном объекте в августе 2019 года).
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 3 статьи 7.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.08.2021 по делу N А79-6094/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВолгаДорЛайн" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6094/2020
Истец: ООО "ВолгаДорЛайн"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: Администрация г.Чебоксары, АО "Институт по Проектированию Объектов Дорожного Хозяйства Республики Татарстан", МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", ООО "Элитстрой", Первый арбитражный апелляционный суд