г.Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А40-73014/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Мовсисян Арины Григорьевны
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.07.2021 по делу N А40-73014/21
по иску Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по г.Москве
к Индивидуальному предпринимателю Мовсисян Арине Григорьевне
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Брызгалова В.В. по доверенности от 28.04.2021;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по г.Москве обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Индивидуальному предпринимателю Мовсисян Арине Григорьевне о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 049 970 руб.
Решением суда от 15.07.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истцом ответчику подано заявление о предоставлении субсидии за апрель 2020 года на сумму 2 049 970 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
В представленном заявлении истец указывал, что полностью соответствует условиям для ее выделения.
Налоговый орган с учетом имевшихся у него на момент рассмотрения заявления сведений с заявлением общества согласился, сделав вывод о его соответствии критериям, установленным п.3 Правил предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле 2020 года, произвел расчет размера субсидии и направил соответствующие данные в Федеральное казначейство для выплаты субсидии.
Субсидия в сумме 2 049 970 руб. поступила на расчетный счет ответчика.
Впоследствии, в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 576 установлено, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90 процентов от количества работников в марте 2020 года, а именно: численность в марте 2020 года составляла 168 человек, численность в апреле 2020 года 150 человек.
Таким образом, по результатам проведенного мониторинга было установлено, что субсидия перечислена обществу без соответствующих на то оснований, в связи с чем на стороне общества возникло неосновательное обогащение за счет средств федерального бюджета.
Инспекция направила уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии за апрель 2020 года.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что субсидия перечислена ответчику без соответствующих на то оснований, при этом законных оснований для удержания спорной суммы ответчиком не имеется.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Оснований для отмены принятого судом первой инстанции судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Суд первой инстанции при оценке обстоятельств дела исходил из следующего.
В соответствии с Постановлением N 576 утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Правилами установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Кроме того, п.3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика -индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
В соответствии с п.4 Постановления N 576 размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 01.01.2020, составляющей 12 130 руб.: на количество работников в марте 2020 года - в отношении организаций; на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в п.4 Постановления N 576, несет получатель субсидии.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно ст.86 Налогового кодекса РФ.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный п.6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с п.4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (п.8 Правил).
Судом первой инстанции установлено, что субсидия перечислена обществу без соответствующих на то оснований.
В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Ответчиком получено неосновательное обогащение в размере субсидии, которая была перечислена организации без соответствующих на то оснований.
На возврат субсидии как неосновательного обогащения с учетом положений гражданского законодательства Российской Федерации указано в п.32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного его Президиумом 04.07.2018 (Определение N 306-КГ17-15420).
С учетом того, что согласно п.1 Правил субсидии, предоставляемые в соответствии с Постановлением N 576, предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года, а не гражданам в качестве средств к существованию, положения п.3 ст.1109 Гражданского кодекса РФ и п.11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного его Президиумом 25.11.2020 в данном случае неприменимы.
Согласно абзацу 5 п.4 Правил количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации, при этом иных форм отчетности, на основании которых определяется количество работников получателя субсидии, кроме как СЗВ-М, положениями Правил не предусмотрено.
Таким образом, документом, подтверждающим количество работников, в целях Постановления N 576, является только отчетность по форме СЗВ-М.
В письме от 08.07.2020 N БС-18-11/1126 Федеральная налоговая служба указала, что в отчетности СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также ряд других видов договоров.
Вместе с тем, критерий снижения численности работников получателя субсидии не более чем на 10 процентов предполагает, в том числе, и организационно-штатные мероприятия, связанные с приемом на работу и увольнением работников данного юридического лица.
При этом вышеуказанным письмом ФНС указано лишь на одно из обстоятельств, которое было учтено при установлении критерия снижения численности работников получателя субсидии не более чем на 10 процентов, вместе с тем данное письмо подтверждает, что вышеуказанный критерий установлен с учетом всех данных, содержащихся в отчетности по форме СЗВ-М.
Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2021 N АКПИ20-979 отказано в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя о признании недействующим подп."е" п.3 Правил.
В вышеуказанном решении суд указал, что "условие об оценке количества работников получателя субсидии не препятствует праву работников по собственному желанию расторгнуть трудовые отношения, работодатель не лишен возможности представить соответствующие документы налоговому органу, осуществляющему отбор получателей субсидии и ее предоставление.
Следовательно, ссылки на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта ст.ст.3, 4, 21, 58, 78 Трудового кодекса РФ не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований".
Таким образом, в рамках рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Верховным Судом Российской Федерации не был сформирован правовой подход, указывающий на обязанность налогового органа определять количество работников получателя субсидии в целях Постановления N 576 на основании иной отчетности, кроме СЗВ-М, на необходимость использования данных из которой указано в абз.5 п.4 Правил.
Приведенные ответчиком обстоятельства не могут свидетельствовать об отсутствии обязанности по возврату ошибочно полученной субсидии, поскольку сведения о численности сотрудников общества за март и апрель 2020 года свидетельствуют о снижении численности сотрудников более чем на 10%, ввиду чего условия, установленные п.3 Правил для получения соответствующей субсидии, организацией не соблюдены, факт неосновательного обогащения общества на спорную сумму установлен материалами дела, доказательств возврата денежных средств ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2021 по делу N А40-73014/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73014/2021
Истец: ИФНС России N6 по г. Москве
Ответчик: Мовсисян Арина Григорьевна