г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А56-9816/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Слоневской А.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21805/2021) общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2021 по делу N А56-9816/2021, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г.Ломоносова"
к обществу с ограниченной ответственностью "Агроторг"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" (1089847240086, ИНН 7819309098; Санкт-Петербург, г.Ломоносов, ул.Александровская, 21А; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1027809237796, ИНН 7825706086; Санкт-Петербург, пр.Невский, д.90/92; далее - Компания) о взыскании 321 040 руб. 46 коп. неосновательного обогащения за период с 06.07.2018 по 31.12.2018, 62 608 руб. 34 коп. пени, начисленных с 11.08.2018 по 05.04.2020 и с 11.01.2021 по 30.04.2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 15.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 15.06.2021, Компания обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
В жалобе Компания ссылается на то, что норматив накопления твердых коммунальных отходов для магазинов промышленных и хозяйственных товаров в месяц установлен в объеме 0,125 куб.м. на 1 кв.м. общей площади. Податель жалобы указывает на то, что в связи с действием моратория до 31.12.2019 плата за вывоз твердых бытовых отходов включена в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В отзыве Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания занимает нежилое помещение, общей площадью 498,5 кв.м., расположенное в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, г.Ломоносов, ул.Кронштадская, д.4, лит.А, в котором осуществляется предпринимательская деятельность.
Общество является управляющей организацией вышеуказанного многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников жилых и нежилых помещений согласно протоколу общего собрания N 1 от 12.07.2007.
Истец (исполнитель) направил в адрес Компании (заказчик) проект договора N 278 на оказание услуг по накоплению с последующей передачей для размещения и обезвреживания твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и санитарное содержание контейнерной площадки (далее - договор), согласно которому заказчик доставляет ТКО, относящиеся к IV и V класса опасности, не представляющие опасности для человека, на установленную настоящим договором контейнерную площадку Дворцовый пр., д.45/7 для накопления отходов, образуемых в результате собственной деятельности, и оплачивает услуги по вывозу, размещению и (или) обезвреживанию ТКО и санитарному содержанию контейнерной площадки. Объем вывозимых ТКО в течение срока действия настоящего договора составляет 40,94 кубических метров в месяц. Расчёт стоимости вывозимых ТКО, приведен в приложении N1 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 2.1 договора установка контейнеров осуществляется в г.Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга на указанных Заказчиком, предварительно согласованными с надзорными органами в сфере благоустройства органами государственной власти, специально для этого предусмотренных местах установки контейнеров (контейнерные площадки).
Пользователи жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ломоносов, ул.Кронштадская, д.4, лит.А, осуществляют сбор твердых бытовых отходов на контейнерную площадку, расположенную между многоквартирными домами N 43/6 по Дворцовому пр. и N 45/7 по Дворцовому пр. в г.Ломоносове, где установлен контейнер для сбора мусора объемом 6 куб. м., который согласно условиям договора вывозится раз в день.
В период с 06.07.2018 по 31.12.2018 истец в отсутствие договора оказывал ответчику услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, оплата за которые ответчиком не произведена, что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно частям 2 и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги 9 часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Пунктами 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2.3 статьи 161 ЖК РФ)
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Следовательно, собственник помещения в многоквартирном доме в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, а также вносить плату за коммунальные услуги. Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей компанией.
В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно протоколу общего собрания от 19.04.2010 собственники установили, что размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, управление многоквартирным домом, содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается в соответствии с размером платы, утверждённым Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для нанимателей жилых помещений. Размер ежемесячной платы за перечисленные выше услуги изменять в случае и соразмерно изменениям их Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.
Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном доме фактически принято решение, предоставляющее истцу право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствии ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников.
В соответствии с указанным решением общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, собственники решили: осуществлять сбор бытовых отходов, в соответствии со сложившейся практикой, на контейнерную площадку, расположенную между домами М 43/6 по Дворцовому пр. и N 45/7 по Дворцовому пр.; установить дифференцированный размер платы за содержание и обслуживание контейнерной площадки, за сбор и вывоз бытовых отходов для собственников жилых и нежилых помещений; производить начисления за сбор и вывоз бытовых отходов для собственников нежилых помещений исходя из нормативов накопления твердых бытовых отходов в зависимости от вида деятельности осуществляемого в нежилом помещении.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 6.3 договора управления многоквартирным домом от 01.02.2008, утвержденным общим собранием собственников, размер платы определяется в порядке, установленном действующим законодательством Санкт-Петербурга
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Таким образом, в соответствии с решением общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома начисления за сбор, вывоз мусора производятся исходя из нормативов накопления ТБО в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Норматив накопления твердых бытовых отходов в соответствии со статьей 24.10 Закона N 89-ФЗ утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Расчет названной платы осуществлялся заявителем исходя из нормативов накопления ТБО в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении в период с 01.01.2018 по 31.01.2019 в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 года N 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга".
Согласно данному распоряжению норматив накопления твердых коммунальных отходов для магазинов промышленных и хозяйственных товаров в месяц установлен в объеме 0,125 куб.м. на 1 кв.м. общей площади.
Сумма начислений за сбор и вывоз ТБО для нежилых помещений в месяц определяется по формуле: (норматив накопления ТБО * тариф * площадь помещения) + (объем ТБО в месяц * стоимость обслуживания контейнерной площадки из расчета на 1 куб.м).
Таким образом, сам тариф (который вправе устанавливать собственники помещений МКД) суммарная величина расходов на услугу по обращению с ТКО для собственников жилых и нежилых помещений является одинаковым, различаются только нормативы накопления.
Согласно информационному письму Комитета по тарифам N 01-13-885/18-0-0 от 13.07.2018 "Об изменении платежей граждан за вывоз и захоронение ТКО на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2019 года", с 01.01.2019 на территории Санкт-Петербурга начнет действовать региональный оператор по обращению с ТКО; нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга, определены на основании фактических замеров объемов накопления ТБО, утверждены распоряжением Комитета от 14.04.2017 года N 30-и и вступили в силу с 01.01.2018 года. Из данного письма следует, что утверждая нормативы накопления ТБО, Комитет не связывает их с началом деятельности регионального оператора.
Согласно информационным письмам Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N 01-13-811/18-0-0 от 29.05.2018 года, N 01-13-1660/18-0-0 от 19.12.2018 года составляющая размера платы за вывоз ТБО для населения рассчитана исходя из норматива образования твердых бытовых отходов населением, проживающим в жилищном фонде Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 года N 30-р, в размере 2.055 куб.м в год. То есть, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга при издании распоряжений "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга" руководствуется распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Ответчик не представил доказательств того, что распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р отменено, как и не предоставил ссылок на принятие нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший акт, в связи с чем подлежит отклонению как необоснованный довод ответчика о неправомерном применении истцом данного распоряжения.
Ссылки подателя жалобы на судебный акт по делу N А56-80782/2019 не принимаются апелляционным судом, поскольку в рамках данного дела оспаривалось постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга и обстоятельства, связанные с начислением и платы за ТКО, не рассматривались.
Поскольку ответчик оплату услуг истца по сбору и вывозу бытовых отходов не оплачивал, контррасчет задолженности не представил, суд обоснованно удовлетворил требования истца.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2021 по делу N А56-9816/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9816/2021
Истец: ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова"
Ответчик: ООО "АГРОТОРГ"