29 сентября 2021 г. |
Дело N А84-5070/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Кравченко В.Е., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителей от акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" - Мартынюк Е.А. по доверенности N 2/2929 от 14.12.2020, от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Воловикова А.А. по доверенности от 22.04.2021 N 160, в отсутствии Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 31 мая 2021 года по делу N А84-5070/2020, принятое по заявлению акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Балаклавское Рудоуправление им. А.М. Горького" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО, Департамент), оформленного письмом от 10.09.2020 N 11917/01-10-04/13/02/20, об отказе в формировании земельного участка площадью 145 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 91:01:001003, для размещения оборудования, необходимого для эксплуатации здания профилактория "Чембало", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Жукова, 26, и принадлежащего предприятию, с отнесением образуемого земельного участка к категории земель - "земли населенных пунктов", определив вид разрешенного использования - "отдых (рекреация)" (код 5.0), а также в организации проведения аукциона на предоставление в аренду сформированного земельного участка.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявитель просит возложить на Департамент обязанность совершить действия по утверждению схемы указанного земельного участка и организовать мероприятия по проведению аукциона на предоставление в аренду сформированного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 31 мая 2021 года суд признал недействительным полностью решение Департамента, изложенное в письме от 10.09.2020 N 11917/01-10-04/13/02/20, об отказе в формировании земельного участка; обязал Департамент в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу утвердить представленную обществом (заявление от 26.08.2020 N 2/2174 (вх.N13019/01-10-04-13/01/20 от 27.08.2020) схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 145 кв.м и направить (вручить) обществу соответствующее распоряжение; взыскал с Департамента в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, полагает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением председателя четвертого состава суда от 22.09.2021 произведена замена судьи Карева А.Ю. на судью Кравченко В.Е. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От общества поступил отзыв на апелляционную желобу, в судебном заседании его представитель просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.08.2020 (вх. N 13019/01-10-04-13/01/20) общество обратилось в Департамент с заявлением от 26.08.2020 N 2/2179 об образовании земельного участка площадью 145 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 91:01:001003, для размещения оборудования, необходимого для эксплуатации здания профилактория "Чембало", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Жукова, 26, и принадлежащего обществу, с отнесением образуемого земельного участка к категории земель: "земли населенных пунктов", определив вид разрешенного использования - "отдых (рекреация)" (код 5.0), а также об организации проведения аукциона на предоставление в аренду сформированного земельного участка. К указанному заявлению была приложена соответствующая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В ответ на обращение, письмом от 10.09.2020 N 11917/01-10-04-13/02/20 Департамент уведомил заявителя, что согласно представленной ДАГС информации испрашиваемый вид разрешенного использования проектируемого земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", данный земельный участок относится к зоне с режимом использования Р-4-3, участок МЗ-22 (территории малоэтажной индивидуальной жилой застройки с объектами обслуживания), в связи с чем, Департамент не имеет возможности сформировать испрашиваемый земельный участок под заявленные цели использования (с видом разрешенного использования "отдых (рекреация)" (код 5.0) и провести торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Полагая, что указанное решение Департамента является незаконным, АО "Балаклавское РУ" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом не доказан факт несоответствия испрашиваемого заявителем вида разрешенного использования проектируемого земельного участка действующей градостроительной документации.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1 и 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются, в частности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
При этом, в силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены статьей 11.9 ЗК РФ, в частности: не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 1, 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Как следует из материалов дела, целью обращения АО "Балаклавское РУ" к Департаменту с заявлением от 26.08.2020 N o2/2179 является образование земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, для проведения аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (подпункт 1);
обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка (подпункт 2);
проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения (подпункт 3).
В рассматриваемом случае, оспариваемое решение Департамента об отказе в образовании земельного участка площадью 145 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 91:01:001003, не содержит в себе какого-либо нормативного обоснования его принятия, в том числе указаний на вышеприведенные требования земельного законодательства.
Исходя из текста оспариваемого решения, в утверждении схемы расположения земельного участка отказано по причине несоответствия испрашиваемого заявителем вида разрешенного использования проектируемого земельного участка действующей градостроительной документации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что согласно представленной ДАГС информации испрашиваемый заявителем для образования земельный участок в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, находится в границах зон курортно- рекреационных учреждений с местами длительного отдыха и незастроенных территорий, а также за границами красных линий (зона застройки).
При этом испрашиваемый обществом вид разрешенного использования земельного участка соответствует установленным Генеральным планом города Севастополя функциональным зонам, в границах которых предстоит образовать земельный участок площадью 145 кв.м. Невозможность образования такого земельного участка в границах установленной Генеральным планом города Севастополя зоны незастроенных территорий, при том, что действующие красные линии не накладываются на этот земельный участок, государственным органом не доказано и судом не установлено.
Кроме того, суд обоснованно учел, что земельный участок, об образовании которого просит заявитель, имеет смежные границы с земельным участком площадью 10 606 кв.м, с кадастровым номером 91:01:001003:1748, с видом разрешенного использования "отдых (рекреация)" (код 5.0), ранее сформированным для обслуживания принадлежащего предприятию комплекса профилактория "Чембало". Данный земельный участок, исходя из представленных ДАГС схематических материалов, также находится в установленных Генеральным планом города Севастополя границах зон курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, незастроенных территорий и малоэтажной жилой застройки, а также в зоне с режимом использования Р-4-3, участок МЗ-22 (согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864).
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция соглашается с выводами суда о том, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в предоставления земельного участка в собственность для эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества.
Таким образом, поскольку Департаментом не доказан факт несоответствия испрашиваемого заявителем вида разрешенного использования проектируемого земельного участка действующей градостроительной документации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности принятого Департаментом по указанным мотивам оспариваемого решения.
Кроме того, суд первой инстанции, с учетом фактических обстоятельств настоящего спора, а также учитывая, что на сегодняшний момент государственным органом не реализованы в полном объеме установленные пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ полномочия, пришел к выводу, что необходимым и достаточным, в целях устранения допущенного нарушения, будет возложение на Департамент обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 145 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 91:01:001003, и направить (вручить) предприятию соответствующее распоряжение.
Правовых оснований не соглашаться с данным выводом у апелляционного суда не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 31 мая 2021 года по делу N А84-5070/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5070/2020
Истец: АО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент имущественных и земельных отношений г. Севастополя