город Ростов-на-Дону |
|
29 сентября 2021 г. |
дело N А32-7792/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от АО "50 лет Октября": представитель Экизарова О.Ю. по доверенности от 30.11.2020, паспорт; директор Каламбет С.А. приказ N 10 от 15.03.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "50 лет Октября"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.07.2021 по делу N А32-7792/2021
по заявлению Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
к акционерному обществу "50 лет Октября" (ИНН 2361007110,
ОГРН 1112361001103)
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с акционерного общества "50 лет Октября" (далее - АО "50 лет Октября", общество) ущерба, причиненного окружающей среде в размере 20 925 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2021 с АО "50 лет Октября" в пользу Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскан ущерб, причиненный окружающей среде в размере 20 925 000 руб. С АО "50 лет Октября") в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 127 625 рублей. АО "50 лет Октября" с депозитного счета Арбитражного суда Краснодарского края возвращено 292 000 руб. уплаченных по платежному поручению N 662 от 23.06.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "50 лет Октября" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что данные по фосфору и органическому веществу подлежат исключению из расчета.
В дополнениях к апелляционной жалобе общество ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о каких-либо фактах угнетения растений и почв, что могло бы послужить качественными признаками негативного изменения окружающей среды и увеличения количества биогенных элементов, поступивших с исследуемого участка.
В судебном заседании представитель АО "50 лет Октября" ходатайствовал о приобщении дополнений к апелляционной жалобе, пояснил, что стороне не направили. Представители АО "50 лет Октября" доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.09.2021 объявлялся перерыв до 22.09.2021 до 17 час. 30 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После объявленного перерыва представитель АО "50 лет Октября" ходатайствовал о приобщении экспертного заключения - анализа расчета вреда ООО "СиЭПО" от 09.09.2021.
Суд, совещаясь на месте, отказал в приобщении экспертного заключения, ввиду того, что оно получено после вынесения решения суда и не было предметом исследования судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество не обосновало невозможность получения указанного экспертного заключения и представления его суду первой инстанции.
Представители АО "50 лет Октября" доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12 марта 2020 года на основании распоряжения "24" января 2020 года N 14-04/11 руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении АО "50 лет Октября", на территории объекта N03-0123-005421-П-МТФ, установлено, что образующиеся отходы: "навоз крупного рогатого скота свежий" (код по ФККО 1 12 1101 33 4) 4 класса, "навоз крупного рогатого скота перепревший" (код по ФККО 1 12 1102 29 5) (5 класс опасности) опасности, накапливаются навалом на открытой поверхности почвы на земельном участке расположенном вблизи корпуса выращивания ремонтного молодняка N7 на территории МТФ, расположенной по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка, отход - навоз крупного рогатого скота складируется на поверхности почвы, на площадке не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадки не предусмотрена обваловка.
К проведению контрольно-надзорных мероприятий в отношении АО "50 лет Октября" привлечен в качестве эксперта ведущий инженер Ейского отдела Азово-Черноморского центра филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО"-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю-Калинина Екатерина Олеговна, которой произведен отбор проб (протокол отбора (измерений)проб почвы от 18.02.2020 N 3/1П) для определения содержания загрязняющих веществ в почве, на земельном участке расположенном вблизи корпуса выращивания ремонтного молодняка N 7 на территории МТФ, расположенной по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка.
Пробная площадка ППN 1 (проба N 13п/1) загрязненного участка, вблизи корпуса выращивания ремонтного молодняка N 7 на территории МТФ, расположенной по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка, имеет линейные размеры -155 м на 90 м. Отбор проб на пробной площадке ПП N 1(проба N 13п) произведен по координатной сетке, тип пробы-объединенная их 20 точечных проб.
Отбор проб для определения фоновых показателей загрязняющих веществ произведен на пробной площадке ППN 2-фон (проба N 14п/2) вблизи склада, в 250 метрах от ПП N 1 тип пробы-объединенная их 5 точечных проб (протокол отбора проб почвы от 18.02.2020 N3/1П).
В соответствии с экспертным заключением от 05.03.2020 N 49 Ейского отдела Азово-Черноморского центра филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО"-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, по результатам испытаний (измерений) проб почвы, сравнительный анализ проб почвы 13п/1 с пробой 14п/2 показал превышение по следующим показателям: нитритный азот - 1,8 раза; органическое вещество - в 2,6 раза; фосфор (общий) - в 3,8 раз.
Таким образом, АО "50 лет Октября" допустило загрязнение почвы в результате поступления загрязняющих веществ при накоплении отхода - навоз крупного рогатого скота навалом на открытой поверхности почвы на земельном участке, расположенном вблизи корпуса выращивания ремонтного молодняка N 7 на территории МТФ по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка (кадастровый квартал 23:36:0301000).
В соответствии с общедоступными сведениями публичной кадастровой карты, земли в кадастровом квартале 23:36:0301000 не отнесены к определенной категории.
В ходе проведения проверки управлением сделан запрос в МО Щербиновский район Краснодарского края о категории и целевом назначении земель, расположенных в пределах кадастрового квартала 23:36:0301000, по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка, МТФ.
В соответствии с письмом от 25.02.2020 N 01-1503/20-18 МО Щербиновский район Краснодарского края, указанный земельный участок, расположенный в пределах кадастрового квартала номер: 23:36:0301000 до настоящего времени не отмежован и не поставлен на кадастровый учет собственником расположенных на земельном участке объектов недвижимости, категория и вид разрешенного использования не установлены.
Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
В результате накапливания АО "50 лет Октября" навалом отходов - навоз крупного рогатого скота, на открытой поверхности почвы на земельном участке расположенном вблизи корпуса выращивания рементного молодняка N 7 на территории МТФ, расположенной по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка (кадастровый квартал 23:36:0301000), допущена порча почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями.
Общая сумма размера вреда, причиненного почвам по расчету истца составляет: 20 925 000 руб.
Управлением в адрес Ответчика направлено письмо о добровольной оплате вреда, причинен объекту окружающей среды от 13.11.2020 N ЕЛ-03-20770.
Однако, требование истца оставлено без ответа и финансового удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
- природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
- компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использовании способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", плодородный слой почвы - компонент природной среды, сформировавшийся на поверхности земли, состоящий из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности.
Согласно Письму Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757", порча и уничтожение плодородного слоя почвы -частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения "О государственном земельном надзоре", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со статьёй 77 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды.
В обоснование требований истец ссылался на экспертное заключение от 05.03.2020 N 49 Ейского отдела Азово-Черноморского центра филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО"-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю согласно которому, по результатам испытаний (измерений) проб почвы, сравнительный анализ проб почвы 13п/1 с пробой 14п/2 показал превышение по следующим показателям: нитритный азот - 1,8 раза; органическое вещество - в 2,6 раза; фосфор (общий) - в 3,8 раз.
Ссылка общества на Решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 25.05.2020, которым жалоба АО "50 лет Октября" на постановление о назначении административного наказания от 20.03.2020 N 03-03-171П, правомерно не принята судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Таким образом, при наличии доказательств причинения вреда окружающей среде, результат рассмотрения судами жалобы на постановление о назначении административного наказания значения не имеет.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о каких-либо фактах угнетения растений и почв, что могло бы послужить качественными признаками негативного изменения окружающей среды и увеличения количества биогенных элементов, поступивших с исследуемого участка, поскольку загрязнение почвы подтверждается экспертным заключением.
Довод общества о том, что превышений ОДК и ПДК по нитрат иону, свинцу, цинку и меди не выявлено, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку ущерб рассчитан по превышению нитритного азота, органического вещества и фосфора.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном отборе проб не принимаются судом апелляционной инстанции, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что пробы отбирались аккредитованной лабораторией, в присутствии представителей и генерального директора АО "50 лет Октября". Замечаний при отборе проб не зафиксировано. Правом на отбор арбитражных проб юридическое лицо не воспользовалось.
Ссылка общества в дополнениях к апелляционной жалобе о нарушении требований ГОСТ 17.4.4.02-2017 при отборе проб отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что испытание проб отходов осуществлялось в соответствии с ПНДФ 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, пробы почв отбирались в соответствии с ГОСТ 17.4.4.02, ГОСТ 17.4.3.01.
Объективность результатов исследования проб обществом документально не опровергнута, нарушений порядка отбор проб и порядка исследования отобранных проб не установлено.
В протоколе отбора приводится информация о порядковых номерах проб, маркировке емкостей с пробами, координатах точек и глубине отбора, что позволяет идентифицировать данные почвенные образцы. В протоколе отбора указаны координаты всех точек отбора проб на участке и фоновых точек.
Довод общества о необходимости отбора точечной пробы ножом или шпателем из прикопок или почвенным буром правомерно отклонен судом первой инстанции, так как пунктом 2 методических рекомендаций "ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления" (утв. ФБУ "ФЦАО", ООО НТФ "Хромос" 01.08.2014) установлены средства отбора, в том числе лопата, ГОСТ 19596-87 и совок из полимерного материала.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сомнения в достоверности результата проведенного Управлением анализа отобранных проб сами по себе в отсутствие доказательств не могут служить основанием для признания представленных Управлением доказательств недостоверными. Оснований не доверять результатам экспертного исследования не имеется.
Ссылка общества на заключение испытательной лаборатории по комплексному мониторингу плодородия почв правомерно не принята судом первой инстанции как обоснование отсутствия вреда, поскольку оценка плодородия почв относится к компетенции Россельхознадзора. В настоящем деле оценивается причинение вреда почвам в результате их загрязнения.
Довод о том, что по результатам указанного заключения в почве хозяйства концентрации тяжелых металлов не выявлено, правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку последствия, наступившие в результате действий юридического лица, выразились в загрязнении и перекрытии почв в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что навоз является источником органических удобрений для сельскохозяйственных культур. В качестве органического удобрения может использоваться только навоз, прошедший стадию подготовки, включая его обеззараживание. Условием использования навоза в качестве органического удобрения является нормирование доз его внесения и последующая заделка его в почву. Чрезмерные дозы внесения навоза провоцируют химические загрязнения почвы, вызывающие нарушение баланса элементов питания за счет антагонизма ионов, перевода дефицитных элементов в недоступное растениям состояние при воздействии элемента, находящегося в избытке, и другие процессы, негативно влияющие на рост и развитие растений. Складирование свежего навоза на необорудованных площадках приводит к накоплению в почве нитратов, которые при попадании в организм животных и людей с пищей вызывают нарушения. Хранение навоза на неподготовленных площадках приводит также к загрязнению почвы патогенными микроорганизмами, яйцами гельминтов, которые могут трансформироваться и накапливаться в сельскохозяйственных культурах, выращенных на этих земельных участках, создавая эпизоотическую угрозу.
В результате накопления указанного отхода на верхнем слое почвенного профиля образуется искусственное покрытие, которое перекрывает гумусовый горизонт почвы.
Указанный вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 N Ф08-13066/2019 по делу N А53-25851/2019.
При исчислении размера вреда, причиненного окружающей среде, управление использовало Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика).
Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу п. 5 Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах осуществляется по формуле:
УЩзагр = СЗ x S x Kr x Кисп x Тх, (2)
где:
УЩзагр - размер вреда (руб.);
СЗ - степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;
S - площадь загрязненного участка (кв. м);
Kr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).
Согласно п. 6 Методики степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.
Соотношение (С) фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле:
где:
Xi - фактическое содержание i-го загрязняющего вещества в почве (мг/кг); Хн - норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).
При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
В случае если отношение Xi/Хн для конкретного загрязняющего вещества менее или равно 1, то данное отношение не включается в формулу расчета соотношения (C) фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв вследствие отсутствия превышения норматива качества окружающей среды для почв по данному загрязняющему веществу.
При значении (С) менее 5 СЗ принимается равным 1,5; при значении (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0; при значении (С) в интервале от более 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0; при значении (С) в интервале от более 20 до 30 СЗ принимается равным 4,0; при значении (С) в интервале от более 30 до 50 СЗ принимается равным 5,0; при значении (С) более 50 СЗ принимается равным 6,0.
Для загрязняющих веществ - нитритный азот, органическое вещество, фосфор, отсутствуют установленные нормативы качества окружающей среды для почв, в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории (фон) аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
Учитывая вышеизложенное, определяется соотношение (С) фактического содержания нитритного азота, органического вещества, фосфора в почве к фоновому по формуле:
С = (0,229/0,127) + (0,0631 / 0,0247)+ (0,0198/0,0052) = 1,8+2,6+3,8 = 8,2 С = 8,2.
Так как (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0. Площадь загрязненного участка (S) = 13950 кв. м.
В соответствии с п. 7 Методики показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв (Kr) рассчитывается в соответствии с фактической глубиной загрязнения или порчи почв.
При глубине загрязнения или порчи почв до 20 см (Kr) принимается равным 1; до 50 см (Kr) принимается равным 1,3; до 100 см (Kr) принимается равным 1,5; до 150 см (Kr) принимается равным 1,7; более 150 см (Kr) принимается равным 2,0.
Так как глубина отбора проб N 13п/1 и 14п/2 составляет 0,05-0,20 м., следовательно, (Kr) принимается равным 1.
Согласно п. 8 8. Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), равна:
для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность - 2;
для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;
для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;
для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;
для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;
для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, - 1,3;
для земель остальных категорий и видов разрешенного использования - 1,0.
Для земельного участка, расположенного в пределах кадастрового квартала 23:36:0301000, по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка, МТФ (Кисп для земель остальных категорий и видов разрешенного использования) равен 1.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации" территория ст. Динской относится к району степей европейской части Российской Федерации, таким образом, учитывая приложение 1 к Методики, Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении и порче почв составляет 600 (руб./ кв. м).
Произведя исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в результате загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв:
УЩзагр = СЗ x S x Kr x Кисп x Тх,
УЩзагр = 2,0 x 13950 кв. м x 1 x 1 х 600 руб./кв. м = 16 740 000 руб., УЩзагр = 16 740 000 руб. (шестнадцать миллионов семьсот сорок тысяч рублей) В силу п. 10 Методики исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными) осуществляется по формуле:
УЩперекр = S x Kr x Кисп x Тх, (5) где:
УЩперекр - размер вреда (руб.);
S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);
Kr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).
В результате накапливания АО "50 лет Октября" навалом отходов - навоз крупного рогатого скота, на открытой поверхности почвы на земельном участке расположенном вблизи корпуса выращивания рементного молодняка N 7 на территории МТФ, расположенной по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка (кадастровый квартал 23:36:0301000), допущена порча почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями.
S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв 13950 кв. м;
Kr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями - 0,5;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, для земельного участка, расположенного в пределах кадастрового квартала 23:36:0301000, по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка, МТФ (Кисп для земель остальных категорий и видов разрешенного использования) равен 1;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении и порче почв составляет 600 (руб./ кв. м).
УЩперекр= 13950 x 0,5 x 1x 600=4 185 000 руб.,
УЩзагр = 4 185 000 руб. (четыре миллиона сто восемьдесят пять тысяч рублей)
В силу п. 4 Методики исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле:
УЩ = УЩзагр + УЩперекр
где:
УЩ - общий размер вреда, причиненного почвам (руб.);
УЩзагр - размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах, который рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.);
УЩперекр - размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), который рассчитывается в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (руб.).
УЩ = 16 740 000 + 4 185 000 = 20 925 000 руб.
УЩ=20 925 000 руб. (двадцать миллионов девятьсот двадцать пять тысяч рублей) Согласно произведённому расчёту, размер вреда, причинённый почве, вследствие
нарушения ответчиком природоохранного законодательства, составил 20 925 000 рублей.
Судом первой инстанции расчет проверен и признан составленным верно, обществом не представлен контррасчет. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суд первой инстанции.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснил, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 названного постановления, по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих вину и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2021 по делу N А32-7792/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7792/2021
Истец: Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: АО "50 лет Октября"