город Ростов-на-Дону |
|
17 апреля 2024 г. |
дело N А32-68925/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Емельянова Д.В., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Петросьян Н.В.,
при участии:
от ответчика: Логвиненко А.Е. по доверенности от 21.04.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения муниципального образования города Краснодара "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2024 по делу N А32-68925/2023
по иску муниципального казенного учреждения муниципального образования города Краснодара "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта"
к обществу с ограниченной ответственностью "ИнжПроектСтрой"
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждения муниципального образования города Краснодара "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИнжПроектСтрой" (далее - ответчик, общество) о взыскании пени в размере 3 322 086 руб. 22 коп.
Исковые требования мотивированы выполнением ответчиком контрактных обязательств с нарушением сроков, согласованных сторонами.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что просрочка исполнения работ произошла по независящим от подрядчика причинам, а приостановка работ по контракту составила 316 дней и не входит в срок выполнения работ по контракту. Кроме того, с учётом подпункта "а" пункта 3 Правил N 783, суд признал за ответчиком право на списание неустойки, поскольку размер штрафных санкций не превышает 5% цены контракта, контрактные обязательства исполнены ответчиком в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил отменить решение суда первой инстанции, по делу принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции. В соответствии с условиями контракта подрядчик обязан был самостоятельно собирать необходимую информацию для выполнения обязанностей по контракту. Кроме того, ответчик, являясь профессиональным участником гражданских правоотношений, не мог не знать, о возможности разработки проектной документации без утверждённой документации по планировке территории.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (далее - заказчик) и ответчиком (далее - подрядчик) 26.09.2022 заключен муниципальный контракт 822005488-ЭОК, предметом которого является "Разработка проектной документации на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги по ул. им. Демуса М.Н. от проезда, соединяющего ул. Симферопольскую и ул. им. Демуса М.Н. до дома N 11 по ул. им. Демуса М.Н., по ул. им. Тюляева от ул. им. Демуса М.Н. до дома N 47 по ул. Новороссийской, по проезду от ул. им. Демуса М.Н. до дома N 55/1 по ул. Новороссийской в г. Краснодаре" (далее - контракт).
В соответствии с дополнительным соглашением N 2 от 25.10.2023 цена контракта увеличена до 57 277 348 руб. 70 коп.
Согласно пункту 3.1 контракта календарные сроки выполнения работ с 28.09.2022 по 20.12.2022 включительно.
Истец указывает, что истцом результат работ принят согласно акту N 1 от 02.11.2023, т.е. за пределами срока установленного контрактом.
В силу пункта 8.6 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты пени от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательства исполненного подрядчиком.
По расчету истца размер пени за период с 10.07.2023 по 02.11.2023 составляет 3 322 086 руб. 70 коп.
Претензия, направленная истцом ответчику, оставлена без удовлетворения, что послужило основаниям истцу для в обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 8.6 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты пени от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательства исполненного подрядчиком.
Согласно пункту 3.1 контракта календарные сроки выполнения работ с 28.09.2022 по 20.12.2022 включительно, т.е. 83 календарных дня.
Истец указывает, что истцом результат работ принят согласно акту N 1 от 02.11.2023, за пределами срока установленного контрактом.
Между тем на основании пункта 4.2.6 контракта заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении работ в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 7 задания на проектирование (приложение N 2 к контракту) исходными данными, передаваемыми заказчиком являются технические условия: 1.ООО "Краснодартеплоэнерго" от 26.04.2022 N 5;
2.ООО "Краснодарэнерго" от 29.04.2022 N 007-042022; 3.ООО "Краснодар Водоканал" от 20.05.22 N ИД-4-237-22; 4.ПАО "Россети Кубань" от 26.04.2022 N 37/22; 5.Письмо Управления государственной охраны культурного наследия администрации Краснодарского края от 20.05.2022 N 78-19-7423/22 года; 6.Условия подключения к ливневой канализации от Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар от 11.05.2022 N 4920/39; 7.Утвержденный в установленном порядке проект планировки и межевания территории.
В соответствии с п. п. а) п. 13 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в обязательном порядке предоставляются правоустанавливающие документы на земельный участок, а именно идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства (при наличии), номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта номер и дата документа, которым утверждена документация по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории).
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 N 190-ФЗ при подготовке проектной документации юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить юридическому лицу градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории.
Таким образом, в качестве исходных данных для разработки проектной документации заказчик обязан предоставить подрядчику правоустанавливающие документы на землю незамедлительно после заключения муниципального контракта.
Довод истца о том, что ответчик не мог не знать о возможности разработки проектной документации без утверждённой документации по планировке территории, со ссылкой на часть 11 статьи 48 ГрК РФ, отклоняется апелляционным судом, поскольку в соответствии с частью 11.1 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта, однако, как следует из части 11.1 статьи 48 ГрК РФ, в этом случае обязательными приложениями к заданию застройщика или технического заказчика на проектирование являются: решение о подготовке такой документации по планировке территории; чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.
Доказательств предоставления ответчику решения о подготовке документации по планировке территории, чертежа границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведений о его характеристиках и схемы планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта, истцом не представлено.
Более того, обязанность истца по передаче ответчику утвержденного в установленном порядке проекта планировки и межевания территории согласована сторонами в соответствии с пунктом 7 задания на проектирование (приложение N 2 к контракту).
Ответчик неоднократно запрашивал у истца исходные данные, предусмотренные пунктом 7 задания на проектирование (приложение N 2 к контракту), что подтверждается письмами: исх. N 2193 от 28.09.2022 (вх. N 5173 от 28.09.2022), исх. N 2435 от 21.10.2022 (вх. N 5682 от 12.10.2022), исх. N 1428 от 03.08.2023 (вх. N 5439 от 03.08.2023).
В соответствии с пунктом 4.4.8 контракта подрядчик обязан приостановить выполнение работ в случае обнаружения не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или качество результатов выполнения работ или создать невозможность из завершения в установленный настоящим Контрактом, срок.
В силу пункта 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы, иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Лишь после получения всех необходимых исходных данных, подрядчик смог предоставить проектную документацию на экспертизу и получить положительное заключение.
В силу пункта 2 статьи 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию (пункт 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Исходящим письмом N 2435 от 21.10.2022 ответчик уведомил истца о приостановке работ по муниципальному контракту N 822005488-ЭОК от 26.09.2022 до момента передачи утвержденной документации по планировке и межевания территории.
Однако, документация по планировке и межевании территории была утверждена Администрацией муниципального образования город Краснодар лишь 29.08.2023 в соответствии с Постановлением об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) для размещения линейного объекта (автомобильной дороги, сетей инженерно-технического обеспечения) на территории, ограниченной улицами им. Тюляева, им. Демуса М.Н., проездом на продолжении улицы Симферопольской, от улицы Новороссийской до улицы им. Демуса М.Н., в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, и направлена подрядчику 01.09.2023 исходящим письмом N 5917 от 01.09.2023.
Таким образом, просрочка исполнения работ произошла по независящим от подрядчика причинам, а приостановка работ по контракту составила с 21.10.2022 по 01.09.2023 (316 дней) и не входит в срок выполнения работ по контракту.
По расчету суда, из общего срока, срок выполнения работ в 83 календарных дня следует отнять 25 календарных дней с 26.09.2022 по 21.10.2022.
Соответственно, с 01.09.2023 у ответчика был срок в 58 календарных дней для выполнения работ.
Таким образом, окончание срока выполнения работ по контракту наступило 29.10.2023, следовательно, период просрочки выполнения работ следует исчислять с 30.10.2023 по 02.11.2023, а надлежащий размер пени составит 114 554 руб.
70 коп.
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 года N 783" из названия, преамбулы и текста Правил исключены слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
Таким образом, на момент рассмотрения спора правила N 783 распространяют свое действие на списание неустоек независимо от года неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 2 Правил N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пп. "в" в ред. постановления Правительства РФ от 23.03.2022 N 439).
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 определено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" данного пункта.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 783 установлено, что при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 данных Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712 по делу N А40-179525/2017, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 этих же правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил N 783).
В связи с этим нельзя согласиться с возражениями истца, основанными на пункте 7 Правил N 783, согласно которому в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Данная норма относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), но она не может быть истолкована как препятствующая суду при наличии спора заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о размере начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) применять положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, подпункта "а" пункта 3, пункта 11 Правил N 783 и признать за соответствующим лицом право на ее списание.
Наличие между заказчиком и подрядчиком спора об основаниях начисления неустойки (пени, штрафа), ее размере не может являться основанием для отказа в защите права, которое является нарушенным, и неприменения судом предусмотренных законодательством для определенных случаев антикризисных мер.
Размер штрафных санкций в надлежащем размере по расчету суда составил 114 554 руб. 70 коп., подлежавших уплате, не превышает 5% цены контракта (цена контракта 57 277 348,70 руб.)
Судом установлено, что дополнительных соглашений к контакту об увеличении срока выполнения работ не заключалось, работы по контракту выполнены ответчиком в полном объеме, соответственно, суд первой инстанции правомерно признал за ответчиком право на ее списание.
С учётом изложенного, в удовлетворении исковых требований правомерно отказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у апелляционной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2024 по делу N А32-68925/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-68925/2023
Истец: МКУ МО г.Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта", Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта"
Ответчик: ООО "Инжпроектстрой"