г. Красноярск |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А33-269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика - федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю": Короткова А.С., представителя по доверенности от 15.01.2020 N24/ТО/59/13-3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (ИНН 2464025224, ОГРН 1022402306849, г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 14 июля 2021 года по делу N А33-269/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (ИНН 2464025224, ОГРН 1022402306849, далее - ответчик) о взыскании пени 11.07.2018 по 12.11.2020 в размере 51 220, 95 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 июля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- контракты заключались ежегодно в феврале, марте и у ответчика отсутствовали основания для произведения оплаты за потребленную тепловую энергию, распространение закона о теплоснабжении и применении пени к ответчику в данном случае является не обоснованным;
- расчет произведен истцом некорректно;
- в ходе рабочего совещания по вопросу оплаты потребленных энергетических ресурсов учреждениями ГУФСИН России по Красноярскому краю, при Министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, предусмотрено: не проводить начисление пени за несвоевременную оплату потребленной тепловой энергии, холодной воды и водоотведения учреждениям ГУФСИН России по Красноярскому краю со сроком: постоянно;
- ответчиком направлены запросы к руководству истца, на которые на момент вынесения решения судом отсутствовали ответы. Решение вынесено без всестороннего рассмотрения и уточнения моментов имеющих значение для правильного решения дела. Руководство ТГК-13 отказало о пересмотре и находит применение пени обоснованным, представитель КП-19 обратился с запросом в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края. Ответ получен по электронной почте 06.08.2021 в 18.28 местного времени;
- ответчик считает необоснованным взыскание суммы государственной пошлины за обращение с иском.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правоотношения между АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и ФКУ КП-19 ГУФСИН России по Красноярскому краю по поставке тепловой энергии и теплоносителя урегулированы государственными контрактами (далее - контракты), в том числе государственными контрактами N 758/3451 от 15.03.2016, от 07.03.2018 N 758/3451/15, от 03.02.2020 N 758/3451/8, от 21.03.2019 N 758/3451/46 в редакции дополнительных соглашений, предметом которых являются условия поставки и режима потребления тепловой энергии, взаимоотношения сторон в вопросах теплоснабжения абонента.
Согласно контрактам истец принял на себя обязательства по отпуску ответчику тепловой энергии, а последний, в свою очередь, обязался принять и оплатить энергию по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Красноярского края на соответствующий период.
Пунктом 7.2. контракта установлено, что расчетным периодом является месяц.
В соответствии с пунктом 7.3. контракта окончательный платеж осуществляется до 10 числа месяца, следующего за расчетным, за фактически потребленное количество тепловой энергии и теплоносителя.
Также отношения сторон урегулированы контрактами N 758/3451/15 от 07.03.2018 на 2018 год, N 758/3451/46 от 21.03.2019 на 2019 год, N 758/3451/8 от 03.02.2020 на 2020 год, содержащими аналогичные условия.
Согласно условиям контрактов истец принял на себя обязательства по отпуску ответчику тепловой энергии, а последний, в свою очередь, обязался принять и оплатить энергию по тарифам, утвержденным Министерством тарифной политики Красноярского края на соответствующий период.
Во исполнение условий контрактов в период июнь 2018 - октябрь 2020 года истцом поставлена тепловая энергия. На оплату потреблённых ресурсов ответчику выставлены соответствующие счета-фактуры.
Ответчиком оплата задолженности за потребленные ресурсы не поступала, в связи с несвоевременной оплатой коммунальных услуг, потреблённых ответчиком, истцом ответчику начислена пеня на основании Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) в сумме 51 220,95 руб. за период 11.07.2018-12.11.2020 на неоплаченную сумму задолженности.
Претензией от 19.11.2020 N Исх-2-8/01-106269/20-0-0/272 истец обратился к ответчику с требованием об оплате пени. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате пени, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции верно указано, что спорные отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Во исполнение условий вышеперечисленных контрактов истцом в период с июня 2018 года по октябрь 2020 года поставлена тепловая энергия на объекты ответчика.
Потребление тепловой энергии в указанных объемах ответчиком не оспорено, доказательства потребления тепловой энергии в иных объемах в материалы дела ответчиком не представлены.
Вместе с тем, ответчик несвоевременно произвел оплату задолженности за потребленные ресурсы, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
В связи с несвоевременной оплатой коммунальных услуг, потребленных ответчиком, истцом начислены пени на основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ в сумме 51 220,95 руб. за период 11.07.2018-12.11.2020.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:
1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;
2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;
3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;
4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;
5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец доказал обоснованность исковых требований в полном объеме.
Из материалов дела следует, что за период с июня 2018 года по октябрь 2020 года истцом поставлена тепловая энергия на объекты ответчика.
Факт поставки истцом тепловой энергии в указанный период подтверждается представленными в материалы дела документами.
Данное обстоятельство и факт несвоевременной оплаты спорной задолженности не оспаривались ответчиком при рассмотрении настоящего дела.
На оплату поставленных ресурсов истцом выставлены ответчику счета-фактуры, которые своевременно не оплачены ответчиком, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Несвоевременная оплата данной задолженности послужила основанием для предъявления истцом требования о взыскании с ответчика пени, начисленных на основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ (в редакции ФЗ N 307-ФЗ от 03.11.2015).
Согласно статье 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (в редакции ФЗ N 307-ФЗ от 03.11.2015) потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно подпункту 39 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами.
С 05.12.2015 вступил в силу Закон N 307-ФЗ, в соответствии с которым в Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), в Закон о теплоснабжении, в Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) внесены изменения в части установления законной неустойки за просрочку исполнения потребителем обязательства по оплате потребленной энергии в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней, от не выплаченной в срок суммы.
При этом положения Закона о газоснабжении, Закона об электроэнергетике, Закона о теплоснабжении и Закона о водоснабжении и водоотведении в редакции Закона N 307-ФЗ носят специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Следовательно, при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона о газоснабжении, Закона об электроэнергетике, Закона о теплоснабжении и Закона о водоснабжении и водоотведении в редакции Закона N 307-ФЗ.
Таким образом, заказчик должен уплатить за каждый день просрочки исполнения государственного (муниципального) контракта, заключенного в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней, от не выплаченной в срок суммы.
Поскольку ответчик является потребителем тепловой энергии, к нему подлежит применению указанная специальная норма Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010, регулирующая ответственность потребителя за несвоевременную оплату тепловой энергии и теплоносителя.
С учетом изложенных норм, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о необходимости исчисления пени исходя из размера 1/300 ключевой ставки центрального Банка Российской Федерации.
В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае просрочки исполнения обязательств по оплате ресурсов статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрена ответственность в виде уплаты пени за каждый день просрочки исполнения обязательства.
За несвоевременную оплату тепловой энергии, потребленной в период с июня 2018 года по октябрь 2020 года, истцом на основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" начислены ответчику пени в сумме 51 220,95 руб. за период 11.07.2018-12.11.2020, исходя из размера задолженности, срока оплаты, периодов просрочки, статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, ключевой ставки ЦБ РФ на даты частичных оплат согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации по делу N А40-2887/2018.
Расчет пени проверен апелляционным судом и признан верным, поскольку произведен истцом, исходя из периодов просрочки, а также с учетом размера пени, предусмотренного пунктом 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (в редакции ФЗ N 307-ФЗ от 03.11.2015), статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При расчете пени истцом правильно применены ключевые ставки, действующие в соответствующие периоды оплаты долга.
Арифметическая правильность расчета пени истца не оспаривалась ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции. Подробный расчет пени представлен в материалы дела. Довод апелляционной жалобы о некорректном расчете документально не подтвержден. Контррасчет пени, представленный в материалы дела ответчиком, судом не принимается, поскольку произведен ответчиком не в соответствии с условиями заключенного договора и действующим законодательством.
На основании изложенного апелляционный суд отклоняет названные доводы.
Ответчиком ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суду не заявлено, доказательств несоразмерности неустойки, равно как возникновения негативных последствий в связи с ее начислением либо получение кредитором необоснованной выгоды, связанной с взысканием неустойки, ответчиком не представлены.
Ссылка ответчика на протокол N 1 рабочего совещания по вопросу оплаты потребленных энергетических ресурсов учреждениями ГУФСИН России по Красноярскому краю от 17.01.218 отклоняется судом, поскольку истец не может быть лишен предусмотренного законом права требовать уплаты пени за просрочку исполнения обязательств по оплате поставленной тепловой энергии.
На порядок исчисления неустойки, вопреки доводам ответчика, не влияют и такие обстоятельства, как срок заключения государственных контрактов, получения ответчиком счетов-фактур, сложное финансовое положение и позднее доведение бюджетных средств на оплату тепловой энергии, поскольку ответчик как потребитель принял на себя обязательства оплачивать потребленные ресурсы в установленный законом и содержащийся в контрактах срок.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются как не имеющие юридического значения для рассмотрения спора по существу.
Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Довод жалобы о том, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Суд, взыскивая с учреждения в бюджет государственную пошлину, возлагает на него обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации денежных сумм, равных понесенным судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае стороной по делу может оказаться лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказа в возмещении судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 июля 2021 года по делу N А33-269/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-269/2021
Истец: АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13", Россия, 660001, Красноярск , ул. Спартаковцев,47А
Ответчик: федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю"