г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А42-2972/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27480/2021) АО "Атомэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.07.2021 по делу N А42-2972/2021, принятое
по иску АО "Атомэнергосбыт"
к ООО "Батолит"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (истец, АО "Атомэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Батолит" (ответчик, ООО "Батолит") о взыскании 20 870,88 рублей основного долга и 829,27 рублей неустойки, а также неустойки по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 06.07.2021 требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец, указывая на то, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в иске, поскольку Ответчик, является исполнителем коммунальных услуг по спорным домам.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Ходатайство истца об участии в заседании онлайн удовлетворено, вместе с тем, подключение стороной не обеспечено.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ноябре-декабре 2020 года, январе 2021 года АО "Янтарьэнергосбыт" осуществляло поставку электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: город Мурманск, улица Свердлова, дом 12, корпус 2 и улица Свердлова, дом 16, корпус 9.
Ответчик по результатам открытого конкурса, проведенного МКУ "Новые формы управления" на основании договоров управления многоквартирным домом от 01.11.2020 принял на обслуживание указанные выше многоквартирные дома.
Договор энергоснабжения от 05.11.2020 N 5140144215 (для категории исполнители коммунальных услуг, приобретающие коммунальный ресурс, потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирных домах), подписан со стороны ответчика с протоколом разногласий.
Имеющиеся у сторон разногласия не урегулированы в установленном порядке.
Истец, ссылаясь на данные обстоятельства, полагая, что у ответчика имеется обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирных домах, обратился в Арбитражный суд Мурманской области с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что ответчик в спорный период не являлся управляющей организацией по договору управления спорными многоквартирными домами, избранной собственниками помещений, а исполнял лишь функции по оказанию услуг и выполнению работ по санитарному и техническому обслуживанию общего имущества МКД на основании соответствующих договоров.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Согласно части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно частям 6.2 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса, пункту 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), по общему правилу потребители обязаны своевременно оплачивать коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, в том числе в случае, если собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пунктах 14, 15 настоящих Правил.
Как указывалось выше, спорные многоквартирные дома переданы на обслуживание ответчику до возникновения обязательств по управлению многоквартирными домами у юридического лица, определенного по результатам открытого конкурса или на основании решения общего собрания собственников помещений (пункт 7.1 договора управления от 01.11.2020).
Таким образом, в силу прямого указания закона ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг при выборе собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления непосредственное управление (решение Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N АКПИ16-779). Статус исполнителя коммунальной услуги данная РСО будет иметь до дня начала управления МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья или иным кооперативом, которые заключат соответствующие договоры с РСО.
Также РСО становится исполнителем коммунальной услуги в отношении многоквартирного дома, в котором по тем или иным обстоятельствам прекращен ранее выбранный способ управления. В этом случае статус исполнителя коммунальной услуги данная РСО приобретает со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом, а утрачивает - со дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом.
В соответствии с частью 5 статьи 154 Жилищного кодекса в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений статей 161, 162 Жилищного кодекса, пункта 44 Правил N 354 обязанность по оплате превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, возложена на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом.
Таким образом, суд первой инстанции, установивший, что ответчик в спорный период не являлся управляющей организацией по договору управления многоквартирными домами, избранной собственниками помещений, а исполнял функции по оказанию услуг и выполнению работ по санитарному и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов (функции обслуживающей организации) на основании договора, заключенного с МКУ "Новые формы управления", пришел к мотивированному выводу об отсутствии у ответчика обязанности по оплате коммунального ресурса, поставленного в целях содержания общего имущества МКД, в том числе того объема, который превышает норматив потребления соответствующего коммунального ресурса.
Отклоняя доводы истца, суд первой инстанции учел позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 26.02.2019 N 307-ЭС18-26132, позицию Арбитражного суда Северо-Западного округа в постановлении от 30.06.2021 по делу N А42-5632/2020.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
В связи с переплатой излишняя сумма госпошлины по апелляционной жалобе подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.07.2021 по делу N А42-2972/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Атомэнергосбыт" из федерального бюджета 276 рублей излишне уплаченной госпошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2972/2021
Истец: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ", АО "АтомЭнергоСбыт" - ф-л "КолАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ООО "БАТОЛИТ"