28 сентября 2021 г. |
Дело N А39-11187/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 28.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Счетной палаты Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.07.2021 по делу N А39-11187/2020,
принятое по заявлению казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" о признании недействительным представления Счетной палаты Республики Мордовия от 29.07.2020 N 02-02/175,
при участии третьих лиц: администрации городского округа Саранск, общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Мостострой", публичного акционерного общества "Т Плюс".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Счетной палатой Республики Мордовия (далее - Счетная палата) на основании предложения Государственного Собрания Республики Мордовия и приказа председателя Счетной палаты от 15.06.2020 N 36 в период с 17.06.2020 по 24.07.2020 проведено контрольное мероприятие в отношении казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Учреждение) по вопросам целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт путепровода N 1 на автодороге N 5 г. Саранска в рамках реализации регионального проекта "Дорожная сеть" государственной программы Республики Мордовия "Развитие автомобильных дорог".
По результатам данного мероприятия составлен акт от 14.07.2020, которым зафиксировано, что:
1) в нарушение пункта 1 части 94 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не исполнены обязательства на сумму 100 430,6 тыс. рублей на дату расторжения контракта N 505-р в соответствии со сроками, установленными календарным графиком.
2) в нарушение части 6 статьи 34 и пункта 3 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком не проведена претензионная работа за неисполнение условий муниципального контракта от 31.08.2018 N 505-р/18 по отдельным этапам от 21 до 203 календарных дня, общая сумма пени за просрочку обязательств составляет 2472,6 тыс. рублей.
3) в нарушение статьи 34 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) неэффективно израсходованы бюджетные средства в размере 1 266,85 тыс. рублей в рамках исполнения контракта от 07.06.2019 N 151-р/19 в связи с несоблюдением проектного решения, получившего положительное заключение государственной экспертизы:
- по локальной смете N 02-01-10 "Устройство лестничных сходов и пандуса" расход денежных средств по строительству лестничных сходов и пандуса предусмотрен в сумме 831,93 тыс. рублей;
- по акту о приемке выполненных работ КС-2 от 18.12.2019 N 10.5 за строительство лестничных сходов и пандуса оплачено 2 098,78 тыс. рублей.
4) в нарушение требований части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 9 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ установлено завышение начальной (максимальной) цены контракта N 15-р на 850,98 тыс. рублей в связи с включением в локальную смету работ, которые не требовались и не выполнялись (пункт 7 локальной сметы N 04-01-01 "Переустройство линии контактной сети и линии освещения" демонтаж кабеля на столбовой линии в количестве 3380 метра на сумму 276,74 тыс. рублей и пункт 28 монтаж кабеля на столбовой линии в количестве 3380 метра на сумму 574,24 тыс. рублей).
5) в ходе исполнения контракта от 07.06.2019 N 151-р/19 смонтированы конструкции опор трубопровода стоимостью 421,18 тыс. рублей, предназначенные для установки временной защиты теплотрассы и оплаченные из бюджетных средств в рамках Регионального проекта "Дорожная сеть". В настоящее время указанные конструкции без правовых оснований в нарушение статьи 34 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ используются открытым акционерным обществом "СаранскТеплоТранс" (далее - ОАО "СаранскТеплоТранс") без компенсации затрат.
По итогам контрольного мероприятия Главе городского округа Саранск Тултаеву П.Н. направлено представление от 29.06.2020 N 02-02/175.
Главе городского округа Саранск предложено принять меры по компенсации затрат стоимости опор трубопровода в сумме 421,18 тыс. рублей, используемых ОАО "СаранскТеплоТранс", или произвести их демонтаж в соответствии с проектным решением для дальнейшего использования заказчиком; исполнять контракты в соответствии с проектно-сметной документацией; провести претензионную работу по взысканию пеней за неисполнение условий контракта N 505-р.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Счетной палаты от 29.07.2020 N 02-02/175.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа Саранск (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Мостострой" (далее - ООО СК "Мостострой"), публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс").
Решением от 12.07.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное Учреждением требование.
Счетная палата обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель жалобы утверждает, что опоры трубопровода созданы за счет бюджетных средств, являются собственностью заказчика и должны им эффективно использоваться для достижения наилучшего результата собственной деятельности путем получения компенсации затрат или демонтажа опор и использования их в своих интересах. Указанные опоры трубопровода с 25.12.2019 и по настоящее время используются для безаварийного функционирования труб, принадлежащих ОАО "СараскТеплоТранс" без компенсации затрат или демонтажа, что нарушает положения статьи 34 БК РФ.
Счетная палата указывает, что в соответствии с пунктом 5.7.2 Свода правил СП 48.13330.2011 "Организация строительства" проект производства работ относится к организационно-технологической документации. Как поясняет Счетная палата, сторонами был согласован и подписан проект производства работ, включающий в себя и календарный график производства работ, являющийся неотъемлемой частью контракта, в связи с чем требование о взыскании пеней является обоснованным.
Заявитель жалобы считает, что оспариваемое представление является актом индивидуального характера и не влечет негативных последствий для Учреждения, не нарушает его прав и не возлагает на него дополнительных обязанностей, так как оно вынесено в адрес Главы городского округа Саранск.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Правовые основы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия: контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 28.12.2011 N 82-З "О Счетной палате Республики Мордовия" (далее - Закон N 82-З) Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется Государственным Собранием Республики Мордовия.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой: 1) в отношении органов государственной власти и государственных органов Республики Мордовия, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Республики Мордовия, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Республики Мордовия; 2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств республиканского бюджета Республики Мордовия, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия (часть 2 статьи 16 Закона N 82-3).
Приказом Председателя Счетной палаты от 17.11.2017 N 54 утвержден Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - Стандарт).
Пунктом 2 Стандарта установлено, что контрольное мероприятие - это организационная форма осуществления Счетной палатой контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий Комиссии в сфере внешнего муниципального аудита (контроля).
В силу пункта 3.1 Стандарта контрольное мероприятие должно отвечать следующим требованиям: контрольное мероприятие проводится в соответствии с планом работы Счетной палаты, контрольное мероприятие проводится на основании программы его проведения, утвержденной в установленной порядке и завершается оформлением соответствующего акта, по результатам контрольного мероприятия оформляется отчет, который в установленном порядке рассматривается на совещании при Председателе Счетной палаты.
Предметом контрольного мероприятия является деятельность объекта контрольного мероприятия по: формированию и использованию средств республиканского бюджета Республики Мордовия; формированию и использованию имущества, находящегося в государственной собственности Республики Мордовия; формированию и использованию средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия; использованию средств республиканского бюджета Республики Мордовия, поступивших в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Республики Мордовия; управлению государственным долгом Республики Мордовия (пункт 3.2 Стандарта).
Государственные учреждения могут быть объектами контрольного мероприятия (пункт 3.3 Стандарта).
По результатам контрольного мероприятия Счетная палата вправе направить должностным лицам соответствующих исполнительных органов государственно власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, руководителю объекта контрольного мероприятия представления Счетной палаты для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия (пункт 7.3.1 Стандарта).
Таким образом, действия Счетной палаты по проведению проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт путепровода N 1 на автодороге N 5 г. Саранска в рамках реализации регионального проекта "Дорожная сеть" государственной программы Республики Мордовия "Развитие автомобильных дорог", осуществлены в пределах предоставленных ей полномочий.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 07.06.2019 в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ Учреждением (заказчик) осуществлена закупка у единственного поставщика (протокол от 05.06.2019 N 37), заключен муниципальный контракт от 07.06.2019 N 151-р/19 (далее - Контракт N 151-р) с ООО "Мостострой" (далее - подрядчик).
Предметом Контракта N 151-р являлось выполнение работ в соответствии с техническим заданием - "Капитальный ремонт путепровода N 1 на автодороге N 5 г. Саранска" (далее - Объект).
Цена Контракта N 151-р указана в сумме 133806,52 тыс. рублей. Финансирование работ по Контракту N 151-р запланировано в рамках реализации мероприятия по подпрограмме N 1 муниципальной программы N 1.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 453 утверждена государственная программа Республики Мордовия "Развитие автомобильных дорог" (далее - Программа).
В Программу включен региональный проект "Дорожная сеть", утвержденный Главой Республики Мордовия Волковым В.Д. 13.12.2018.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.06.2020 N 331 в Региональный проект внесены изменения, согласно которым предусмотрено финансирование работ по объекту - капитальный ремонт путепровода N 1 на автодороге N 5 г. Саранска в сумме 128 900,0 тыс. рублей.
Постановлением администрации от 04.03.2019 N 449 (с изменениями и дополнениями) утверждена муниципальная программа "Безопасные и качественные автомобильные дороги в городском округе Саранск в 2019 - 2024 годах" (далее - Муниципальная программа N 2).
В Муниципальной программе N 2 предусмотрен капитальный ремонт путепровода N 1 на автодороге N 5 г. Саранска в 2019 году протяженностью 290 метров, стоимостью 133 806,52 тыс. рублей (в редакции Муниципальной программы от 14.02.2020).
В бюджете городского округа Саранск на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденном Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21.12.2018 N 194, на мероприятие Муниципальной программы в рамках реализации Регионального проекта, на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества предусмотрены средства в размере 133 806,5 тыс. рублей.
При проведении контрольного мероприятия Счетной палатой установлено, что в ходе исполнения контракта N 151-р в зону работ при ремонте путепровода N 1 попадает участок путепровода диаметром 630 мм. Для безаварийной эксплуатации надземной магистральной теплотрассы N 3 "ТЭЦ - 2 Северо - восточный район" на основании письма филиала "Мордовский" ПАО "Т Плюс" от 06.08.2018 N 50600-42-568 выполнена защита в виде стальных футляров с целью предотвращения повреждения действующего трубопровода, находящегося под давлением 1,2 МПа и температурой теплоносителя 150/70 градусов Цельсия, монтаж усиливающих конструкций опор трубопровода, предназначенных для установки временной защиты теплотрассы при производстве демонтажных работ трубопровода.
Заказчиком указанные работы приняты и оплачены по акту о приемке выполненных работ КС-2 от 18.12.2019 N 10.1. Стоимость в сумме 421,18 тыс. рублей сложилась из оплаты следующих работ и материалов:
- погружение вибропогружателем стальных свай шпунтового ряда длиной 15 метров, массой 1 метра свыше 70 кг., на глубину до 5 метров в количестве 6,51 тонны и стоимость труб стальных электросварных с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружным диаметром 530 миллиметров с толщиной стенки 8 миллиметра в количестве 41,07 метра на сумму 386,41 тыс. рублей ((264,06 тыс. рублей - 222,53 тыс. рублей + 269,56 тыс. рублей) * 3,51% зимнее удорожание * 20 % НДС);
- резка обсадных труб наружным диаметром 720 миллиметров (18 штук) на сумму 6,29 тыс. рублей (5,06 тыс. рублей *, удорожание * 20 % НДС);
- двутавры с параллельными гранями полок из стали марки Ст0 N 26-40 в количестве 0,65 тонны на сумму 28,48 тыс. рублей (22,93 тыс.рублей *3,51% зимнее удорожание * 20 % НДС).
ОАО "СаранскТеплоТранс" в письме от 09.08.2019 N 49 обратилось к заказчику с предложением не производить демонтаж вышеуказанных конструкции для обеспечения надежности функционирования трубопровода из-за возможности возникновения аварийной ситуации.
Счетная палата посчитала, что из-за несоблюдения проектного решения получившего положительное заключение государственной экспертизы, смонтированные конструкции опор трубопровода стоимостью 421,18 тыс. рублей, предназначенные для установки временной защиты теплотрассы и оплаченные из бюджетных средств в рамках Регионального проекта "Дорожная сеть", в настоящее время без правовых оснований, в нарушение статьи 34 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, используются ОАО "СаранскТеплоТранс" без компенсации затрат.
В представлении от 29.07.2020 N 02-02/175 Счетная палата предложила Главе городского округа Саранск принять меры по компенсации затрат стоимости опор трубопровода в сумме 421,18 тыс. рублей, используемых ОАО "СаранскТеплоТранс", или произвести их демонтаж в соответствии с проектным решением для дальнейшего использования заказчиком.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушений действующего законодательства в данной части.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 4 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей (утверждены приказом Минстроя России, от 17.08.1992 N 197 (далее - Типовые правила)), действующих на момент производства работ, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
В соответствии с пунктами 6 и 7 Типовых правил в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений. Проведение перечисленных работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием. Предприятия, получившие письменное разрешение на ведение указанных работ в охранных зонах тепловых сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.
Руководствуясь нормами действующего законодательства, Учреждение обратилось к владельцу указанных сетей о выдаче разрешения (технических условий) на производство работ в охранной зоне (письмо от 23.07.2018 N 08/843). ПАО "Т Плюс" письмом от 06.08.2018 N 50600-42-568 уведомило о том, что дальнейшее производство работ по капитальному ремонту путепровода N 1 на автодороге N 5 г.Саранска возможно при выполнении защиты участка трубопровода в виде стальных футляров и согласовании проектного решения с данной организацией.
На основании требований Типовых правил Учреждение и ООО ПИ "Волгаавтодорпроект" внесли изменения в проектную документацию и согласовали данное проектное решение с ПАО "Т Плюс", что подтверждается проектной документацией (раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения. Путепровод. Основные проектные решения". 223-18-ТКР.ИС.Том 3.1.1). Данное проектное решение прошло государственную экспертизу.
Согласно пункту 2.3 Контракта N 151-р стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, стоимость машин и механизмов, оплата труда работников, используемых подрядчиком при ведении работ, по Контракту определяется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы, а также подписанных заказчиком актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, без увеличения цены, предусмотренной Контрактом.
Локальной сметой N 01-03-03 "Защита теплотрассы" в позиции 9 (двутавров с параллельными гранями полок из стали марки Ст0, N 26-40 в количестве 0,65 тонны), указана стоимость материалов с учетом 33-кратной оборачиваемости.
Оборачиваемость материалов - это случаи, когда при выполнении отдельных видов работ в соответствии с технологией строительного производства отдельные материалы используются несколько раз. Оборачиваемые материалы следует отличать от возвратных материалов, так как они применяются в соответствии с технологией строительного производства по нескольку раз при выполнении отдельных видов работ и принадлежат подрядчику. То есть после демонтажа оборачиваемые материалы не остаются у заказчика (как возвратные материалы), а принадлежат подрядчику. Неоднократная их оборачиваемость учитывается в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ.
Стоимость двутавров с параллельными гранями полок из стали марки на сумму 24, 48 тыс. рублей определена с учётом 33-кратной оборачиваемости в соответствии с проектной документацией ООО ПИ "Волгаавтодорпроект" (раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения. Путепровод. Основные проектные решения". 223 -18-ТКР.ИС. Том 3.1.1), согласованным с собственником трубопровода - ПАО "Т Плюс".
Проектом организации строительства (раздел 5, 223-18-ПОС. Том 5) установлено: в районе конуса опоры N 4 проходит трубопровод центральной сети теплоснабжения и водопровод, прикрепленный к опорам теплотрассы. Для защиты трубопровода от повреждений в процессе строительства путепровода разработаны дополнительные временные металлические опоры (с учетом 6-кратной оборачиваемости) и защиты труб (из двутавров N 40 - с учетом 33-кратной оборачиваемости) в районе подмостового пространства (лист 15).
В основном составе работ по капитальному ремонту путепровода (лист 28 проекта организации строительства, раздел 5, 223-18-ПОС. Том 5) указано, что для защиты эстакады теплотрассы устраиваются временные металлические опоры на трубах d 0,5 м, сегменты из таких же труб используются для устройства защитного кожуха над трубами теплотрассы. Забивка шпунтового ограждения производится при помощи крана РДК-250 с вибропогружателем ICE 14RF.
Выполненные ООО СК "Мостострой" работы по защите теплотрассы приняты заказчиком по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 18.12.2019 N 10.1, в котором стоимость двутавров с параллельными гранями полок нормальных (позиция 8.8) определена с учетом 33-кратной оборачиваемости. Согласно указанному акту материалы, использованные подрядчиком при исполнении муниципального контракта, учтены при расчете стоимости выполненных работ в соответствии с нормами расчетов оборачиваемости материалов, установленных Правилами разработки норм расхода материалов в строительстве (РДС 82-201-96,приложение Ж "Оборачиваемость повторно применяемых материалов"). Отклонений от проектной документации не произошло.
По завершении строительства оборачиваемые материалы остаются во владении подрядчика, он может пользоваться ими по своему усмотрению.
АО "СаранкТеплоТранс" от 09.08.2019 N 49 обратилось к заказчику с просьбой об оставлении защиты на трубопроводе.
Проектный институт ООО "Волгаавтодорпроект" 06.08.2019 сообщило заказчику о том, что временные опоры теплотрассы по объекту "Капитальный ремонт путепровода N 1 на автодороге N 5 г. Саранск" после проведения капитального ремонта трубопровода можно не демонтировать.
ООО СК "Мостострой" как подрядчик по рассматриваемому контракту, а также собственник оборачиваемых материалов, разрешил не демонтировать указанную защиту, и оставил ее для дальнейшего пользования АО "СаранскТеплоТранс" на безвозмездной основе.
Работы по демонтажу защиты трубопровода, включенные в сметную документацию, не были произведены, в связи с этим расходование бюджетных средств по данным работам не произведено. Стоимость работ по демонтажу защиты теплотрассы определена в размере 20,038 тыс. руб., что подтверждается локальной сметой N 01 -03-03-01.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришёл к верным выводам о том, что использование АО "СаранскТеплоТранс" после окончания работ защиты трубопровода, не производит расходование бюджетных средств, не нарушает требования действующего законодательства. Оснований для компенсации затрат стоимости опор трубопровода и произведенных работ на сумму 421,18 тыс. руб. не имеется.
Указанные работы на сумму 421,18 тыс. руб. выполнены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на основании проектной документации. Доказательств неэффективного использования Учреждением бюджетных средств на сумму 421,18 тыс. руб. материалы дела не содержат.
Доводы Счетной палаты о том, что спорные конструкции перестали быть временной защитой трубопровода, а стали фактически опорами трубопровода, эти опоры приняты заказчиком и оплачены за счет бюджетных средств, подлежат отклонению как несостоятельные.
Кроме того, при проведении контрольного мероприятия Счетной палатой установлено, что в нарушение части 6 статьи 34 и пункта 3 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком не проведена претензионная работа за неисполнение условий контракта N 505-р по отдельным этапам от 21 до 203 календарных дня, общая сумма пени за просрочку обязательств составляет 2472,6 тыс. рублей.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе при применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии со статьей 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их, или обеспечить их оплату.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как установлено судом первой инстанции, муниципальный контракт от 31.08.2018 N 505-р/18 заключен в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Соглашением от 22.04.2019 контракт расторгнут по соглашению сторон.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ срок завершения работы является существенным условием муниципального контракта.
Пунктом 3.1 муниципального контракта N 505-р/18 предусмотрены календарные сроки работ: с момента заключения контракта до 30.04.2019. График выполнения работ (этапы выполнения работ) по капитальному ремонту путепровода N 1 на автодороге N 5 г. Саранска не предусмотрен контрактом и техническим заданием (приложение N 1).
Таким образом, сторонами в названном контракте и приложениях к нему не согласовано поэтапное выполнение работ (отсутствует график выполнения работ), не определены содержание, срок исполнения и стоимость каждого этапа.
В силу пункта 11.5 муниципального контракта от 31.08.2018 N 505-р/18 в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
В соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных случаях.
Соглашение об изменении срока выполнения работ либо установлении графика (этапов) работ по названного контракту N 505-р/18 сторонами не заключалось.
Календарный график производства работ в составе проекта производства работ, утвержденный директором подрядчика и согласованный главным инженером заказчика, в качестве такого соглашения не может быть расценен, поскольку проект производства работ не является приложением к муниципальному контракту N 505-р/18 и не определяет график выполнения работ по смыслу Федерального закона N 44-ФЗ и ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что у заказчика не имелось оснований для начисления подрядчику неустойки, и предъявления ему претензии в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае представление от 29.07.2020 N 02-02/175 адресовано Главе городского округа Саранск.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" обязательным условием для признания ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременное нарушение данным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица и несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту.
Представление от 29.07.2020 N 02-02/175 не содержит адресованных непосредственно Учреждению властно-распорядительных предписаний, обязательных для исполнения им требований, влекущих юридические последствия.
Указанное предписание не порождает для Учреждения негативные последствия. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Из материалов дела не следует, что Глава городского округа Саранск передал Учреждению на исполнение представление от 29.07.2020 N 02-02/175.
То обстоятельство, что Учреждение являлось объектом контрольного мероприятия, само по себе не влечет для заявителя по делу каких-либо правовых последствий.
В этой связи адресованное иному лицу предписание от 29.07.2020 N 02-02/175 не нарушает права и законные интересы Учреждения в области предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что оспоренное предписание вынесено в отношении иного лица и не содержит каких-либо предписаний властного характера, адресованных Учреждению, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания недействительным представления Счетной палаты от 29.07.2020 N 02-02/175.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Счетная палата от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.07.2021 по делу N А39-11187/2020 отменить.
В удовлетворении заявленного требования казенному учреждению городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-11187/2020
Истец: Казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"
Ответчик: Счетная палата Республики Мордовия
Третье лицо: Администрация городского округа Саранск, АО "СаранскТеплоТранс", ООО "Мостострой", ПАО "Т Плюс"