г. Киров |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А17-10210/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Горева Л.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.07.2021 по делу N А17-10210/2020
по иску муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие"
(ОГРН 1073705000192, ИНН 3719009495)
к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс"
(ОГРН 1153711001850, ИНН 3711038776),
третье лицо - Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области,
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие" (далее - Истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - ответчик, Общество, заявитель) о взыскании, с учетом уточнения, 248 836 рублей 08 копеек задолженности (далее - Долг) за оказанные услуги по горячему водоснабжению за период апрель - октябрь 2018 года (далее - Спорный период) по договору на оказание услуг по горячему водоснабжению от 01.06.2017 N 2/17 (далее - Договор), пени в размере 48 047 рублей 35 копеек за период с 16.05.2018 по 25.11.2020.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 09.07.2021 исковые требования Предприятия удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 248 836 рублей 08 копеек задолженности, 48 047 рублей 35 копеек пени.
Ответчик с принятым судебным актом не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.07.2021 по делу N А17-10210/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования истца оставить без удовлетворения.
По мнению заявителя, решение суда является необоснованным, имеет место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно, истцом регулярно подавалась горячая вода ненадлежащего качества, с перерывами, превышающими допустимые отклонения, а также, на основании лабораторных исследований проб холодной и горячей воды учреждением Роспотребнадзора, выявлено несоответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и СанПиН 2.1.4.2496-09. В подтверждение своей позиции Общество ссылается также на решение Приволжского районного суда Ивановской области от 03.08.2018, согласно которому признано незаконным бездействие администрации по необеспечению на территории Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области организации холодного водоснабжения, соответствующего требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Истец и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (исполнитель) заключен договор от 01.06.2017 N 2/17 (далее - Договор) и подписан протокол разногласий от 01.11.2017 к Договору.
В силу пункта 1.1 Договора ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечивать поставку коммунального ресурса в вышеперечисленные МКД (горячее водоснабжение), а исполнитель обязуется оплачивать поставленный коммунальный ресурс, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения, соблюдать режим потребления коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 1.2. Договора ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого ресурса до границы эксплуатационной ответственности, установленной п. 5.1 договора.
На основании пункта 2.4.1 Договора, ресурсоснабжающая организация обязана поставлять исполнителю коммунальный ресурс в определенном договором количестве и соответствующий требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Как следует из пункта 2.1.2 Договора исполнитель обязуется оплачивать коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды в соответствии с условиями договора.
Согласно пунктам 3.1, 3.4 Договора расчетным периодом по договору является один календарный месяц, оплата потребленного ресурса в окончательном объеме происходит в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 3.5 Договора предусмотрена обязанность исполнителя в случае просрочки оплаты поставленного коммунального ресурса уплатить ресурсоснабжающей организации неустойку в размере:
- при просрочке до 60 дней включительно - 1/300 ставки рефинансирования,
- при просрочке от 61 дня до 90 включительно - 1/170 ставки рефинансирования,
- при просрочке свыше 91 дня - 1/130 ставки рефинансирования на дату уплаты задолженности на сумму задолженности за каждый день просрочки платежа.
В силу пункта 5.1 Договора граница раздела балансовой принадлежности и ответственности сторон по эксплуатационному обслуживанию сетей горячего водоснабжения установлена в Приложении N 1 к договору.
Исходя из Приложения N 1 к Договору границы по обслуживанию сетей спорных МКД установлены по наружной стене домов.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 Договора, он является заключенным на период с 01.06.2017 по 31.05.2018 и может быть пролонгирован на следующий год (с мая по июнь) на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении или изменении не менее, чем за 30 дней до окончания срока действия договора. Соглашением о расторжении договора стороны расторгли Договор с 03.10.2018.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 N 177-гв/15 установлены тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям Приволжского муниципального района Ивановской области с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, на 2018 год.
В спорный период истец, исполняя обязательства по Договору, поставлял в многоквартирные жилые дома, находившиеся под управлением ответчика, горячую воду. Акты за июль-октябрь 2018 года подписаны сторонами без возражений и разногласий. Согласно данным актам услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Претензией от 12.11.2020 N 131 истец потребовал произвести оплату задолженности.
Указывая, что в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате услуг по горячему водоснабжению многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества образовалась задолженность в размере 248 836 рублей 08 копеек и пени в размере 48 047 рублей 35 копеек, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ивановской области исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истцом при расчетах применены действующие в спорный период тарифы, утвержденные постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 N 177-гв/15. Факт поставки ресурса в рассматриваемый период подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Как указывает Общество в апелляционной жалобе, истцом осуществлялась поставка горячей воды ненадлежащего качества, с перерывами, превышающими допустимые отклонения; также заявитель ссылается на пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.20211 N 354 (далее - Правил N 354), согласно которому исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии (статья 542 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) качество теплоснабжения определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Согласно пунктам 1, 5, 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети. Параметры качества теплоснабжения и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяются сторонами в договоре теплоснабжения.
В силу того, что объектом горячего водоснабжения является многоквартирный жилой дом, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и Правил N 354.
В силу подпункта "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354.
На основании пункта 5 Приложения N 1 Правил N 354 должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) (с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21).
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (пункт 84 СанПиН 1.2.3685-21) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
При этом согласно пункту 17 Правил N 124, показатели качества поставляемого коммунального ресурса являются одним из существенных условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг.
Как следует из подпункта "а" пункта 18 Правил N 124, если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем).
В силу пункта 20 Правил N 124 предусмотрено, что при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 354, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Из буквального толкования вышеприведенных норм по общему правилу следует, что температура теплоносителя в точке поставки не должна быть ниже 60 0С.
Вместе с тем в пункте 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены допустимые отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании:
- в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C;
- в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Также в данном пункте установлено, что за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Пунктом 98 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно подпункту "в" пункта 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
В силу пункта 101 раздела IX Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных в приложении N 1 к Правилам N 354.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день, таким образом, снижение размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества должно производиться исходя из расчета 0,1% размера платы за каждый час отступления суммарно в течение суток, а не суммарно в течение календарного месяца, как указывает Общество.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 31.05.2013 по делу N АКПИ13-394, пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354, закрепляющий условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима.
Снижение стоимости горячей воды ввиду ее поставки ненадлежащего качества по температурному режиму не может быть ниже стоимости тарифа на холодную воду.
Почасовые ведомости учета параметров горячей воды за спорный период в материалы дела представлены не были, что не позволяет суду произвести более точное определение размера снижения платы за горячее водоснабжение, чем это было сделано Предприятием в добровольном порядке.
Как верно указал суд первой инстанции, оба расчета снижения платы за поставку горячей воды (и расчет ответчика, и расчет истца) в отсутствие посуточных ведомостей носят вероятностный характер, не соответствуют формуле, установленной в Правилах N 354, и не могут быть положены в основу настоящего судебного акта.
При этом снижение размера платы, произведенное истцом, носит добровольный характер, Предприятие вправе заявлять исковые требования в размере меньшем, чем это предусмотрено действующим законодательством, что не нарушает интересов Общества.
С учетом изложенного суд счел возможным при определении размера задолженности применить расчет снижения платы за горячую воду, составленный истцом.
Пунктом 6 Приложения N 2 к Правилам N 354 определено, что одним из требований к качеству горячей воды является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
В силу пункта 3.1.9 данного СанПиН предусматривает, что качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.
В соответствии с Правилами N 354 при несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Вместе с тем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил в материалы дела достоверную информацию о ненадлежащем качестве горячей воды за спорный период.
Протоколы лабораторных исследований от 02.07.2018 N 5466 и N 5467 не свидетельствуют о ненадлежащем качестве поставляемой истцом горячей воды в спорный период так как, из указанных протоколов не представляется возможным достоверно установить, что пробы отобраны на границе эксплуатационной ответственности сторон.
Письма Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Фурманове, Фурмановском и Приволжском районах от 27.06.2018 N 660, N 662, N 661, от 11.12.2019, от 26.06.2019 N 656 также не свидетельствуют о ненадлежащем качестве поставляемой истцом горячей воды в спорный период, поскольку отбор проб проводился в квартирах жильцов, а не на границе эксплуатационной ответственности, установленной в Приложении N1 к Договору.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на оценку правильности Решения.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.07.2021 по делу N А17-10210/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-10210/2020
Истец: МУП "Приволжское ТЭП", МУП Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие"
Ответчик: ООО "Феникс", ООО "Фениск"
Третье лицо: Администрация Приволжского муниципального района, Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области, Второй Арбитражный Апелляционный суд