30 сентября 2021 г. |
Дело N А43-29578/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба пожарного мониторинга 52" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.04.2021 по делу N А43-29578/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба пожарного мониторинга 52" (ОГРН 1145249016802, ИНН 5249137757) о признании незаконным предостережения главного государственного инспектора Дивеевского района Нижегородской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области Сорокина Н.Н. от 13.05.2020 N 20.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - ГУ МЧС по Нижегородской области) 03.04.2015 обществу с ограниченной ответственностью "Служба пожарного мониторинга 52" (далее - Общество) выдана лицензия N 52-Б/00281 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Главным государственным инспектором Дивеевского района Нижегородской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Нижегородской области Сорокиным Н.Н. в период с 22.04.2020 по 07.05.2020 проведена предварительная проверка информации, поступившей от Нижегородского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", по результатам которой установлено, что в деятельности Общества по осуществлению технического обслуживания объектовых станций ПАК "Стрелец-Мониторинг" усматриваются признаки нарушения лицензионных требований по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных подпунктом "д", пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение), а именно: Обществом не осуществляется круглосуточный мониторинг состояния каналов связи между объектовыми станциями объектов и пультовой станцией, а, следовательно, не выполняется весь необходимый комплекс мероприятий в рамках технического обслуживания данного оборудования.
В этой связи Обществу выдано предостережение от 13.05.2020 N 20 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предостережения от 13.05.2020 N 20.
Решением от 13.04.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда изменить, исключив из мотивировочной части решения выводы суда первой инстанции о том, что возможность мониторинга имеют только организации, осуществляющие обслуживание пультового оборудования, а именно:
"Возможность такого мониторинга имеют только организации, осуществляющие обслуживание пультового оборудования. При отсутствии у организаций, обслуживающих объектовые станции, возможности самостоятельного круглосуточного контроля, ими может быть заключен договор на оказание мониторинговых услуг с организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования";
"Выполнение указанного перечня работ и услуг возможно только организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования, размещенного в пожарно-спасательном подразделение Главного управления (на территории Дивеевского муниципального округа такой организацией является Нижегородское областное отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" (копия договора прилагается)), или при условии заключения Обществом договора на оказание мониторинговых услуг с организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования".
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что на пульте централизованного наблюдения организации, оказывающей услуги по техническому обслуживанию объектового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" при использовании пультового устройства YOP-GSM и персонального компьютера с соответствующим программным обеспечением, можно осуществлять круглосуточный контроль за параметрами, указанными в технической документации завода-изготовителя.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований.
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, в частности, выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен Федеральным законом (часть 2 статьи 8.2 Федерального закон N 294-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено Федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привелок возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Частями 6, 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты принимаются в целях (статья 6 Федерального закона N 184-ФЗ): защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие (статья 7 Федерального закона N 184-ФЗ): взрывобезопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); - химическую безопасность; другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 должны обеспечивать дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
К указанной категории объектов относятся: Ф 1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф 1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; Ф 4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций; Ф 4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Как следует из материалов дела, на основании договоров на техническое обслуживание систем передачи извещений о пожаре Общество приняло на себя обязательства по эксплуатационно-техническому обслуживанию систем передачи извещений о пожаре на следующих объектах Дивеевского района Нижегородской области: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом творчества", муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ичаловская общеобразовательная школа", муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Кременковская общеобразовательная школа", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Кременки, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Малышок" с.Елизарьево, филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения "Ивановская СОШ" Елизарьевская общеобразовательная школа, муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ивановская СОШ", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 2 "Солнышко", муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Больше-Череватовская ООШ", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 27 "Колосок", муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Суворовская общеобразовательная школа", муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Сатисская СОШ", муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Верякушская ООШ", муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Дивеевская СОШ", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 1 "Светлячок", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 3 "Колокольчик", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Ивановское, филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения "Ивановское СОШ" Конновская НОШ, муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Глуховская СОШ".
В целях обеспечения выполнения требований Федерального закона N 123-ФЗ в подразделениях федеральной противопожарной службы каждого муниципального района и городского (муниципального) округа Нижегородской области установлено оборудование (пультовые станции ПАК "Стрелец-Мониторинг"), позволяющее принимать сигналы о пожаре в автоматическом режиме с подключенных систем пожарной сигнализации объектов защиты.
В соответствии с техническими условиями на ПАК "Стрелец-Мониторинг" (ТУ 4372119-220725-2009), согласованными ФГБУ ВНИИПО МЧС России, и руководством по эксплуатации ПАК "Стрелец-Мониторинг" (РЭ СПНК 425628.003 РЭ) завода-производителя, подготовленного в соответствии с требованиями ТУ 4372-119-220725-200, а также в соответствии с приложением 1 к приказу МЧС России от 28.12.2009 N 743, при осуществлении технического обслуживания объектовых станций ПАК "Стрелец-Мониторинг" необходимо выполнять (соблюдать) следующие требования:
- проведение регламентных работ по техническому обслуживанию должно осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей (пункт 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 " 390 "О противопожарном режиме", действующих в период рассматриваемых правоотношений);
- поскольку все объекты Нижегородской области оснащены станциями типа ПАК "Стрелец-Мониторинг", при разработке годового плана-графика в качестве технической документации завода-изготовителя следует использовать Руководство по эксплуатации на данное устройство. Перечень мероприятий по техническому обслуживанию определен в разделе 5 данного Руководства.
- согласно Руководству по эксплуатации организация, осуществляющая техническое обслуживание объектовой станции, должна в круглосуточном режиме осуществлять контроль за поступлением всех видов сигналов (пожар, неисправность и другие) на пульт подразделения пожарной охраны, а, следовательно, обеспечивать постоянный мониторинг состояния канала связи между объектовой и пультовой станциями.
Возможность такого мониторинга имеют только организации, осуществляющие обслуживание пультового оборудования. При отсутствии у организаций, обслуживающих объектовые станции, возможности самостоятельного круглосуточного контроля, ими может быть заключен договор на оказание мониторинговых услуг с организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования.
Как установлено судом первой инстанции, Общество является официальным сервисным центром завода-изготовителя (общества с ограниченной ответственностью "Аргус-Спектр") системы передачи извещений о пожаре ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Письмом от 13.03.2019 N 26 обществом с ограниченной ответственностью "Аргус-Спектр" до Общества доведен перечень работ и услуг, выполняемых при техническом обслуживании объектовых станций ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе по необходимости осуществления круглосуточного мониторинга.
Согласно разъяснениям общества с ограниченной ответственностью "Аргус-Спектр" изменения, внесенные в раздел 5 "Техническое обслуживание ОС" Руководства по эксплуатации ОС (СНПК 42.56.24.012 РЭ, редакция 3.3), основаны на вступившем в силу ГОСТ Р 56935-2016 "Производственные услуги. Услуги по построению систем мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения "01" и "112", который не определил необходимость проведения технического мониторинга, а только конкретизировал требования по проведению работ по техническому мониторингу.
Круглосуточный мониторинг (контроль) за передачей по линиям связи тревожных извещений, работоспособностью пожарной сигнализации и объектовой станции "Стрелец-Мониторинг", а также исправностью каналов связи возможен в объектовых станциях "Стрелец-Мониторинг" любого года выпуска.
При этом указанный контроль должен осуществляться посредством центра технического мониторинга мониторинговой организации или по договору с центром технического мониторинга мониторинговой организации.
Техническое обслуживание объектовых станций должно выполняться с учетом требований действующих нормативно-правовых актов, договора технического обслуживания, в также актуальной версии руководств по эксплуатации на приборы.
Из материалов дела следует, что Общество, заключив договоры на эксплуатационно-техническое обслуживание объектовых станций, взяло на себя обязательство по удаленному осуществлению следующих работ и услуг:
- устранение причин неисправности СПИ;
- контроль за наличием связи с дежурно-диспетчерской службой пожарной охраны, состоянием работоспособности объектового оборудования СПИ и пожарной сигнализации;
- фиксирование и архивация тревожных сигналов и сигналов о неисправности пожарной сигнализации, поступивших в дежурно-диспетчерской службой пожарной охраны;
- проверка качества радиоканала, уровня связи с дежурно-диспетчерской службой пожарной охраны, устранение недостатков, влияющих на уровень и качество связи;
- проверка электронного журнала передаваемых извещений по всем каналам связи (анализ) уровня сигналов, пропусков и искажения сигналов;
- проверка работоспособности системы в целом (имитация режима "Пожар" и (или) "Неисправность" на одном из зон МВК с проверкой прохождения сигнала в дежурно-диспетчерскую службу пожарной охраны, перезапуск системы СПИ);
- предоставление информации о работоспособности пожарной сигнализации, количестве срабатываний в режиме тревога и неисправность.
Выполнение указанного перечня работ и услуг возможно только организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования, размещенного в пожарно-спасательном подразделение ГУ МЧС по Нижегородской области (на территории Дивеевского муниципального округа такой организацией является Нижегородское областное отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество"), или при условии заключения Обществом договора на оказание мониторинговых услуг с организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования.
Соответствующих договоров Общество не заключало. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В этой связи оспоренное предостережение основано на требованиях действующего законодательства.
Одновременно суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспоренное предостережение вынесено в целях профилактики нарушений обязательных требований, носит предупредительный (профилактический) характер, и само по себе не может нарушать права Общества, поскольку за его неисполнение не предусмотрена административная ответственность.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.04.2021 по делу N А43-29578/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба пожарного мониторинга 52" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29578/2020
Истец: ООО "СПМ 52"
Ответчик: Главный государственный инспектор Дивеевского района Нижегородской области по пожарному надзору Сорокин Н.Н.