г. Владимир |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А43-40915/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.07.2021 по делу N А43-40915/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иверское" (ИНН 5247052522, ОГРН 1145247000249) о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский от 17.09.2019 N 19170516.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - Шерихова Л.В. по доверенности от 08.02.2019 N 22 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
общества с ограниченной ответственностью "Иверское" - Афанасьева К.В. по доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский (далее по тексту - Отдел) от Государственной жилищной инспекции Нижегородской области поступили материалы проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Иверское" (далее по тексту- Общество).
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Отдела 13.09.2019 составило в отношении него протокол об административном правонарушении N 19170516.
Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 17.09.2019 Управление приняло постановление N 19170516 о назначении Обществу административного наказания по вышеуказанной статье в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 13.07.2021 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что решение общего собрания собственников многоквартирного дома по поводу включения в договор услуги по уборке лестничных клеток не принималось, что свидетельствует об отсутствии намерения жильцов спорного дома получать и оплачивать данную услугу.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционные жалобы просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (часть 1). Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (часть 2). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 3).
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушение требований статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", выразившееся в навязывании дополнительной услуги "уборка лестничных клеток", без согласия потребителя.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирного дома N 24 по ул. Белякова г. Выкса на основании договора от 08.11.2017 N Б-24.
Пунктом 4.2 договора управления собственники отдельно оплачивают следующие услуги: вывоз ТБО, уборка лестничных клеток (при принятии соответствующего решения), расходы по коммунальным услугам на цели содержания общего имущества МКД (СОИ).
Тариф на уборку лестничных клеток с 01.01.2019 в размере 1,35 руб./м2 утвержден постановлением администрации городского округа город Выкса от 28.12.2018 N 4363.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка. Данная проверка была проведена с целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника (потребителя), проживающей по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, ул. Белякова, д.24, кв**.
Согласно договору управления от 08.11.2017 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 24 по ул. Белякова г. Выкса с 01.12.2017 утвержден тариф на содержание и ремонт общего имущества в размере 18,32 руб. с 1 кв.м. общей площади помещения в месяц.
Начисление платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам названного многоквартирного дома с 01.03.2019 определяется в размере 19,09 руб. с 1 кв.м.
Полагая, что порядок расчета платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, уборку лестничных клеток с 01.03.2019 и по истекший период 2019 года не соответствует действующему законодательству, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области выдала Обществу предписание N 515-15-437/2019, в соответствии с которым, с учетом приказа о внесении изменений в предписание об устранении выявленных нарушений от 13.01.2020 N 3, Обществу надлежало в срок до 27.08.2019: 1) привести в соответствие требованиям жилищного законодательства Российской Федерации порядок расчета платы за содержание и ремонт общего имущества по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, ул. Белякова, д.24 с 01.03.2019 до полного устранения нарушения; 2) произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения, уборку лестничных клеток по адресу: г. Выкса, ул. Белякова, д.24, с 01.03.2019 до полного устранения нарушения.
Переданные Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области в Отдел материалы проверки послужили основанием для принятия оспариваемого постановления.
Между тем, объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
Согласно пункту 23 Постановления Правительства Российской Федерации "О минимальном перечне работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" от 03.04.2013 N 290 (пункт 23) регулярная уборка лестничных клеток включена в минимальный перечень работ, осуществляемых при управлении домом. Следовательно, уборка лестничных площадок должна выполняться Обществом независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственников помещений в доме.
Взимание платы за уборку лестничных площадок сверх тарифа на содержание и ремонт общего имущества не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.07.2021 по делу N А43-40915/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-40915/2019
Истец: ООО " Иверское "
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области