г. Вологда |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А44-3148/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного областного казенного учреждения "Общественно-аналитический центр" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 сентября 2021 года по делу N А44-3148/20211,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде и Новгородской районе Новгородской области (межрайонное) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному областному казенному учреждению "Общественно-аналитический центр" (далее - Учреждение) о взыскании финансовой санкции по решению от 31.03.2021 N 063S19210001846 - в сумме 116 000 руб.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29 сентября 2021 года по делу N А44-3148/2021 заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактически обстоятельствам дела. Указывает на добровольное устранение имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок в срок, установленный в уведомлении Фонда об устранении ошибок.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей не направили.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года в отношении 984 человек в установленные законом сроки.
Фондом 30.10.2020 в адрес Учреждения направлено уведомление N 10-01/301-166 об устранении ошибок в представленных сведениях, в том числе за июль 2020, с предложением направить сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на зарегистрированных лиц.
По телекоммуникационным каналам связи 05.11.2020 Учреждение представило отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2020 года в отношении 243 застрахованных лиц. При этом в сведениях по форме СЗВ-М с кодом "исх" за июль 2020 года представленных Учреждением в Фонд, сведения о 232 застрахованных лица отсутствовали.
По факту выявленного нарушения Фондом составлен акт от 17.02.2021 N 063S18210001020 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Фонда от 31.03.2021 N 063S19210001846 Учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в общем размере 116 000 руб.
Требованием Фонда от 22.04.2021 N 063S01210002178, Учреждению предложено уплатить штраф в добровольном порядке.
В связи с тем, что указанная в требование сумма финансовых санкций в размере 116 000 руб. Учреждением в добровольном порядке не уплачена, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании финансовой санкции.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку сведений в отношении 232 застрахованных лиц Учреждение в исходной отчетности не представляло, то действия по представлению "дополняющей" формы нельзя расценивать как устранение ошибок по собственной инициативе, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Обращаясь с заявленными требованиями, Фонд, ссылается на пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), считая наличие правовых оснований для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку дополнительные сведения за спорный период представлены впервые в отношении застрахованных лиц, информация о которых ранее не была направлена.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых первоначально такие сведения не подавались.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованном лице, о котором первоначально такие сведения не подавались.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Такая позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в пункте 36 Обзора судебной практики N 4 (2019).
Как следует из материалов дела Учреждение представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года в отношении 984 застрахованных лиц в установленные законом сроки.
Впоследствии, на основании уведомления от 30.10.2020 Учреждение 05.11.2020 представило дополняющую форму СЗВ-М за июль 2020 года в отношении 243 застрахованных лиц.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях за июль 2020 до истечения срока, установленного в уведомлении Фонда, Учреждение реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Таким образом, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к Учреждению финансовых санкций.
Аналогичные выводы изложены в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, при этом в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось.
Следовательно, с принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, а апелляционная жалоба Учреждения - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 июля 2021 года по делу N А44-3148/2021 отменить.
В удовлетворении заявления государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде и Новгородской районе Новгородской области (межрайонное) к государственному областному казенному учреждению "Общественно-аналитический центр" (ОГРН 1125321001079, ИНН 5321152893; адрес: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Славная, дом 55а) о взыскании финансовой санкции по решению от 31.03.2021 N 063S19210001846 в сумме 116 000 руб. отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3148/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области межрайонное
Ответчик: ГОКУ "ОБЩЕСТВЕННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный Суд