29 сентября 2021 г. |
Дело N А11-10364/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.05.2021 по делу N А11-10364/2020,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Борухсон Ирины Владимировны (ОГРНИП 316332800110711, ИНН 330301166173) о признании незаконными отказов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области в предоставлении субсидии, содержащихся в сообщениях от 18.05.2020 N 201732, от 22.06.2020 N 1407418 и в письме от 20.08.2020 N 04-05-07/3193/3г/1.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области - Давыдова Е.П. по доверенности от 11.01.2021 N 02-07/7 сроком действия до 31.12.2021, Усманова Р.Р. по доверенности от 11.01.2021 N 02-07/11 сроком действия до 31.12.2021.
Индивидуальный предприниматель Борухсон Ирина Владимировна, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Борухсон Ирина Владимировна (далее - Предприниматель) зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.12.2016, осуществляет деятельность по предоставлению услуг по перевозкам (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 49.4), которая включена в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 6 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434).
Предприниматель включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.01.2017 (малое предприятие).
Предприниматель13.05.2020 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года.
Инспекция сообщением от 18.05.2020 N 201732 в предоставлении субсидии Предпринимателю отказала в связи с тем, что ею не подтверждено право на получение субсидии за апрель 2020 года, поскольку количество работников Предпринимателя в месяце, за который испрашивается субсидия (апреле 2020 года), составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Предприниматель 22.06.2020 повторно обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года, пояснив при этом, что численность сотрудников Предпринимателя в марте и апреле 2020 года оставалась неизменной, в подтверждение Предприниматель представил отчеты по форме СЗВ-ТД за март и апрель 2020 года.
Инспекция сообщением от 22.06.2020 N 1407418 повторно отказала в оказании мер поддержки ввиду несоблюдения обязательного условия получения субсидии в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила N 576), а именно: численность персонала в апреле 2020 года составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года).
Предприниматель 18.08.2020 вновь обратился с заявлением о получении субсидии для поддержки индивидуальных предпринимателей за апрель 2020 года.
В ответе от 20.08.2020 N 04-05-07/3193/3г/1 на данное обращение Инспекция указала на невозможность предоставления субсидии ввиду отсутствия достоверных сведений по количеству работников по состоянию на 01.07.2020, невыполнения Предпринимателем пункта 3 Правил N 576.
Предприниматель, не согласившись с решениями Инспекции от 18.05.2020 N 201732, от 22.06.2020 N 1407418 об отказе в предоставлении субсидии за апрель 2020 года, обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области с соответствующим обращением.
Ответом от 20.08.2020 N 11-08/929/3г вышестоящий налоговый орган сообщил об отсутствии оснований для признания незаконными сформированных в автоматическом режиме сообщений от 18.05.2020 N 201732, от 22.06.2020 N 1407418 об отказе в предоставлении субсидии за апрель 2020 года.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, о признании незаконными отказов Инспекции в предоставлении субсидии, содержащихся в сообщениях от 18.05.2020 N 201732, от 22.06.2020 N 1407418 и в письме от 20.08.2020 N 04-05-07/3193/3г/1.
Решением от 31.05.2021 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель жалобы утверждает, что сообщением от 18.05.2020 N 201732 в предоставлении субсидии Предпринимателю было обоснованно и правомерно отказано, поскольку количество его работников в апреле 2020 года составляло менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Представители Инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Предпринимателя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - получатель субсидии, субсидия).
В целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление); б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Пунктом 4 Правил N 576установлено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации. Ответственность за достоверность информации несет получатель субсидии.
При вынесении решений об отказе в предоставлении субсидии за апрель 2020 года Инспекция исходила из представленных Предпринимателем сведений о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М за март и апрель 2020 года, согласно которым количество работников в марте 2020 года составляло 28 человек, в апреле 2020 года - 25 человек.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции установил, что фактически численность работников в апреле 2020 года по сравнению с мартом 2020 года у Предпринимателя не снизилась и без учета самого Предпринимателя составила в указанных месяцах - 23 человека, поскольку в марте 2020 года четыре работника были уволены по личным заявлениям.
Так, 31.03.2020, 23.03.2020, 17.03.2020, 24.03.2020 прекращены трудовые отношения с Крайновым Д.Б., Андреевым В.И., Морозовым Ю.А., Опариным П.И., что следует из отчетов по форме N СЗВ-ТД за март 2020 года со ссылкой на приказы от 31.03.2020 N 26-у, от 23.03.2020 N 21-у, от 17.03.2020 N 17-у, от 23,03.2020 N 23-у.
Одновременно в марте 2020 года четыре человека были приняты на работу: Корягин Н.В, (приказ от 02.03.2020 N 14-к), Казакова Н.В. (приказ от 20.03.20202 N 20к) Соловьева С.И. (приказ от 02.03.2020 N 13-к), Колобов Ю.А. (приказ от 19.03.2020 N 18-к). Ссылка на приказы содержится в отчетах по форме NСЗВ-ТД. Количество сотрудников Предпринимателя в марте 2020 года подтверждается и трудовыми договорами.
В апреле 2020 года уволен сотрудник Егоров А.А. по собственному желанию (заявление от 21.04.2020, приказ о прекращении трудового договора от 21.04.2020 N 47-у) и 23.04.2020 принят на работу Шульгин И.И., приказом от 31.03.2020 N 26/1-к принят на работу Ушанов Ю.С., который приступил к работе с 01.04.2020. Однако, с данным работником трудовые отношения были прекращены в апреле 2020 года по инициативе Ушанова Ю.С. (приказ от 24.04.2020 N 49/1-у).
Причиной расхождения между фактическим количеством работников в апреле 2020 года по сравнению с мартом 2020 года (23) и сведениями, отраженными в отчетности СЗВ-М за март и апрель 2020 года (28 и 25), явилось отражение в отчетности Предпринимателя по форме N СЗВ-М за март 2020 года сведений как об уволенных, так и о принятых в марте и апреле работниках.
Установив, что в период самоизоляции и нерабочих дней Предприниматель не уволил ни одного сотрудника по инициативе работодателя и численность ее работников в апреле 2020 года осталась неизменной, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Предпринимателем в апреле 2020 года соблюдено условие, установленное подпунктом "е" пункта 3 Правил N 576 для включения в реестр в целях предоставления субсидии в части показателя "количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия".
Доказательства того, что Предприниматель не соответствует иным критериям, установленным пунктом 3 Правил N 576, в материалах дела отсутствуют.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы сведения по форме N СЗВ-М, заполнение которых предполагает включение данных об уволенных и о принятых на их место работниках, сами по себе не подтверждают сокращение Предпринимателем в апреле 2020 года численности работников по сравнению с мартом 2020 года, поскольку утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п форма N СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" предусматривает, что в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (пункт 4).
Ссылка Инспекции на несвоевременное представление Предпринимателем сведений по форме N СЗМ-М на 1 сотрудника не влияет правильность вывода суда первой инстанции о соблюдении Предпринимателем условий для получения рассматриваемой субсидии.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.05.2021 по делу N А11-10364/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-10364/2020
Истец: Борухсон Ирина Владимировна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5619/2021
09.03.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-25/2022
29.09.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5619/2021
31.05.2021 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-10364/20