город Омск |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А75-376/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Сафронова М.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9620/2021) общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.06.2021 по делу N А75-376/2021 (судья Яшукова Н.Ю.), принятое по иску Администрации сельского поселения Сергино (ОГРН 1058600232866, ИНН 8614006633) к обществу с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная генерирующая компания" (ОГРН 1168617057696, ИНН 8614000906) о понуждении к исполнению условий концессионного соглашения,
при участии в судебном заседании представителя:
от общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная генерирующая компания" - Томм Д.В. на основании приказа от 05.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Сергино (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная генерирующая компания" (далее - ООО "ЭГК", ответчик, общество) об обязании исполнить условия концессионного соглашения от 19.08.2016, а именно, произвести диспетчеризацию котельной N 4, расположенной по адресу: 628011, Россия, Тюменская область, ул. Вьюшка, д.9, путем установки ЧРП в количестве 2 шт. и установки прибора учета.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Мотивируя свою позицию, ответчик приводит следующие доводы: при защите тарифов на 2017-2021 год в Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры учитывались индексы роста тарифов для конечных потребителей без учета затрат, согласованных в приложении N 2 к концессионному соглашению (бизнес-плане); после заключения соглашения произошло снижение полезного отпуска тепловой энергии, связанное с переходом потребителей на альтернативные источники теплоснабжения, что приводит к убыточности общества; на дату подачи апелляционной жалобы мероприятия по модернизации объекта теплоснабжения выполнены частично, при этом срок исполнения концессионного соглашения - 31.12.2021, то есть не является нарушенным ответчиком.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя истца.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между администрацией (концедент) и обществом (концессионер) заключено концессионное соглашение от 19.08.2016 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения Сергино (далее - концессионное соглашение), по условиям которого концессионер обязался за свой счет реконструировать (модернизировать) недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество, а также осуществить производство, передачу, распределение тепловой энергии, холодное водоснабжение, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом (пункт 1.1 соглашения).
Согласно пункту 2.1 концессионного соглашения, объектом является система коммунальной инфраструктуры, а именно, централизованные системы теплоснабжения на территории муниципального образования сельского поселения Сергино.
Согласно пункту 4.7 концессионного соглашения обязанность концедента по передаче имущества считается исполненной после принятия концессионером и подписания акта приема-передачи.
В соответствии с актом приема-передачи имущества по концессионному соглашению от 25.08.2016 концессионеру передано следующее имущество:
N |
Наименование объекта |
Год ввода |
Индивидуальные характеристики |
Балансовая стоимость |
Адрес местонахождения |
1 |
Котельная |
2000 |
общей площадью 143,7 м.кв. материал стен - утеплённые, типа "Сендвич", одноэтажное |
421214,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
2 |
Наружные теплосети, |
1985 |
протяжённостью 6190,8 м |
2002358,0 |
ул.Центральная, ул.Лесная, ул.Вьюшкова, ул.Курганская, ул. Механизаторов, ул.Пролетарская, ул. Строителей |
3 |
Котел 302 ВК-21, |
2000 |
|
189608,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
4 |
Котел 302 ВК-21, |
2000 |
|
189608,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
5 |
Котел 302 ВК-21, |
2000 |
|
189608,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
6 |
Насосный агрегат К-200- 150, |
2002 |
|
35015,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
7 |
Котел ВК-21, |
2001 |
|
67434,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
8 |
Насос К-165-200, |
2005 |
|
33622,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
9 |
Насос К 80-50- 200+15/3000 |
2005 |
|
23375,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
10 |
Насос ЭЦВ 8-65-90, |
2007 |
|
42161,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
11 |
Насос ЭЦВ 8-65-90, |
2007 |
|
42161,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
12 |
Насос ЭЦВ К 100-65-250 с дв. 45/3000, |
2007 |
|
59030,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
13 |
Насос ЭЦВ К 100-65-250 с дв. 45/3000, |
2007 |
|
59030,0 |
ул.Вьюшкова, 9 |
14 |
Дизель-генераторная установка |
2012 |
|
2408988, 29 |
ул.Вьюшкова, 9 |
15 |
Здание токарного цеха |
1997 |
общая площадь 78,9 кв.м. |
0,00 |
ул.Вьюшкова, 8 |
16 |
Электродвигатель АДМ на насос |
|
|
21870,00 |
|
17 |
Узел учета тепловой энергии |
2015 |
|
428153,42 |
ул.Вьюшкова 9 |
Таблицей 17 пунктом 2.1 раздела 2 приложения N 2 к концессионному соглашению по результатам дополнительного исследования источников теплоснабжения предложена схема модернизации системы теплоснабжения:
Наименование котельной |
Принимаемое технологическое решение |
Котельная N 4 ул.Выошкова, 9 |
Диспетчеризация котельной, Установка ЧРП - 2 штук. Установка прибора учета |
Пунктом 2.2 раздела 2 приложения N 2 к концессионному соглашению установлен срок осуществления реконструкции котельной с 2017 по 2019 год.
Согласно акту от 14.08.2020 о результатах контроля об исполнении концессионером мероприятий, предусмотренных соглашением, стороны подтвердили частичное выполнение диспетчеризации котельной, а также наличие претензии к ответчику в части исполнения им обязательств по выполнению диспетчеризации котельной.
Согласно пункту 11.2 концессионного соглашения концессионер несет ответственность перед концедентом за допущенное при реконструкции (модернизации) объектов имущества нарушение требований, установленных настоящим соглашением, требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований.
Срок для устранения нарушения составляет не менее 30 (тридцати) календарных дней с момента направления получения концессионером письменного требования концедента (пункт 11.3 концессионного соглашения).
В целях досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензии от 01.10.2020 N 972, от 11.11.2020 N 1308 с предложением в течение семи календарных дней прибыть в администрацию для согласования срока устранения нарушений исполнения концессионного соглашения.
Поскольку требования, изложенные в претензии, ответчик в добровольном порядке не исполнил, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, с чем выразил несогласие ответчик.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 3 закона N 115-ФЗ, в редакции, действовавшей на дату заключения спорного соглашения, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.
К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи (статья 3 Закона N 115-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в частности, осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Частью 1 статьи 10 Закона N 115-ФЗ определены существенные условия концессионного соглашения, к которым отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции (пункт 1); обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (пункт 2); срок действия концессионного соглашения (пункт 3); описание, в том числе технико- экономические показатели, объекта концессионного соглашения (пункт 4); цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (пункт 6).
Статьей 18 Закона N 115-ФЗ установлено, что в случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) органы в области регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы) и надбавки к ценам (тарифам) на производимые и реализуемые концессионером товары, выполняемые работы, оказываемые услуги исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также в модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств.
По смыслу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае доказательства исполнения в предусмотренный концессионным соглашением срок (с 2017 по 2019 год) обязательства по реконструкции объекта: котельной N 4 по ул. Вьюшкова, 9, а именно, диспетчеризации котельной; установке ЧРП - 2 шт.; установке прибора учета, общество в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило.
Напротив, в материалы дела представлен акт о результатах контроля об исполнении концессионером мероприятий, предусмотренных соглашением от 14.08.2020, в котором отражено, что ответчиком не исполнено обязательство по диспетчеризации котельной по ул. Вьюшкова, д. 9. Указанный акт подписан ответчиком без замечаний и возражений, скреплен оттиском печати общества.
В ходе рассмотрения дела (в отзыве на иск, апелляционной жалобе) ответчик также признал частичное неисполнение условий концессионного соглашения, при этом доказательства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий к его исполнению в материалы дела не представил. Принятие мер по решению вопроса, связанного с заключением дополнительного соглашения, изменяющего дату его исполнения спорной части, а также исключения спорного объекта из соглашения, не предпринял.
Из представленной в материалы дела переписки также невозможно установить принятые ответчиком меры/предложения по решению возникшей ситуации. Доказательства, подтверждающие финансовое положение ответчика, препятствующие исполнению условий соглашения, либо доказательства невозможности получения разрешительных документов, требующихся для исполнения взятых на себя обязательств, ответчиком также не представлено (статья 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, поскольку факт нарушения обществом условий соглашения подтвержден материалами дела, учитывая принцип свободы договора (статья 421 ГК РФ), при недоказанности невозможности исполнения указанных обязательств ответчиком вследствие непреодолимой силы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что заявленные требования, как законные, обоснованные и подтвержденные представленными в дело доказательствами подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.06.2021 по делу N А75-376/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
М.М. Сафронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-376/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ СЕРГИНО
Ответчик: ООО ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ