город Ростов-на-Дону |
|
30 сентября 2021 г. |
дело N А32-5284/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "НПО ТЭК"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 по делу N А32-5284/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НПО ТЭК"
(ИНН 2312206113, ОГРН 1132312009059)
к Новороссийской таможне
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НПО ТЭК" (далее - общество, ООО "НПО ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2021 N 10317000-1220/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "НПО ТЭК" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоб мотивирована тем, что в рассматриваемом деле возможно применить положения ст. 4.1.1. КоАП РФ и заменить назначенное таможенным органом наказание в виде штрафа на предупреждение.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Новороссийской таможней на основании ст. 310, 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза были проведены проверочные мероприятия в целях установления соблюдения запретов и ограничений участниками внешнеэкономической деятельности при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
28.07.2020 в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" вышеуказанного товара, с использованием электронной формы декларирования, ООО "НПО ТЭК" в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского таможенного поста (Центр электронного декларирования), подана декларация на товары, которой присвоен регистрационный номер N 10317120/280720/0065630, в которой задекларирован товар - аккумуляторы свинцово-кислотные гелевые герметичные, для использования в качестве накопительной энергии в солнечных и ветровых электростанциях.
Товар "аккумуляторы свинцово- кислотные гелевые герметичные" включен в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
При подаче ДТ N 10317120/280720/0065630 на товар N 1, ООО "НПО ТЭК" в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, представлена декларация о соответствии от 27.06.2019 N РОСС RU Д - CN.AK 01.B.01304/19.
В результате проведенного документального таможенного контроля по ДТ N 10317120/280720/0065630 было установлено, что согласно сведениям, поступившим из ФОИВ и полученным с официального сайта Росаккредитации (www.fsa.gov.ru) на дату регистрации ДТ N 10317120/280720/0065630 (28.07.2020), декларация о соответствии от 27.06.2019 N РОСС RU Д - CN.AK 01.B.01304/19 имеет статус "архивный".
Учитывая изложенное, таможенный орган пришел к выводу, что при таможенном декларировании товара N 1 по ДТ N 10317120/280720/0065630 представлен недействительный разрешительный документ (декларация о соответствии от 27.06.2019 N РОСС RU Д - CN.AK 01.B.01304/19), в связи с чем, установленные запреты и ограничения (в части мер технического регулирования) по товару N 1, задекларированному по ДТ N 10317120/280720/0065630 с представлением декларации о соответствии от 27.06.2019 N РОСС RU Д - CN.AK 01.B.01304/19, не соблюдены (служебная записка от 06.08.2020 N 26-25/1276).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Новороссийской таможни в отношении ООО "НПО ТЭК" составлен протокол об административном правонарушении от 29.12.2020 N 10317000-1220/2020 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Новороссийской таможни вынесено постановление от 21.01.2021 N 10317000-1220/2020 о привлечении ООО "НПО ТЭК" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок совершения таможенных операций с товарами.
Объективная сторона правонарушения выражается в представлении при декларировании товаров недействительного документа, который послужил или мог послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений.
Субъектом правонарушения является лицо, представившее при декларировании товаров недействительный документ с целью подтверждения соблюдения запретов и ограничений, в данном случае субъектом является декларант ООО "НПО ТЭК", представивший при декларировании товаров по ДТ N 10317120/280720/0065630 недействительный разрешительный документ, а именно: декларацию о соответствии от 27.06.2019 N РОСС RU Д - CN.AK 01.B.01304/19, послужившие основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Согласно ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (ч. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС).
Согласно ч. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС при подаче таможенной декларации на товары представляются, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со ст. 324 ТК ЕАЭС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (Или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Примечанием к ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрено, что для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Деяние, выразившееся в представлении при таможенном декларировании товаров недействительного документа, послужившего основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений, подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Согласно сведениям, полученным с официального сайта Росаккредитации (www.fsa.gov.ru) на дату регистрации ДТ N 10317120/280720/0065630 (28.07.2020), декларация о соответствии от 27.06.2019 N РОСС RU Д - CN.AK 01.B.01304/19 имела статус "архивный", в связи с чем не может быть признана действительной.
Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "НПО ТЭК" выражается в том, что целях соблюдения установленных запретов и (или) ограничений по товарам, общество имело возможность до подачи в таможенный орган декларации на товары, воспользоваться общедоступной информацией, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации, и проверить действие разрешительного документа, декларации о соответствии от 27.06.2019 N РОСС RU Д - CN.AK 01.B.01304/19.
Непринятие всех необходимых мер для заявления достоверных сведений о товарах свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "НПО ТЭК" к своим публично-правовым (таможенным) обязанностям.
Таким образом, Новороссийская таможня пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вину за его совершение ООО "НПО ТЭК" в апелляционной жалобе признает и не оспаривает.
Довод апелляционной жалобы ООО "НПО ТЭК" о том, что имелись основания для применения ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Частью 1 названной статьи предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ также определено, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение только в том случае, если совершенное субъектом малого или среднего предпринимательства административное правонарушение не повлекло обозначенных в этих нормах последствий, в том числе не создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "НПО ТЭК" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, отнесено к категории Микро предприятие, сведения о том, что юридическое лицо является социальным предприятием в реестре отсутствуют.
Вместе с тем, наличие у лица статуса субъекта малого предпринимательства, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения, вопрос о снижении санкций связан с оценкой всей совокупности доказательств по делу.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено.
Допущенное обществом правонарушение, совершено в сфере таможенного регулирования и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, связано с перемещением через таможенную границу, непредставление при декларировании действительных документов, подтверждающих качество ввозимой продукции, создает угрозу жизни и здоровью потребителей такой продукции на территории РФ.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Таким образом, основания для замены административного штрафа предупреждением, предусмотренного статьей 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку правонарушение совершено в области таможенного дела, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений.
Административное наказание назначено таможенным органом в размере 50 000 рублей, что составляет минимальный размер санкции ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, назначенное обществу административное наказание в данной ситуации с учетом характера совершенного правонарушения согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, степени вины правонарушителя.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении апелляционным судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Возражения в указанной части от участвующих в деле лиц не поступили.
Процедура рассмотрения дела об административном правонарушении таможней соблюдена, что подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
На момент рассмотрения таможней дела, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни от 21.01.2021 N 10317000-1220/2020.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции принято законное решение от 11.05.2021.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 по делу N А32-5284/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5284/2021
Истец: ООО НПО Тэк
Ответчик: Новороссийская таможня