город Воронеж |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А08-8110/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Афониной Н.П.,
Алферовой Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Аверич П.Н., представитель по доверенности от 11.12.2020 сроком по 25.11.2023, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
от общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС ПОГРАН УСЛУГИ": Кузубов А.В., представитель по доверенности от 24.07.2020 сроком на пять лет, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС ПОГРАН УСЛУГИ" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.06.2021 по делу N А08-8110/2020 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "ТРАНС ПОГРАН УСЛУГИ" (ИНН 3126010250, ОГРН 1023102153502) о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 395 050 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТРАНС ПОГРАН УСЛУГИ" (далее - ответчик) о взыскании 387 639 руб. 60 коп. платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, 7 411 руб. 20 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2020 по 29.05.2020.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 24.06.2021 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что для взыскания платы истец должен доказать уведомление владельца пути необщего пользования о готовности вагонов к подаче, факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования, а также вину грузополучателя в простое. Вместе с тем, анализ сведений о входящих вызовах на телефонные номера ответчика, указанные в договоре, позволяет сделать вывод о недостоверности сведений, содержащихся в актах на начало простоя, поскольку входящие вызовы в даты и время, указанные в актах, отсутствуют. Следовательно, истец в даты и время, указанные в актах общей формы, ответчика не уведомлял о готовности выгонов к подаче.
По мнению ответчика, составление перевозчиком актов общей формы на начало простоя, окончание простоя и актов об отказе от подписи носило формальный характер без их фактического предъявления на подпись ответчику в момент возникновения обстоятельств, подлежащих удостоверению актами. Также книга уведомлений о прибытии груза содержит недостоверные сведения, поскольку в указанные в книге даты и время входящих вызовов на телефонные номера ответчика не было.
Кроме того, у ответчика имелась возможность размещения вагонов на других путях, принадлежащих ответчику, что подтверждается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве истец возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "Транс Погран Услуги" (Пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 3/333 от 31.12.2019 (Договор), в соответствии с условиями которого Перевозчик обязуется на установленных условиях организовать подачу и уборку грузовых вагонов на железнодорожный выставочный путь N 2 по станции Валуйки посредством локомотива Перевозчика.
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по Уведомлению.
Уведомление о подаче вагонов передается по телефонам, указанным в Договоре, уполномоченным сотрудникам, не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов (пункт 6 договора).
В соответствии с пунктом 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожный выставочный путь N 2К пользователя. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом пользователя с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки.
Согласно п.8 договора в случае прибытия в адрес пользователя вагонов и невозможности их подачи по причинам, зависящим от пользователя, вагоны зачисляются на ответственный простой пользователя по истечению 2 часов после уведомления пользователя о предстоящей подаче вагонов с оформлением акта общей формы.
Согласно пункту 16 договора пользователь уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава независимо от его принадлежности по правилам и ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с применением коэффициентов индексации.
В соответствии с условиями договора истцом в адрес ответчика были поданы порожние вагоны, прибывшие по электронным накладным N N ЭЦ245329, ЭЦ406510, ЭЦ363617, ЭЦ363854, ЭЦ363696, ЭЦ363789, ЭЦ406534, ЭЦ406226, ЭЦ280507, ЭЦ222336.
После уведомления ответчика о прибытии вагонов и об их подаче спорные вагоны, прибывшие в адрес ответчика по электронным накладным N N ЭЦ245329, ЭЦ406510, ЭЦ363617, ЭЦ363854, ЭЦ363696, ЭЦ363789, ЭЦ406534, ЭЦ406226, ЭЦ280507, ЭЦ222336, простаивали в ожидании подачи на путь необщего пользования по причине занятости путей необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика ( занятость выставочных путей необщего пользования, принадлежащих ответчику).
По факту задержки вагонов на путях общего пользования станции Валуйки в ожидании подачи истцом составлены Акты: на начало простоя N 2/298 от 05.01.2020, N 2/304 от 08.01.2020, N 2/302 от 08.01.2020, N 2/352 от 10.01.2020; на окончание простоя N 2/1555, N 2/1561, N 2/1540, N 2/1551, N 2/1541, N 2/1549, N 2/1546, N 2/1562, N 2/1553, N 2/1542, N 2/1564 от 31.01.2020. Акты представителем грузополучателя ООО "Транс Погран Услуги" не подписаны.
Истцом были составлены Акты на отказ от подписания первичных Актов на начало и окончание простоя вагонов в ожидании подачи: N 2/376 от 10.01.2020, N 2/383 от 10.01.2020, N 2/380 от 10.01.2020, N 2/384 от 10.01.2020, N 2/1584 от 01.02.2020, N 2/1580 от 01.02.2020, N 2/1571 от 01.02.2020, N 2/1552 от 01.02.2020, N 2/1572 от 01.02.2020, N 2/1578 от 01.02.2020, N 2/1577 от 01.02.2020, N 2/1581 от 01.02.2020, N 2/1579 от 01.02.2020, N 2/1575 от 01.02.2020, N 2/1588 от 01.02.2020.
На основании пункта 16 Договора ОАО "РЖД" ответчику за нахождение поданных в адрес ответчика вагонов на путях общего пользования была начислена плата с учетом НДС 20% в общем размере 387 639 руб. 60 коп.
В адрес ответчика истцом направлена претензия ИСХ-3081/ЮВ ТЦФТО от 22.05.2020, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Полагая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности и процентов.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о то, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Согласно положениям статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Отношения сторон, возникшие из доставки грузов по железнодорожным накладным, регулируются нормами о договоре перевозки - глава 40 ГК РФ, а также Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьями 784, 793 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, вышеуказанными уставами, кодексами, правилами, а также соглашением сторон.
В соответствии с положениями статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Согласно части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в Тарифном руководстве.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Согласно пункту 1.2 распоряжения ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования", причинами неприема вагонов, контейнеров железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, являются, например:
- занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения;
- занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования;
- занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей;
- занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления соответствующей платы.
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Как следует из материалов дела, в адрес ответчика по вышеуказанным электронным накладным прибыли порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику. Согласно отметок отправителя в указанных накладных вагоны направлялись в отстой на собственных путях ООО "ТрансПогранУслуги".
Так, как следует из материалов дела, по электронным накладным ЭЦ 95560546, 95919809, 95854444 прибыли вагоны 95560546, 95919809, 95854444 08.01.2020 04-34, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 04-40, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 10-00, время начала простоя 08.01.2020 12-00, акт общей формы на начало простоя N 2/302 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 13-09, акт общей формы на окончание простоя N 2/1541 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 363617 прибыли вагоны 95904876, 95894622, 95819678, 95938072 08.01.2020 04-34, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 04-40, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 10-00, время начала простоя 08.01.2020 12-00, акт общей формы на начало простоя N 2/302 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 12-48, акт общей формы на окончание простоя N 2/1540 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 363854 прибыли вагоны 95956082, 95602793 08.01.2020 04-34, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 04-40, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 10-00, время начала простоя 08.01.2020 12-00, акт общей формы на начало простоя N 2/302 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 12-48, акт общей формы на окончание простоя N 2/1540 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 363696 прибыл вагон 95029419 08.01.2020 04-34, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 04-40, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 10-00, время начала простоя 08.01.2020 12-00, акт общей формы на начало простоя N 2/302 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 12-09, акт общей формы на окончание простоя N 2/1551 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 363617 прибыли вагоны 95072161, 59826685 08.01.2020 04-34, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 04-40, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 10-00, время начала простоя 08.01.2020 12-00, акт общей формы на начало простоя N 2/302 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 12-09, акт общей формы на окончание простоя N 2/1551 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 245329 прибыл вагон 95890232 05.01.2020 09-26, ответчик уведомлен о прибытии 05.01.2020 09-30, ответчик уведомлен о подаче 05.01.2020 21-01, время начала простоя 05.01.2020 23-01, акт общей формы на начало простоя N 2/298 от 05.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 10-52, акт общей формы на окончание простоя N 2/1555 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 222336 прибыли вагоны 95401683, 95200846 10.01.2020 05-00, ответчик уведомлен о прибытии 10.01.2020 05-05, ответчик уведомлен о подаче 10.01.2020 11-05, время начала простоя 10.01.2020 13-05, акт общей формы на начало простоя N 2/352 от 10.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 16-39, акт общей формы на окончание простоя N 2/1564 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 406226 прибыли вагоны 95434031, 95435376, 95204426, 59948448, 95321311, 95432530, 95185005 08.01.2020 06-26, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 06-32, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 13-13, время начала простоя 08.01.2020 15-13, акт общей формы на начало простоя N 2/304 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 12-13, акт общей формы на окончание простоя N 2/1553 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 406510 прибыли вагоны 59097139, 95192050, 59891119, 95322913 08.01.2020 06-26, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 06-32, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 13-13, время начала простоя 08.01.2020 15-13, акт общей формы на начало простоя N 2/304 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 12-26, акт общей формы на окончание простоя N 2/1561 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 280507 прибыл вагон 95812418 08.01.2020 06-26, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 06-32, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 13-13, время начала простоя 08.01.2020 15-13, акт общей формы на начало простоя N 2/304 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 13-09, акт общей формы на окончание простоя N 2/1542 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 406534 прибыл вагон 95822102 08.01.2020 06-26, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 06-32, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 13-13, время начала простоя 08.01.2020 15-13, акт общей формы на начало простоя N 2/304 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 13-09, акт общей формы на окончание простоя N 2/1542 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 406226 прибыл вагон 95174785 08.01.2020 06-26, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 06-32, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 13-13, время начала простоя 08.01.2020 15-13, акт общей формы на начало простоя N 2/304 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 13-12, акт общей формы на окончание простоя N 2/1546 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 406534 прибыли вагоны 95944302, 95945473, 95945150 08.01.2020 06-26, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 06-32, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 13-13, время начала простоя 08.01.2020 15-13, акт общей формы на начало простоя N 2/304 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 12-07, акт общей формы на окончание простоя N 2/1549 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 406534 прибыли вагоны 95380531, 35105268, 95182218 08.01.2020 06-32, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 09-33, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 13-13, время начала простоя 08.01.2020 15-13, акт общей формы на начало простоя N 2/304 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 12-35, акт общей формы на окончание простоя N 2/1562 от 31.01.2020;
по электронной накладной ЭЦ 280507 прибыл вагон 95302543 08.01.2020 06-26, ответчик уведомлен о прибытии 08.01.2020 06-32, ответчик уведомлен о подаче 08.01.2020 13-13, время начала простоя 08.01.2020 15-13, акт общей формы на начало простоя N 2/304 от 08.01.2020, время окончания простоя 31.01.2020 12-35, акт общей формы на окончание простоя N 2/1562 от 31.01.2020.
Факт уведомления ответчика по телефону в соответствии с условиями договора о прибытии вагонов подтверждается информацией, представленной ПАО "Ростелеком"(т.3 л.д.26-53), а также данными Книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что истцом надлежащим образом исполнены условия пункта 6 Договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 3/333 от 31.12.2019, поскольку уведомление о прибытии вагонов было сделано не позднее, чем за 2 часа.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
На основании вышеуказанных актов общей формы истцом произведен расчет платы за нахождение поданных в адрес ответчика вагонов на путях общего пользования в соответствии с Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, и составлены накопительные ведомости по форме ФДУ -92( т.1 л.д.132-160).
Сводные данные по поступившим вагонам, даты начала и окончания простоя каждого вагона с указанием соответствующих номеров актов общей формы, дат уведомлений, номеров и дат накопительных ведомостей, данных о расчете и итоговой сумме платы за простой вагонов, а также расчетного времени простоя по каждому спорному в настоящем деле вагону представлены суду апелляционной инстанции и контр расчетом ответчика не опровергнуты.
Из указанных данных следует, что расчетное время простоя спорных вагонов составляло от 508 до 612 часов.
Спорная плата рассчитана истцом за время простоя по истечение 2 часов с момента уведомления ответчика о подаче вагонов, что подтверждается представленными расчетами сумм сбора по накопительным ведомостям (т.1 л.д.150-160), а также развернутым обобщенным расчетом, представленным суду апелляционной инстанции.
Указанные расчеты и сводные данные ответчиком по существу не опровергнуты, контррасчетов не представлено.
Фактически возражения ответчика сводятся к тому, что он надлежащим образом не уведомлялся о подаче порожних вагонов, а также к тому, что акты общей формы, которыми оформлялся факт задержки вагонов и факт отказа уполномоченного лица от подписания акта общей формы, содержат недостоверные сведения, как в части времени уведомления ответчика о подаче вагонов, так и в части отказа от подписи уполномоченного лица ответчика.
Отклоняя указанные возражения ответчика, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись", перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Разногласия и возражения относительно актов ответчиком не предоставлены, акты не подписаны.
Из материалов дела следует, что данные о времени уведомления ответчика о подаче вагонов, содержащиеся в спорных актах общей формы, соответствуют данным книги уведомлений по форме ГУ 2-ВЦ. Во всех случаях время уведомления составляло не позднее чем за 2 часа до даты подачи соответствующего вагона.
Судом апелляционной инстанции учтено, что при сравнении данных относительно времени телефонных звонков на соответствующие номера и относительно времени, отраженном в актах и книге уведомлений, действительно имеются несовпадения. Однако во всех случаях согласно данным о телефонных звонках они совершались не позднее чем за 2 часа до времени подачи соответствующих вагонов, отраженных в актах и книге уведомлений. Таким образом, указанные ответчиком несовпадения не влияют на достоверность составленных актов и не опровергают факт надлежащего заблаговременного уведомления ответчика о подаче соответствующих вагонов. Указанные несовпадения также не влияют и на расчет спорной платы, поскольку она была рассчитана истцом исходя из времени уведомления указанного в актах общей формы.
То обстоятельство, что ряд актов общей формы составлены в одно и то же время также не свидетельствуют об их недостоверности ввиду того, что указанные акты составлялись с помощью компьютерной техники и могли быть составлены на различных технических устройствах. Во всяком случае, указанные акты не противоречат фактическим обстоятельствам, изложенным в актах, а также не противоречат положениям приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45.
Ссылки ответчика на график работы менеджера Уколова, свидетельствующий, как полагает ответчик, что указанное лицо не находилось на рабочем месте при составлении ряда актов, а также на то, что указанное лицо не могло по этой причине отказаться от подписания актов, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии с доверенностью N 6 от 01.01. 2020 ответчик уполномочил менеджера Уколова И.В., в том числе, производить оформление и раскредитование перевозочных документов на груженые и порожние вагоны, прибывшие и направляемые в /от ответчика, подписывать ведомости подачи и уборки вагонов, накопительные ведомости, акты общей формы, уведомления о готовности вагонов к уборке, счета, счета-фактуры и другие документы, связанные с перевозкой грузов.
Доказательств того, что указанные полномочия в рамках взаимоотношений с истцом были предоставлены ответчиком иным лицам, в том числе своим работникам, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, согласно договора N 3/419 от 10.20.05.2014 на эксплуатацию принадлежащего ответчику пути необщего пользования, заключенного между истцом и ответчиком на эксплуатацию пути необщего пользования, премыкающего к пути общего пользования N 1г станции Валуйки стрелочным переводом N 201, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению круглосуточно.(т.1 л.д.38-46). Ввиду чего ссылки ответчика на невозможность круглосуточной работы менеджера Уколова в отсутствии иных уполномоченных ответчиком лиц на осуществление взаимодействия с истцом в рамках договора на подачу и уборку вагонов, которая по соглашению между истцом и ответчиком осуществляется круглосуточно, суд расценивает как несостоятельную.
Само по себе данное обстоятельство ( предоставление полномочий только одному из своих работников при согласованной круглосуточной подаче вагонов) зависит исключительно от воли ответчика и не свидетельствует о наличии у ответчика права на освобождение от оплаты в соответствующем размере простоя вагонов на путях общего пользования, допущенного вследствие действий (бездействий) ответчика.
Применительно к доводам ответчика об отсутствии оснований для взыскание с него платы за нахождение на путях общего пользования по причине формальных претензий к актам общей формы, представленных истцом в качестве одного из доказательств обоснованности заявленных требований, судом апелляционной инстанции также учтено следующее.
На основании заявления о присоединении N 120/17/ИНФ от 28/12/2017 ответчик присоединен к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок" N2633/р от 18.12.2017 (далее - Соглашение), которое устанавливает условия, регламентирующие оказание информационных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом (далее - Услуги), и предоставление электронных сервисов (далее - Сервисы).
Соглашение включает в себя Сервисы, предоставляемые Клиенту, и Услуги, оказываемые Клиенту, подписавшему и представившему ОАО "РЖД" Заявление о присоединении, и в совокупности с условиями, содержащимися в приложениях к настоящему Соглашению, образует общее Соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок.
На основании указанного соглашения ООО "Транс Погран Услуги" предоставлены информационные услуги, в т.ч. АС ЭТРАН - автоматизированная система Централизованной подготовки и оформления перевозочных документов.
Согласно пунктам 1.2.12., 1.2.13., 1.2.14. Приложения N 2.13 Соглашения в рамках настоящих Условий ОАО "РЖД" предоставляет Клиенту сервис уведомлений о наступлении следующих событий в отношении порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров:
1.2.12. получателя порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров о начислении платы по составленному акту общей формы ГУ-23ВЦ за задержку на путях общего пользования подвижного состава по зависящим от него причинам, в соответствии со статьей 39 Устава;
1.2.13. получателя порожних вагонов, вагонов с грузом, контейнеров о составлении акта общей формы ГУ-23ВЦ в случае, занятия инфраструктуры ОАО "РЖД" по зависящим от него причинам, в соответствии со статьей 39 Устава;
1.2.14. получателя порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров о прибытии в его адрес грузов и (или) порожних вагонов, в соответствии со статьей 34 Устава.
Исходя из условий подключения к АС ЭТРАН организация ответчик имеет возможность отслеживать количество вагонов адресованных и прибывших в адрес организации.
В соответствии с договором оферты об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок ЭОД/ИВЦ N 120/17/ИНФ ответчику предоставлена возможность просмотра в АС ЭТРАН в том числе перевозочных документов (в т.ч. их раскредитование с применением электронной подписи (далее - ЭП) и получением электронных накладных), ведомостей подачи и уборки, накопительных ведомостей, уведомления ф. ГУ-2б ВЦ/Э, актов общей формы.
Таким образом, ответчик извещается о прибытии в его адрес партии вагонов на основании электронной транспортной накладной посредством системы АС ЭТРАН, а, следовательно, должен был знать о прибытии вагонов и фактически знал об этих обстоятельствах.
Иные доводы ответчика суд апелляционной инстанции отклоняет как бездоказательные.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что истцом надлежащим образом исполнена обязанность по уведомлению ответчика о прибытии и о подаче вагонов, в связи с чем по вине ответчика допущено нахождение спорных вагонов на железнодорожных путях общего пользования. При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования является обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2020 по 29.05.2020 в размере 7 411 руб. 20 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты, предусмотренные указанной нормой права, являются мерой гражданско-правовой ответственности, которая наступает вследствие ненадлежащего исполнения должником денежного обязательства. Ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе, признается его исполнение с нарушением установленного срока, в таком случае имеет место неправомерное удержание денежных средств кредитора. Право на предъявление требования о взыскании процентов в силу статьи 395 ГК РФ возникает с момента, когда соответствующее денежное обязательство у ответчика возникло.
Поскольку ответчиком допущено нарушение денежного обязательства по внесению платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, требование о взыскании с ответчика процентов за неправомерное удержание денежных средств является обоснованным.
Расчет процентов истца проверен судом первой инстанции и признан арифметически и методологически верным.
Контррасчета процентов за пользование чужими денежными средствами либо возражений относительно произведенного истцом расчета ответчиком не представлено (статья 70 АПК РФ).
Ввиду изложенного, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2020 по 29.05.2020 в размере 7 411 руб. 20 коп. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. По сути, доводы жалобы выражают несогласие с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств.
Вместе с тем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции были нарушены положения статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу положений статьи 110 АПК РФ и с учетом результатов рассмотрения дела расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.06.2021 по делу N А08-8110/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС ПОГРАН УСЛУГИ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-8110/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ТРАНС ПОГРАН УСЛУГИ"
Третье лицо: ОАО Белгородский региональный центр связи - структурное подразделение Воронежской дирекции связи - структурного подразделения центральной станции связи-филиала "РЖД", ПАО Белгородский филиал "Ростелеком"