г. Пермь |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А50-10230/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя: Хайруллина Л.В. - представитель по доверенности от 16.04.2021, диплом, паспорт.
от заинтересованного лица: Тихонова Т.Е. - представитель по доверенности от 09.08.2021, диплом, служебное удостоверение; Сергиенко Н.А. - представитель по доверенности от 11.01.2021, диплом, служебное удостоверение.
от третьего лица: Попов Е.С. - представитель по доверенности от 27.01.2021, диплом, служебное удостоверение.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми и третьего лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 июля 2021 года
по делу N А50-10230/2021
по заявлению Федерального государственного учреждения культуры "Пермский государственный цирк" (ОГРН 1025901382913, ИНН 5906010487)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН 10401149524, ИНН 5906013858)
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Пермскому краю (ОГРН 1215900000029, ИНН 5903148039)
о признании безнадёжной ко взысканию недоимки по земельному налогу, пени, штрафов,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение культуры "Пермский государственный цирк" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании безнадежной к взысканию задолженности в сумме 46 780 874,09 руб., из них:
- недоимка по земельному налогу с организаций в границах городских округов в размере 23 725 127 руб.;
- пени по земельному налогу с организаций в границах городских округов в размере 23 015 982,29 руб., начисленные на спорные суммы недоимки;
- штраф в размере 39 764,80 руб.,
- налог на добавленную стоимость па товары (работы, услуги), реализуемые па территории РФ в размере 6 000 руб.;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 300 руб.;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, в размере 2 700 руб.;
- земельный налог с организаций в границах городских округов в размере 29 164,80 руб.,
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 000 руб.,
- налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ, в размере 100 руб.,
- доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020 в размере 500 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, налоговые органы обратились с апелляционной жалобой, в соответствии с которыми просят решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявители настаивают на том, что возможность взыскания заявленных Учреждением сумм задолженности, налоговым органом не утрачена. Полагают, что судом не дана оценка доводам налоговых органов о том, что обязанность ФГУК "Пермский государственный цирк" по оплате земельного налога, в силу положений статей 56, 63, 123.21, 123.22, 123.23 ГК РФ, главы 31 НК РФ, должна быть исполнена учредителями (участниками) ФГУК "Пермский государственный цирк".
Кроме того, налоговый орган отмечает, что поскольку Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ определена дата (01 января 2015 года), по состоянию на которую образовавшаяся недоимка и задолженность по пеням и штрафам подлежат признанию безнадежными к взысканию и списанию вне зависимости от налоговых периодов, истекших до указанной даты, соответственно, должна быть списана лишь недоимка (задолженность), которая возникла по состоянию на 01 января 2015 года, а не суммы налогов, подлежащие уплате за налоговые периоды, истекшие до 2015 года.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором он возражает против доводов апелляционных жалоб, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представители налоговых органов на доводах своих апелляционных жалоб настаивали. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица ходатайствовал о приобщении к материалам дела копии переписки, касающейся ФГУК культуры "Пермский государственный цирк".
Апелляционным судом рассмотрено заявленное ходатайство в соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его удовлетворении отказано на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно карточке "Расчёты с бюджетом" по состоянию на 22.07.2021 у Учреждения имеется задолженность: недоимка по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 23 725 127 рублей 00 копеек, пени, начисленные на недоимку по земельному налогу в размере 23 680 681 рубль 19 копеек, штрафы в размере 39 764 рубля 80 копеек.
Полагая, что возможность принудительного взыскания инспекцией указанной задолженности утрачена и указанная задолженность признается безнадежной ко взысканию, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из их обоснованности.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В пункте 1 статьи 59 НК РФ установлен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
Согласно пункте 9 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-0 и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57).
Согласно пункта 3 статьи 59 НК РФ законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Пунктом 1.5 Решения Пермской городской Думы от 25.10.2011 N 203 "Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам" установлены следующие дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам: наличие задолженности, числящейся за налогоплательщиками и не погашенной после неоднократного (не менее двух раз) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю (налоговому органу) исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Как установлено судом и следует из материалов дела, что спорная задолженность по налогам образовалась в период до 01.01.2015. При этом, недоимка по земельному налогу была взыскана решениями Арбитражного суда Пермского края в период с 2010 по 2016 годы, пени, штрафы взысканы решениями Арбитражного суда Пермского края в период с 2010 по 2020 годы. При этом пени начислены налоговым органом на недоимку, возникшую до 01.01.2015.
Исполнительные листы о взыскании спорной задолженности, выданные арбитражным судом, предъявлялись к исполнению, исполнительные производства, возбужденные на основании указанных исполнительных листов, не менее двух раз оканчивались судебными приставами-исполнителями по основаниям, установленным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве", что подтверждается сведениями с официального сайта УФССП России и не опровергается инспекциями.
Доводы налоговых органов о том, что спорная задолженность ФГУК "Пермский государственный цирк" не является безнадежной ко взысканию, подлежит исполнению ФГУК "Пермский государственный цирк", подлежит отклонению.
Как ранее было указано и следует из материалов дела, ФГУК "Пермский государственный цирк" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Мотовилихинского района г. Перми 28.12.1991 г. (до 01.07.2002 г.), впоследствии прошло перерегистрацию в налоговом органе по месту учета 28.12.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1025901382913.
22.07.2006 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 453 переименовать государственное унитарное предприятие "Российская государственная цирковая компания" в федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания" (далее - Компания); реорганизовать Компанию и организации согласно Приложению N 1 путем присоединения этих организаций к Компании с созданием на их базе филиалов Компании; ликвидировать организации согласно Приложению N 2 с созданием на базе закрепленного за ними имущества филиалов Компании.
Федеральное государственное учреждение культуры "Пермский государственный цирк" согласно Приложению N 2 к Постановлению Правительства РФ от 22.07.2006 N 453 отнесено к организациям, подлежащим ликвидации.
Приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 03.11.2006 N 617 в редакции Приказа Федерального агентства но культуре и кинематографии N 89 от 12.03.2008 г. собственником принято решение ликвидировать в установленном порядке находящееся в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии учреждение культуры "Пермский государственный цирк".
Приказом N 504 от 22.07.2009 г. Министерства культуры Российской Федерации была назначена ликвидационная комиссия и определен срок завершения ликвидации. Приказами N 485 от 10.05.2012 г., N 1561 от 12.05.2015 г., N 2624 от 21.10.2015 г. сроки ликвидации и состав ликвидационной комиссии в последующем изменялись.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае за N 866-р от 24.07.2008 г. в редакции Распоряжения N 1776-р от 31.12.2008 г. прекращено право оперативного управления Учреждения "Пермский госцирк" на все движимое и недвижимое имущество, все имущество передано на баланс ФКП "Росгосцирк".
В связи с изъятием имущества, учреждение с 2009 г. прекратило осуществление приносящей доход и иной деятельности, договорные отношения с хозяйствующими субъектами и трудовые отношения с работниками учреждения прекращены в связи с его ликвидацией.
Учреждение не имеет расчетных счетов в банках, расчетный счет Учреждения закрыт 24.06.2016 г. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 859 ГК РФ в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете и операций по счету, что подтверждается письмом Сбербанка России от 04.04.2016 г. N 106-09-04/7704, а также сведениями о банковских счетах в кредитных организациях, предоставленных налоговым органом письмом от 25.02.2021 г. N 06-16/02686.
До настоящего времени ликвидация не завершена, поскольку за Учреждением числится недоимка по налогам, страховым взносам и пени. При этом в настоящее время Учреждение не осуществляет деятельности, кроме той, которая связана с его ликвидацией.
Нормами Налогового кодекса РФ (п. 7 ст. 63, п. 3 ст. 123.21 ГК РФ и п. 2 ст. 49 НК РФ) в их совокупности предусмотрено право налогового органа обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества ликвидируемого учреждения в порядке субсидиарной ответственности при недостаточности у такого учреждения имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание.
ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми известны сведения об отсутствии у Учреждения денежных средств и имущества, на которые может быть обращено взыскание из промежуточного ликвидационного баланса Учреждения.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса с приложением промежуточного ликвидационного баланса от 20.07.2007 направлено ликвидационной комиссией и поступило в регистрирующий орган, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 27.07.2007 N 2075906055080 и выдано соответствующее свидетельство (раздел 6 выписки из ЕГРЮЛ Учреждения).
ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми с 20.07.2007 правом на обращение в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества ликвидируемого учреждения в порядке субсидиарной ответственности не воспользовалось, что в том числе, препятствует завершению процедуры ликвидации Учреждения и явилось основанием для обращения в суд самим учреждением с иском о признании недоимки по уплате налогов, страховых взносов, невозможной ко взысканию.
Направление писем в Министерство Культуры Российской Федерации по вопросам урегулирования задолженности ФГУК "Пермский государственный цирк", вопреки доводам жалобы, не может быть расценено судом как действия в рамках принудительного взыскания недоимки, как то предусмотрено положениями статей 46, 47 НК РФ.
Таким образом, установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания задолженности, числящейся на счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными нормативными актами.
Позиция налогового органа о том, что в силу Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ должна быть списана лишь недоимка (задолженность), которая возникла по состоянию на 01 января 2015 года, а не суммы налогов, подлежащие уплате за налоговые периоды, истекшие до 2015 года, отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Положения Решения Пермской городской Думы от 25.10.2011 N 203 не ограничены во времени и не определяют дату, по состоянию на которую, может быть признана безнадежной к взысканию недоимка по налогам и сборам.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителей жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 июля 2021 года по делу N А50-10230/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10230/2021
Истец: ФГУ КУЛЬТУРЫ "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОТОВИЛИХИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 21 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ