город Томск |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А45-23333/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жулевой К.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маник" (N 07АП-586/2024) на решение от 11.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-23333/2023 (судья Галкина Н.С.) по исковому заявлению Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 4207052250) к обществу с ограниченной ответственностью "Маник" (ИНН 5433169260) о возмещении вреда.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Овчинников А.А. - доверенность от 25.10.23
от ответчика: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Маник" (далее - ответчик, общество, ООО "Маник") о взыскании вреда, причиненного почве в размере 76 576 рублей 50 копеек.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.12.2023 исковые требования удовлетворены, с ООО "Маник" в пользу Управления взыскано в счет возмещения вреда 76 576 рублей 50 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Маник" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что истцом не представлено доказательств подтверждающих размер ущерба, поскольку выездное обследование проводилось без взаимодействия с юридическим лицом, пробы брались в отсутствии представителей ООО "Маник", а из представленных документов нельзя однозначно подтвердить, что пробы были взяли на месте ДТП, а не в ином месте, фотоматериалы, приложенные к заключению, не свидетельствуют об отборе проб на месте ДТП.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в связи с поступлением информации о произошедшем 25.01.2023 в 12 часов 30 минут ДТП на 151 км автодороги "Томск - Мариинск", в результате которого произошло опрокидывание грузового автотранспортного средства - грузовой тягач седельный марки MERSEDES - BENZ ACTROS 26 с полуприцепом цистерной государственный регистрационный знак ТТ 7006 54 RUS, Управлением в соответствии со статьей 75 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ проведено выездное обследование с привлечением специалистов Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технологических измерений по Сибирскому Федеральному округу" - Центр лабораторного анализа и технических измерений по Кемеровской области (аттестат аккредитации N RA.RU.511566 от 30.08.2017, выдан Федеральной службой по аккредитации) (далее - ЦЛАТИ).
В ходе осмотра места ДТП установлено наличие запаха нефтепродуктов, зафиксирован факт разлива нефтепродуктов из цистерны на снежный покров с дальнейшим проникновением на грунт.
Разлив нефтепродуктов произошёл в результате ДТП автотранспортного средства, принадлежащего ООО "Маник".
По результатам исследований Управлением произведен расчет размера вреда, причиненного почвам в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика N 238), сумма которого составила 76 576 рублей 50 копеек.
Управлением в адрес ответчика направлено требование N 10- 07/7277 от 20.06.2023 о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам.
Поскольку требования претензии обществом в добровольном порядке не исполнены, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия причинно-следственной связи между произошедшим ДТП с участием автотранспортного средства, принадлежащего ООО "Маник", и причиненным землям вредом в результате разлива нефтепродуктов.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона об охране окружающей среды).
Охрана окружающей среды осуществляется на основе принципа "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Закона об охране окружающей среды, выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2023 N 308-ЭС22-20037 по делу N А32-52065/2021).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
В пунктах 6, 7, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды). По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так в силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, учитывая приведенные разъяснения, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о наличии в рассматриваемом случае достаточных оснований для возложения на общество имущественной ответственности в виде взыскания вреда, причиненного окружающей природной среде.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности факта причинения вреда объекту охраны окружающей среды (почве), в результате загрязнения земельного участка нефтепродуктами ввиду произошедшего дорожно-транспортного происшествия (опрокидывание грузового автотранспортного средства - грузовой тягач седельный марки MERSEDES - BENZ ACTROS 26 с полуприцепом цистерной государственный регистрационный знак ТТ 7006 54 RUS, произошел разлив нефтепродуктов), наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) общества и причиненным вредом, а также вины общества в загрязнении почвы нефтепродуктами.
Установление превышения нормативов концентрации загрязняющих веществ и уничтожении плодородного слоя почвы свидетельствуют о противоправном и виновном поведении общества, повлекшем причинение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
При определении размера вреда, причиненного окружающей среде, Управление исходило из положений пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды и руководствовалось Методикой N 238.
Доводы общества о том, что в рассматриваемом споре не установлен один из элементов юридического состава убытки, а именно размер причиненного ущерба, апелляционным судом признаются несостоятельными.
В ходе выездного обследования сотрудниками ЦЛАТИ произведен осмотр места опрокидывания грузового автотранспортного средства, а именно: земельный участок, расположенный в месте с координатами 56°12/25,6// с.ш. и 87°02/37,8// в.д., с использованием навигационной аппаратуры Garmin еТгех З0х, заводской номер 47105423 (поверен до 14.11.2023), в результате которого произведены замеры и установлена площадь загрязнения - 17 кв. м.
Из акта и представленных к нему фототаблиц и видеозаписи следует, что замер площади земельного участка в месте розлива нефтепродуктов произведен рулеткой измерительной (мерной лентой) средство измерений СИ.27.1.2, инвентарный номер 20223Б16, действительно до 15.05.2023.
На основании полученных данных с учетом заключения ЦЛАТИ от 06.02.2023 N 2-К Управление в соответствии с Методикой N 238 произведен расчет вреда причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Выездное обследование проведено в соответствии с действующим законодательством.
Выездное обследование - это контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится без взаимодействия с контролируемым лицом (часть 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248). Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 57 Федерального закона N248).
Проведение выездного обследования регламентировано статьей 75 Федерального закона N 248. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом (часть 2 статьи 75 Федерального закона N 248).
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться, в том числе: осмотр; отбор проб (образцов); экспертиза (часть 3 статьи 75 Федерального закона N 248). Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (часть 4 статьи 75 Федерального закона N 248).
Так, Управлением на основании соответствующего задания, утв. приказом Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, проведено выездное обследование (не проверка) на общедоступной территории без какого-либо взаимодействия и информирования.
Таким образом, каких-либо нарушений, которые бы могли свидетельствовать о незаконности проведенного мероприятия, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, доводы общества повторяют позицию по делу, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23333/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маник" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23333/2023
Истец: ЮЖНО-СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "Маник"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд