город Томск |
|
1 октября 2021 г. |
Дело N А45-9827/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Киреевой Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панкратьевой Н.П., с использованием средств аудиозаписи, путем онлайн заседания в режиме веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Суворовой Светланы Викторовны (07АП-6754/21) на решение от 26.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9827/2020 по иску мэрии города Новосибирска (ОГРН 1045402490100), г. Новосибирск к 1) индивидуальному предпринимателю Суворовой Светлане Викторовне (ОГРНИП 315547600132755), г. Новосибирск, 2) обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Обской" (ОГРН 1095406011931), г. Новосибирск
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания" (ИНН 5406993045), г. Новосибирск; 2) Глазков Михаил Александрович; 3) АО "Почта России" (ИНН: 7724490000,); 4) МУП города Новосибирска "Новосибирская аптечная сеть" (ИНН: 5406372785); 5) Азаренко Лилия Юрьевна; 6) ООО "Иркин" (ИНН: 5402126612); 7) ООО "Архон" (ИНН: 5402120138); 8) Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска,
о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, путём демонтажа (сноса) объектов,
при участии в судебном заседании:
от истца и третьих лиц - не явились (надлежаще извещены),
от ответчика ИП Суворовой С.В.- Серегин П.О., по доверенности от 17.06.2021,
от ответчика - ООО ТД "Обской" - не явились (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
Мэрия города Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Суворовой Светлане Викторовне (далее - ИП Суворова С.В., ответчик 1) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права мэрии города Новосибирска, путём обязания индивидуального предпринимателя Суворовой С. В. демонтировать (снести) принадлежащие ей два нестационарных объекта, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 54:35:033035:36 по адресу: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1; восстановлении положения, существовавшего до нарушения права мэрии города Новосибирска, путём обязания ООО Торговый Дом "Обской" использовать земельный участок с кадастровым номером исключительно в соответствии с разрешённым использованием, предусмотренным пунктом 1.4 договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска с множественностью лиц на стороне арендатора от 07.05.2018 N 124326-м, в том числе, путём освобождения арендуемого земельного участка от нестационарного объекта: киоска, к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Обской" (далее - ООО "ТД Обской", ответчик 2).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания", акционерное общество "Почта России", муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска "Новосибирская аптечная сеть", Глазков Михаил Александрович, Азаренко Лилия Юрьевна, ООО "Иркин", ООО "Архон", департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска.
Решением от 26.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, ИП Суворова С.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что судебный акт является незаконным и необоснованным.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что ООО ТД "Обской" и ИП Суворова СВ. заключили договор субаренды в установленном законом порядке; считает, что размещение нестационарных объектов не препятствует эксплуатации земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, не нарушают его, не препятствуют эксплуатации земельного участка в соответствии с целевым назначением, размещение павильонов не подменяет собой эксплуатацию земельного участка третьим лицом в соответствии с целевым назначением; полагает, что является неприменимым к существующим правоотношениям Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 29.04.2015 N 1336 (ред. от 20.05.2020) "О Положении о нестационарных объектах на территории города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска"; считает, что истец и ООО ТД "ОБСКОЙ" при заключении договора аренды N 124326 не пришли к соглашению относительно "разрешенного использования земельного участка"; истцом не раскрыты положения какого-либо нормативно-правового акта, который запрещал бы размещение павильонов на спорном земельном участке, в силу чего, не представляется возможным удовлетворение исковых требований без ссылки суда на какую-либо норму или положение договора, которые бы запрещали размещение павильонов на спорном участке.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не поступали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Мэрия города Новосибирска в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Устава города Новосибирска (далее - Устав), принятого решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616, входит в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска и согласно части 1 статьи 40 Устава является местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального образования города Новосибирска, наделённой полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска федеральными законами и законами Новосибирской области.
07.05.2018 между мэрией города Новосибирска и ООО ТД "Обской" заключён договор аренды земельного участка на территории города Новосибирска с множественностью лиц на стороне арендатора N 124326-м сроком действия с 07.05.2018 по 06.05.2067 (далее - договор аренды).
Договор аренды в установленном законом порядке прошёл процедуру государственной регистрации, что подтверждается штампом регистрационной службы от 31.05.2018.
Согласно пунктам 1.1, 1.4, 7.1 договора ООО ТД "Обской" передан в аренду земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером 54:35:033035:36, площадью 3320 кв.м, для эксплуатации помещения, назначение: нежилое, площадь: общая 142,7 кв.м, номера на поэтажном плане: 51-64, этаж: 1 (надземный этаж) по ул. Кропоткина, 126/1, с возникновением обязательств, соразмерно доле в праве собственности на недвижимое имущество, расположенное на указанном земельном участке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.2 договора аренды ООО ТД "Обской" обязано эффективно использовать земельный участок в соответствии с разрешённым использованием.
21.04.2019 специалистом Управления было проведено обследование территории кадастрового квартала 54:35:033035, а именно: земельного участка с кадастровым номером 54:35:033035:36, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1.
По результатам проведённого обследования было установлено размещение на земельном участке с кадастровым номером 54:35:033035:36, переданном в аренду ООО ТД "Обской" исключительно для эксплуатации нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1, трёх нестационарных объектов (павильон - 2 шт., киоск - 1 шт.), что не соответствует разрешённому использованию указанного земельного участка.
Более того, согласно обращению ООО "Новосибирская теплосетевая компания" при плановом обследовании указанной организацией тепловых сетей выявлен факт размещения киоска, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1, в охранной зоне внутриквартальной тепловой сети ЦТПз-15 между ТК-10-16 и ЦТПз-15, непосредственно на тепловой сети, что является нарушением Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утверждённых приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197, препятствует выполнению плановых и аварийных работ на указанной тепловой сети, создаёт угрозу имуществу, жизни и здоровью населения.
В адрес ООО ТД "Обской" было направлено уведомление от 28.05.2019 N 31/23/06841 с требованием устранить допущенное нарушение в срок до 28.06.2019 путём демонтажа нестационарных объектов, в ответ на которое ООО ТД "Обской" сообщило, что указанные нестационарные объекты были размещены ИП Суворовой Светланой Викторовной, согласно условиям договора субаренды земельного участка, заключённого между ответчиком 1 и ответчиком 2.
Действия ответчика 1 и ответчика 2 по размещению на земельном участке с кадастровым номером 54:35:033035:36, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1, спорных нестационарных объектов нарушает условия заключённого между мэрией города Новосибирска и ответчиком 2 договора аренды земельного участка, следовательно, нарушают права истца, как распорядителя земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Действия, нарушающие права на землю или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ).
Учитывая сложившуюся ситуацию, истец считает, что восстановление нарушенного права в данном случае возможно путём предъявления иска к ответчику 1 и ответчику 2 о восстановлении положения, существовавшего до нарушения его права, путём демонтажа (сноса) нестационарных объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 54:35:033035:36 по адресу: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1.
Учитывая вышеизложенное, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, принял по существу правильный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (абзац 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть понуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Как установлено пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Судом установлено, что Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) регулируются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Статьей 1 Закона N 381-ФЗ к целям данного закона отнесено, в том числе обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1). Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (часть 3).
Согласно частям 1, 3, 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3). Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Аналогичное определение нестационарного торгового объекта раскрыто в пункте 16 ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, имеющему ссылку на статью 2 Закона N 381-ФЗ.
В силу подпункта "д" пункта 4 статьи 15 Закона N 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 17 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе издавать муниципальные правовые акты.
Как установлено судом и следует из материалов дела в целях упорядочения размещения и функционирования нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории города Новосибирска, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ, статьей 35 Устава города Новосибирска, Советом депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 N 1336 утверждено Положение о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, "О Положении о нестационарных объектах на территории города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска" (далее - Положение о нестационарных объектах), которое предусматривает возможность размещения объектов торговли и услуг, объектов автомобильного сервиса, мобильных объектов торговли и услуг в соответствии со схемами размещения нестационарных объектов, утверждаемыми правовыми актами мэрии города Новосибирска (пункт 2.2).
Пунктом 1.3 Положения о нестационарных объектах, к нестационарным торговым объектам отнесены:
а) (в редакции решения Совета депутатов г. Новосибирска от 23.06.2016 N 235) нестационарные торговые объекты в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст: торговый павильон; киоск; торговый автомат (вендинговый автомат); торговая палатка; бахчевой развал; елочный базар; торговая галерея; абзацы девятый - десятый (летнее кафе, холодильная витрина) утратили силу (Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 23.06.2016 N 235); торговая тележка; торговый автофургон; автолавка; автоцистерна; б) металлические гаражи; в) иные нестационарные объекты.
Пунктом 1.4. Положения о нестационарных объектах предусмотрено, что нестационарные объекты должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Новосибирска.
Как верно указал суд первой инстанции, вышеуказанное положение применяется при размещении нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и не распространяется на случаи размещения нестационарных объектов на земельных участках, предоставленных физическим или юридическим лицам (абзац 1 пункт 1.5 Положения в ред. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 23.06.2016 N 235).
Пунктом 2.1 Положения о нестационарных объектах, предусмотрено, что размещение нестационарного объекта осуществляется на основании договора аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта (далее - договор аренды), заключаемого в порядке, установленном законодательством.
Исключения касаются случаев размещения нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков на основании договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта (далее - договор на размещение), заключаемого в порядке, предусмотренном разделом 4 Положения и предусмотрены абзацами вторым - четвертым указанного пункта 2.1 Положения о нестационарных объектах и касаются размещения нестационарных торговых объектов, предусмотренных абзацами вторым - восьмым подпункта "а" пункта 1.3 Положения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2.1. Положения о нестационарных объектах размещение нестационарных торговых объектов, предусмотренных абзацами вторым - восьмым подпункта "а" пункта 1.3 Положения, а именно - киоск; торговый автомат (вендинговый автомат); торговая палатка; бахчевой развал; елочный базар и торговая галерея, осуществляется без предоставления земельных участков на основании договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта (далее - договор на размещение), заключаемого в порядке, предусмотренном разделом 4 Положения.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2.1. Положения о нестационарных объектах размещение нестационарных объектов, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации, осуществляется без предоставления земельных участков в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом Новосибирской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размещение нестационарных торговых объектов, без предоставления земельных участков возможно размещение только нестационарных объектов, являющихся торговыми, то есть тех объектов, деятельность которых регулируется Законом N 381-ФЗ, и только в случае, если земельный участок не предоставлен гражданам или юридическим лицам.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ИП Суворовой С.В. о законности размещения принадлежащих ей торговых павильонов со ссылкой на заключенный предпринимателем договор субаренды земельного участка с ответчиком 2, по которому мэрия города Новосибирска передала земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:356033035:36, поскольку предоставление такого рода нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска возможно, как правомерно отметил суд первой инстанции, только в соответствии с абзацами 2, 4 пункта 2.1. Положения о нестационарных объектах, согласно которым размещение нестационарных объектов, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации, осуществляется без предоставления земельных участков на праве аренды, но на основании договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, заключаемого в порядке, предусмотренном разделами 4, 4.1 Положения, и на основание пункта 2.2 Положения размещение нестационарных объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой правовым актом мэрии города Новосибирска.
Кроме того, условиями договора аренды не предусмотрено право ответчика 2 сдавать арендуемый у мэрии города Новосибирска земельный участок в субаренду, даже с согласия истца.
Само по себе уведомление ответчиком 2 истца о сдаче в субаренду части земельного участка не свидетельствует о правомерном размещении ответчиком 2 нестационарных торговых объектов на земельном участке с кадастровым номеров: 54:35:033035:36, поскольку согласием истца не является.
Напротив, материалами дела подтверждается, что истец неоднократно уведомлял ответчиков об указанных неправомерных действиях.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований считать, что истец фактически одобрил заключенный ответчиками договор субаренды части земельного участка для размещения на нем торговых павильонов, и что существуют правовые основания для размещения торговых павильонов ответчиками.
В силу частей 1 и 2 части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Из материалов дела следует, что мэрией города Новосибирска принято Постановление N 6650 от 17.11.2015 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска", в преамбуле которого указано, что оно издано в целях приведения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска в соответствие с Положением о нестационарных объектах.
При этом, материалы дела не содержат сведений о том, что спорные торговые нестационарные объекты были включены в соответствующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска.
Ссылка ИП Суворовой С.В. на то, что истец не доказал, что само по себе размещение торговых павильонов на территории земельного участка с кадастровым номером 54:35:0330035:36 не может каким-либо образом права муниципального образования, учитывая, что ни одни из указанных объектов в настоящее время не располагается в охранной зоне внутриквартальной тепловой сети, правомерно отклонена судом в силу следующего.
Так, в силу положений пункта 25 статьи 16 Закона N 381-ФЗ к вопросам местного значения относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления (статья 2 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, органы местного самоуправления не только утверждают правила благоустройства, но и осуществляют контроль за их соблюдением.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в порядке реализации указанных полномочий на территории города Новосибирска утверждены Правила благоустройства территории города Новосибирска, утвержденные решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469 (далее - Правила N 469), разработанные, в том числе на основании ГрК РФ, Закона N 131-ФЗ.
Согласно с пунктом 2.2.5.1. Правил N 469 размещение на территории города Новосибирска нестационарных объектов осуществляется в соответствии с Положением о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска.
Отделочные материалы нестационарных объектов должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, нормам противопожарной безопасности, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Новосибирска и освещения, условиям долговременной эксплуатации (пункт 2.2.5.2.Правил N 469).
При остеклении витрин необходимо применять безосколочные, ударостойкие материалы, безопасные упрочняющие многослойные пленочные покрытия, поликарбонатные стекла.
Требования к внешнему облику нестационарных объектов торговли, оказания услуг и общественного питания устанавливаются правовым актом мэрии (абзац введен решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.04.2019 N 778)
Согласно пункту 2.2.5.3 Правил размещение нестационарных объектов не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды города Новосибирска и благоустройство территории и застройки.
В соответствии с пунктом 2.2.5. Правил N 469 не допускается размещение нестационарных объектов: на тротуарах, если оставшаяся часть ширины тротуара будет составлять менее 2,25 м; на расстоянии менее 15 м от зданий и сооружений, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками не представлены в материалы дела доказательства соблюдения указанных правил при произвольном размещении своих нестационарных объектов на территории муниципального земельного участка. Напротив, из схем земельного участка и фотографий, представленных в материалы дела, усматривается, что спорные нестационарные объекты располагаются в непосредственной близости от стены административного здания по ул. Кропоткина, 126/1 и на тротуаре улицы.
Учитывая, что использование ответчиками земельного участка без законных на то оснований влечет нарушение прав собственника на земельный участок, обусловленное действиями ответчиков, носящими противоправный характер и продолжающимися на момент рассмотрения спора, арбитражный суд первой инстанции с учетом положений ст. ст. 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации законно и обоснованно признал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы в апелляционной жалобе повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены и по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены. В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не свидетельствует о наличии судебной ошибки.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9827/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Суворовой Светланы Викторовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-9827/2020
Истец: МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Ответчик: ИП Суворова Светлана Викторовна, ООО "Торговый дом "Обской"
Третье лицо: Азаренко Лилия Юрьевна, АО "Почта России", Глазков Михаил Александрович, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, МУП г. Новосибирска "Новосибирская аптечная сеть", ООО ""Архон", ООО "Иркин", ООО "Новосибирская теплосетевая компания", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд