город Ростов-на-Дону |
|
01 октября 2021 г. |
дело N А32-18529/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Беличенко Е.Н. по доверенности от 17 августа 2021 года (онлайн-участие),
от ответчика: представитель Кохановский М.В. по доверенности от 4 февраля 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственной компании "Российские автомобильные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 июля 2021 года по делу N А32-18529/2020 по иску государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН 7717151380) к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Сити Кофе Владивосток"
(ИНН 2543043346), об изъятии земельного участка для государственных нужд,
УСТАНОВИЛ:
государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сити Кофе Владивосток" (далее - ответчик) с иском со следующими требованиями:
- изъять (путем прекращения права собственности) у общества с ограниченной ответственностью "Сити Кофе Владивосток" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422001:1499, площадью 114 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:1445;
- предоставить возмещение ответчику за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество в размере 245 554 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 по делу N А32-18529/2020 выделено в отдельное производство требование о предоставлении возмещения ответчику за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество в размере 245 554,00 рублей. Путем прекращения права собственности общества с ограниченной ответственностью "Сити Кофе Владивосток" изъят для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422001:1499, площадью 114 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:1445. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 по делу N А32-18529/2020 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Краснодарского края для объединения с делом N А32-29818/2020 о возмещении стоимости за изъятие земельного участка для совместного рассмотрения вопроса об изъятии земельного участка и выплате компенсации.
Определением от 26.01.2021 дела N А32-18529/2020 и N А32-29818/2020 объединены с присвоением объединенному делу N А32-18529/2020.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2021 у общества с ограниченной ответственностью "Сити кофе Владивосток" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) изъят земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422001:1499, площадью 114 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:1445, обществу с ограниченной ответственностью "Сити кофе Владивосток" предоставлено возмещение за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество в размере 881 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда в части предоставления возмещения в размере 881 000 рублей, предоставить ответчику возмещение за изымаемое для государственных нужд имущество в размере 245 554 рублей.
Апеллянт настаивает на доводах о том, что заключение судебной экспертизы (ООО "Краевая оценочная Компания") подлежит исключению из числа доказательств по делу (Заключение судебной экспертизы ООО "Независимая Экспертная Компания" от 26.03.2021 N 02.21/65). Апеллянт считает, что расчет стоимости размера возмещения произведен некорректно, рыночная стоимость искажена.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что ответчик находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет деятельность по реализации проекта: Автомобильная дорога М-4 "Дон". Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея" (далее - Объект) в административных границах города Краснодара на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной компании) в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", приказом министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения".
В соответствии с Приказом Минтранса России от 06.07.2012 N 199 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (Зарегистрировано в Минюсте России от 05.09.2012 N 25383) (далее также - Порядок). На основании пункта 35 Порядка, а также пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, документация по планировке территории утверждается распоряжением Федерального дорожного агентства. В силу пункта 6 Порядка документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Согласно распоряжению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) - 30.03.2018 года N 995-р утверждена документация по планировке территории объекта: автомобильная дорога М-4 "Дон". Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея".
Согласно проекту межевания территории, в полосу отвода Объекта попадает часть земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:1445, категории земель - земли населенных пунктов, площадью изъятия 114 кв. м, условный номер на проекте межевания N 16 (лист чертежа межевания N 18), принадлежащего на праве собственности ООО "СИТИ КОФЕ ВЛАДИВОСТОК".
Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение от 16.07.2018 N 2623-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Автомобильная дорога М-4 "Дон". Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1329+100 - км 1330+160, км 1334+930, км 1339+040, км 1340+740 - км 1342+220 и других элементов обустройств (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 - км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея" (далее - Распоряжение), в соответствии с которым для федеральных нужд подлежит изъятию часть земельного с кадастровым номером 23:43:0422001:1445, категории земель - земли населенных пунктов, площадью изъятия 114 кв. м, условный номер на проекте межевания N 35 (лист чертежа межевания N 18), принадлежащего на праве собственности ответчику.
Распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 16.07.2018 N 2623-р размещено на официальном сайте администрации и городской Думы города Краснодара 19.08.2018 года в разделе "Официальное опубликование нормативных правовых актов".
В адрес правообладателя земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:1445 - ООО "СИТИ КОФЕ ВЛАДИВОСТОК", компанией направлены следующие письма:
- письмо от 28.05.2018 N 1183/8-КрФ о предоставлении документов;
- уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги" от 02.08.2018 N 1858-КрФ (с приложением копии распоряжения от 16.07.2018 N 2623-р направлено почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения).
Согласно сведениям с официального сайта Почты России отправление N 35002219128076 от 19.06.2018 года и отправление N 35007822021295 от 04.09.2018 получены адресатом.
На основании договора N ДЭиБДД-2016-1474/СТ-СМР-51/2016 от 23.12.2016 ООО "СтройТранс" является подрядчиком на выполнение строительно-монтажных работ по прочим объектам комплексного обустройства. Строительство надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 -км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея.
По результатам проведения кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:1445, площадью 902 кв. м, образован земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422001:1499, площадью 114 кв. м, подлежащий изъятию для государственных нужд.
Письмом от 09.12.2019 N 4106-КрФ компания направила ООО "СИТИ КОФЕ ВЛАДИВОСТОК" соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд РФ в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании, отчет об оценке от 19.08.2019 N 004А-08/19. Указанное соглашение вместе с Отчетом об оценке направлено 11.12.2019 почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения N 35007840017317 и получено адресатом 30.01.2020.
Однако ответчиком соглашение об изъятии земельных участков не было подписано.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ) в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава VII.1, регламентирующая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 499-ФЗ) принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, указано, что независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть соблюдена в полном объеме.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для прекращения, в том числе права собственности гражданина или юридического лица земельным участком.
Распоряжение N ВЧ-129-р принято в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
В силу части 2 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.
Согласно частям 6, 7 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу, соглашение об изъятии недвижимости должно предусматривать условия такого перераспределения, включая размер возмещения и порядок его предоставления за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Согласно части 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с частью 8 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.
В соответствии с частью 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Частью 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В рамках рассматриваемого спора сторонами соглашение об изъятии недвижимости не достигнуто.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 06.07.2012 N 199 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения (Зарегистрировано в Минюсте России от 05.09.2012 N 25383). На основании пункта 35 Порядка, а также пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, документация по планировке территории утверждается распоряжением Федерального дорожного агентства. В силу пункта 6 Порядка документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Согласно распоряжению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) - 30.03.2018 N 995-р утверждена документация по планировке территории объекта: "Автомобильная дорога М-4 "Дон". Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея".
Согласно проекту межевания территории, в полосу отвода Объекта попадает часть земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:1445, категории земель - земли населенных пунктов, площадью изъятия 114 кв. м, условный номер на проекте межевания N 16 (лист чертежа межевания N 18), принадлежащего на праве собственности ООО "СИТИ КОФЕ ВЛАДИВОСТОК".
Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение от 16.07.2018 N 2623-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Автомобильная дорога М-4 "Дон". Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1329+100 - км 1330+160, км 1334+930, км 1339+040, км 1340+740 - км 1342+220 и других элементов обустройств (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 - км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея", в соответствии с которым для федеральных нужд подлежит изъятию часть земельного с кадастровым номером 23:43:0422001:1445, категории земель - земли населенных пунктов, площадью изъятия 114 кв. м, условный номер на проекте межевания N 35 (лист чертежа межевания N 18), принадлежащего на праве собственности ответчику.
Таким образом, комплексное обустройство автомобильной дороги М-4 "Дон" является проектом федерального значения, и имеет статус объекта государственной важности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца об изъятии подлежат удовлетворению.
Доводов о незаконности или необоснованности решения в указанной части сторонами не заявлено.
Согласно пункта 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пункта 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункта 1, 2 статьи 58.6 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган публично-правового образования, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка.
В этом случае согласно статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом в силу с пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственника (пользователя) земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2021 по делу назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы поручено эксперту ООО "Независимая экспертная компания" Быхало Андрею Григорьевичу.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы: 1. Определить стоимость равноценного возмещения за изымаемый для государственных нужд путем прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422001:1499 площадью 114 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, пос. Пашковский; 2. Каков размер убытков, в том числе упущенной выгоды, возникших в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:1499 площадью 114 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, пос. Пашковский.
По итогам судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение судебной экспертизы от 26.03.2021 N 02.21/65, согласно выводам которого:
- стоимость равноценного возмещения за изымаемый для государственных нужд путем прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422001:1499 плоащдью 114 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, пос. Пашковский, по состоянию на дату экспертного исследования 19.02.2021 составляет 859 000,00 рублей;
- размер убытков, в том числе упущенной выгоды, возникших в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:1499 плоащдью 114 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, пос. Пашковский составляет 22 000,00 рублей.
Выводимый из смысла части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений обусловливает самостоятельность эксперта в выборе методов проведения экспертного исследования; при этом свобода эксперта в выборе методов экспертного исследования ограничена требованием законности, а избранные им методы должны отвечать требованию допустимости судебных доказательств.
Исследовав и оценив заключение эксперта апелляционный суд пришел к выводу о том, что в выводах эксперта не имеется противоречий либо неясности, заключение составлено со ссылками на примененные методы исследования, соответствуют требованиям научности, объективности, обоснованности, достоверности и проверяемости, ответы даны по тем вопросам, которые поставлены судом; выводы эксперта носят категоричный, а не вероятностный характер; исследование проведено квалифицированным специалистам, обладающим специальными знаниями, экспертом дана подписка об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Доказательств иного не представлено, достоверность выводов надлежащим образом не опровергнута, доказательства какой-либо заинтересованности экспертов не выявлено. Заключение эксперта составлено в результате объективного и полноценного исследования представленных в материалы дела доказательств.
Заявляя ходатайство о повторной судебной экспертизы, истец указал на то, что судебным экспертом нарушен порядок определения возмещения, установленный пунктом 4 статьи 56.8 ЗК РФ Земельного кодекса Российской Федерации.
Отклоняя данное ходатайство, суд первой инстанции правомерно указал, что пункте 4 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).
Вместе с тем приведенные в пункте 4 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, касаются случаев определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию. В рассматриваемом случае на момент определения размера возмещения земельный участок, принадлежащий ответчику, был разделен, участки, подлежащие изъятию, поставлены на кадастровый учет, то есть были образованы. Следовательно, при расчете стоимости возмещения за изымаемый земельный участок, экспертном правомерно не применены положения пункта 4 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иных документально и нормативно обоснованных доводов, опровергающих выводы эксперта, апелляционные жалобы не содержат, а само по себе несогласие участвующих в деле лиц с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности и не является основанием для исключения ее из числа доказательств по делу.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о недопустимости проведенной по делу судебной экспертизы, а равно недостоверности содержащихся в заключении выводов.
На основании изложенного апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство истца о назначении повторной оценочной экспертизы отклонить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 июля 2021 года по делу А32-18529/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18529/2020
Истец: "Российские автомобильные дороги", ГК "Российские автомобильные дороги"
Ответчик: ООО Сити Кофе Владивосток
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16085/2021
15.07.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-18529/20
30.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12909/20
20.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-18529/20