город Воронеж |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А36-575/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Акименко О.А. - представитель по доверенности от 30.12.2020 N 47, действительна до 31.12.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ.
от Управления потребительского рынка администрации города Липецка: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.05.2021 по делу N А36-575/2021 по заявлению Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Управлению потребительского рынка администрации города Липецка о взыскании 3 633 руб. 96 коп., в том числе: 2 777 руб. 66 коп. страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 300 руб. 77 коп. пени., 555 руб. 53 коп. штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Липецкое РО ФСС) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению потребительского рынка администрации города Липецка (далее - ответчик, Управление) о взыскании 3 633 руб. 96 коп., в том числе: 2 777 руб. 66 коп. страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 300 руб. 77 коп. пени., 555 руб. 53 коп. штрафа.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.05.2021 по делу N А36-575/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ГУ - Липецкое РО ФСС РФ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ГУ - Липецкое РО ФСС РФ ссылается на то, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам Управления о зависимости размера выплаченных компенсаций от занимаемой должности муниципальным служащим. Поскольку спорные денежные выплаты зависели от квалификации работника, сложности, условий работы и не призваны возместить физическим лицом конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, определяемые статьей 164 ТК РФ, то по своей природе они являются элементом оплаты труда в силу ст. 129 ТК РФ. Учитывая вышеизложенное, на денежные компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку и компенсации оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, выплачиваемые государственным и муниципальным служащим, не распространяется действие статьи 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ и, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Аналогичной позиции придерживается Министерство труда Российской Федерации в своем письме от 08.06.2015 N17-3/10/В-4036.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление потребительского рынка администрации города Липецка указывает на то, что произведенные выплаты муниципальным служащим управления в виде компенсации расходов на санаторно-курортное лечение и проезд к месту отдыха и обратно установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации и в соответствии с положениями федерального законодательства о муниципальной службе, являются компенсационными выплатами в смысле, определенном в статьях 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации, носят социальный характер и не подлежат обложению страховыми взносами на основании подп.2 п.1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Управления потребительского рынка администрации города Липецка, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения Управления потребительского рынка администрации города Липецка, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения от 04.03.2020 N 99н\с Липецкое РО ФСС в период с 04.03.2020 по 11.03.2020 провело плановую выездную проверку Управления по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и правильности расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, по результатам которой составлен акт от 27.03.2020 N 99.
В ходе проверки ФСС установлено, что в проверяемом периоде заявителем была выплачена компенсация работникам неиспользованных путевок на санаторно-курортное лечение в общей сумме 1 323 283 руб. 80 коп., а также компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно в общей сумме 65 550 руб. 80 коп, при этом на данные выплаты заявителем не исчислены и не уплачены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов на сумму 1 388 834 руб. 60 коп. и неуплате взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 2 777 руб. 66 коп.
Решением N 57н/с от 23.04.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Управление привлечено к ответственности в виде штрафа за неисполнение обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов в сумме 555 руб. 53 коп., страхователю также начислены пени в сумме 300 руб. 77 коп. и недоимка в сумме 2 777 руб. 66 коп.
Указанное решение ответчиком в судебном порядке не оспаривалось.
03.06.2020 Липецкое РО ФСС направило в адрес ответчика требование N 17 об уплате страховых взносов, пени и штрафа на основании решения N57 н/с от 23.04.2020 в срок до 04.07.2020.
Поскольку требование N 17 от 03.06.2020 ответчиком не исполнено, Липецкое РО ФСС обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание доначисленных страховых взносов в сумме 2 777 руб. 66 коп., 300 руб. 77 коп. пени, 555 руб. 53 коп. штрафа.
Арбитражным судом Липецкой области выдан судебный приказ от 20.11.2020 о взыскании с Управления потребительского рынка администрации города Липецка в пользу взыскателя - Государственного учреждения -Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации доначисленные страховые взносы в сумме 2 777 руб. 66 коп., 300 руб. 77 коп. пени, 555 руб. 53 коп. штрафа.
30.11.2020 от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа от 20.11.2020.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 03.12.2020 судебный приказ от 20.11.2020 бы отменен.
С учетом изложенного, Липецкое РО ФСС обратилось в суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что произведенные Управлением выплаты муниципальным служащим в виде компенсации неиспользованных путевок на санаторно-курортное лечение и проезд к месту отдыха и обратно установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации и в соответствии с положениями федерального законодательства о государственной и муниципальной службе, являются компенсационными выплатами в смысле, определенном в статьях 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации, и не подлежащими обложению страховыми взносами на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ. В связи с чем, у Управления отсутствует обязанность уплатить страховые взносы в размере 2 777 руб. 66 коп. на суммы компенсационных выплат в размере 1 388 834 руб. 60 коп., а у Липецкого РО ФСС отсутствовали основания для вывода о занижении Управлением базы для начисления страховых взносов на суммы компенсационных выплат и начисления пени и штрафа и соответственно взыскания недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения работником трудового договора.
В силу подпункта 2 пункта 2 статья 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125- ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Взыскание недоимки по страховым взносам с юридического лица или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 26.6 и 26.7 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи (ст. 26.1 Закона N 125-Ф).
Взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет (пункт 3 ст. 26.1 Закона N 125-ФЗ).
Управление потребительского рынка Администрации города Липецка является страхователем.
Управление имеет лицевой счет в органе федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Согласно статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее -должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 7.1 Закона Липецкой области от 02.07.2007 N 68-ОЗ "О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области" (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 21.06.2007 N 288-пс) установлено, что муниципальному служащему один раз в год предоставляется путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по желанию муниципального служащего денежная компенсация за неиспользованную путевку, а также осуществляется оплата проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации при наличии проездных документов в размерах и порядке, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Таким образом, муниципальному служащему, не использующему отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата.
Денежная выплата производится один раз в календарном году по месту службы по заявлению гражданского служащего при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части.
Исходя из содержания статьи 7 Закона Липецкой области от 02.07.2007 г. N 68-ОЗ "О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области" ежегодная компенсация расходов на санаторно-курортное лечение и на проезд к месту отдыха и обратно не входит в состав денежного содержания муниципального служащего.
Указанные компенсации выплачиваются всем муниципальным служащим, состоящим в трудовых отношениях с органом местного самоуправления (в том числе управлением), вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения и связаны со статусом лица, как муниципального служащего.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения об управлении потребительского рынка администрации города Липецка, утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 05.07.2016 N 182, управление является структурным подразделением администрации города Липецка, осуществляющим деятельность по созданию условий для обеспечения жителей города Липецка услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; работники управления, являются муниципальными служащими. Их права и социальные гарантии устанавливаются законодательством Российской Федерации и Липецкой области, муниципальными правовыми актами города Липецка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и в этой связи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Данные выплаты по своему характеру обусловлены исключительно возможностями работодателя применительно к социальной сфере обеспечения своих работников, исходя из чего, не закреплены в качестве гарантированных выплат и компенсаций в трудовом законодательстве.
Выплаты, в пользу гражданского служащего в рамках социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ о государственной гражданской службе, не являющиеся денежным содержанием, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 20.1 ФЗ N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия "оплата труда", сформулированному в вышеприведенных нормах.
Таким образом, произведенные выплаты муниципальным служащим управления в виде компенсации расходов на санаторно-курортное лечение и проезд к месту отдыха и обратно установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации и в соответствии с положениями федерального законодательства о муниципальной службе, являются компенсационными выплатами в смысле, определенном в статьях 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации, и не подлежащими обложению страховыми взносами на основании подп.2 п.1 ст.20.2 Закона N 125-ФЗ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что данные выплаты, предусмотренные законодательством и Положением, являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы не представлено.
Само по себе определение размера компенсаций в зависимости от занимаемой должности муниципального служащего не свидетельствует о том, что выплачиваемые в рамках гарантий муниципальным служащим данные выплаты утрачивают социальный характер, равно как и зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы не представлено.
Ввиду того, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование применительно к положениям ст.20.1 ФЗ N 125-ФЗ поскольку, не обладают признаками оплаты труда (вознаграждения за труд), так как их выплата не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, от добросовестности исполнения трудовых обязанностей, наличия (отсутствия) взысканий, а также не являются гарантированными трудовым законодательством выплатами компенсационного и стимулирующего характера, доводы Управления об обратном являются ошибочными.
Кроме того, письмо Министерства труда Российской Федерации от 08.06.2015 N 17-3/10/В-4036 носит рекомендательный характер не может быть применено в рассматриваемом случае.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ежегодные выплаты муниципальным служащим г. Липецка, к которым относятся и работники Управления, за неиспользованные санаторно-курортные путевки имеют характер компенсационных и не подлежащих обложению страховыми взносами за соответствии с п. 2 ч.1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, поскольку являются выплатами денежных средств взамен путевок в натуре, связаны с обеспечением гарантий замещения должностей муниципальной гражданской службы.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал Липецкому РО ФСС во взыскании с Управления страховых взносов в размере 3633 руб. 96 коп., в том числе 2777 руб. 66 коп. страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 300 руб. 77 коп. пени, 555 руб. 53 коп. штрафа.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.05.2021 по делу N А36-575/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-575/2021
Истец: ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Управление потребительского рынка администрации города Липецка