г. Челябинск |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А07-22420/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2021 по делу N А07-22420/2019.
В судебном заседании принял участие представитель:
Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - Купцов И.Г. (доверенность от 17.12.2018, диплом).
Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным представления N 0100-21-06/2671 от 08.04.2019 (с учетом уточнения требования, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Министерство).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что заинтересованным лицом необоснованно дважды проведены проверки с аналогичными темами контрольного мероприятия одного и того же лица - Администрации. Администрация не являлась получателем субсидии, субсидия была перечислена напрямую на лицевой счет муниципального казенного учреждения "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак". Срок действия Соглашения от 11.05.2017 N 152 между Администрацией и Министерством до 31.12.2018. В пункте соглашения, который содержит условия и порядок предоставления субсидии на поддержку программы, общественные территории не упоминаются, следовательно, условия предоставления субсидии на благоустройство общественных территорий не нарушены. Денежные средства были направлены по целевому назначению на реализацию целей муниципальной программы, условия предоставления субсидий не нарушены. В представлении отсутствует указание на недостижение установленных целей.
Относительно общественной территории, расположенной по адресу г. Стерлитамак, ул. Худайбердина (от пересечения с пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистическая), дополнительные мероприятия были внесены в программу в январе 2018 году, в связи с тем, что в ходе проведения установленных программой мероприятий образовалась экономия денежных средств.
Относительно использования средств, направленных на благоустройство дворовых территории многоквартирных жилых домов, податель апелляционной жалобы указывает, что при проведении работ образовалась экономия денежных средств, в связи с чем была выполнена установка детских площадок по адресам, выбранным из адресного перечня муниципальной программы. Изменения в программу (в части видов работ) были внесены в мае 2018 года.
Реализация мероприятий за пределами срока действия программы на 2017 год, не может быть расценены как нецелевое использование бюджетных средств.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан в соответствии с приказом от 15.01.2018 N 4 "О назначении внеплановой камеральной проверки" в период с 18.01.2019 по 18.02.2019 в отношении Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан проведена внеплановая проверка использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
По результатам проверки Управлением составлен акт камеральной проверки от 18.02.2019.
08.04.2019 Управлением вынесено представление N 0100-21-06/2671 с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по возврату предоставленных средств бюджета, использованных не по целевому назначению.
Управлением в представлении указано 2 нарушения:
1) в 2017 году Администрацией не обеспечен контроль за целевым использованием средств субсидий, выделенных на реализацию мероприятий по благоустройству общественной территории городского округа г. Стерлитамак, предусмотренных муниципальной программой "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.05.2017 N 884 (далее - муниципальная программа от 05.05.2017 N 884).
нарушение в денежном выражении - 12 910 106,66 руб. (средства федерального бюджета).
2) в 2017 году Администрацией не обеспечен контроль за целевым использованием средств субсидий, выделенных на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий городского округа г. Стерлитамак, предусмотренных муниципальной программой от 05.05.2017 N 884
нарушение в денежном выражении - 3 080 274,78 руб. (средства федерального бюджета).
Не согласившись с представлением от 08.04.2019 N 0100-21-06/2671, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного акта.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании абзаца 4 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2. БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" от 19.12.2016 N 415-ФЗ, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 (далее - Правила N 169), соглашением о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды от 17.02.2017 N 069-08-457, в 2017 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан предоставлены средства целевых субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирование городской среды в размере 856 638 900,00 рублей по КБК 069 0503 05 2 П255 550 521 (код цели -17-992).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан от 27.03.2017 N 06/06-165 "Об утверждении форм документов в целях реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.03.2017 N 88 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" (далее - Порядок N 88) утверждены:
- форма соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа Республики Башкортостан на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год;
- показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан;
- форма отчета о расходовании средств на реализацию муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год;
- форма отчета о достижении показателей результативности использования субсидии, предоставленной из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального образования Республики Башкортостан на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.
Постановлением главы Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.05.2017 N 884 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год" (далее - муниципальная программа от 05.05.2017 N 884) задачей которой является повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий муниципального образования;
- обеспечение формирования единого облика муниципального образования;
- проведение ремонта и обеспечение комплексного благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов (далее - МКД);
- организация новых и восстановление существующих мест отдыха на внутридворовых территориях МКД;
- устройство малых архитектурных форм на дворовых территориях МКД;
- проведение ремонта и комплексного обустройства общественной территории.
11.05.2021 между Министерством и Администрацией заключено соглашение N 152 "О предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан" (далее - соглашение).
Объем выделяемого финансирования - 115 450 677 руб., из которых за счет средств федерального бюджета - 95 824 062 руб., за счет средств бюджета республики - 19 626 615 руб.
Таким образом, в настоящем случае для квалификации нецелевого характера использования бюджетных средств следует определить соответствуют ли указанные расходы цели муниципальной программы от 05.05.2017 N 884.
Как указывалось, по первому нарушению Управление полагает, что допущено нецелевое использование выделенных средств субсидий на реализацию мероприятий по благоустройству общественной территории городского округа г. Стерлитамак в рамках муниципальной программы от 05.05.2017 N 884 - осуществление расходов по благоустройству, не предусмотренные муниципальной программой.
К муниципальной программе от 05.05.2017 N 884 прилагался перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году, который также включал виды работ, подлежащие выполнению в рамках благоустройства.
В рамках благоустройства общественной территории по ул. Худайбердина (от пересечения пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистическая) г. Стерлитамак предусмотрено проведение следующих видов работ:
- ремонт существующего асфальтового покрытия тротуара с расширением-сужением пешеходной зоны в количестве 19 366 кв. м;
- обордюривание пешеходной зоны в количестве 9 753 п. м;
- устройство карманов под скамейки с мощением брусчаткой в количестве 38 ед.;
- установка парковых светильников в количестве 75 шт.;
- замена и установка новых скамеек и урн в количестве 38/42 ед.;
- разметка велодорожки в количестве 1 600 п. м;
- установка велопарковок в количестве 4 ед.;
- установка парковочных столбиков для блокировки проезда в местах, предназначенных только для пешеходов, в количестве 16 шт.
Правилами N 169, Порядком N 88 установлено, что выделенное финансирование направляется получателем средств на реализацию мероприятий по благоустройству общественной территории в соответствии с утвержденной муниципальной программой формирования современной городской среды, в частности на благоустройство общественной территории, по видам работ.
Управление при проверке указало, что Администрацией осуществлены расходы по благоустройству общественной территории городского округа г. Стерлитамак, не предусмотренные муниципальной программой от 05.05.2017 N 884, на общую сумму 15 554 345,88 руб (из них, 12 910 106,66 руб. - средства федерального бюджета):
- по изготовлению с установкой декоративных ограждений на территории (детской спортивной) площадки;
- поставка светового фонтана для нужд городского округа г. Стерлитамак;
- выполнение работ по изготовлению с установкой декоративных ограждений территории спортивной площадки (Workout);
- работы по монтажу светового фонтана городского округа г. Стерлитамак;
- поставку спортивного комплекса, с установкой на территории городского округа г. Стерлитамак
- поставку спортивных площадок, с установкой на территории городского округа г. Стерлитамак
- выполнение работ по корчеванию и сносу деревьев;
- выполнение работ по озеленению;
- выполнение работ по ограждению общественной территории;
- выполнение работ по уширению существующей асфальто-бетонной гостевой автостоянки с устройством бордюров;
- выполнение работ по замене тротуарной плитки типа "Брусчатка" на площадках остановок общественного транспорта с заменой бордюр.
Постановлением Администрации городского округа г. Стерлитамак от 29.01.2018 N 127 внесены изменения в муниципальную программу от 05.05.2017 N 884 в части видов и перечня выполняемых работ по благоустройству общественной территории в приложении N 9 к муниципальной программе включены следующие виды работ, ранее не предусмотренные программой:
- установка металлических пешеходных ограждений;
- ремонт существующей проезжей части;
- установка светового фонтана.
По второму нарушению Управление полагает, что допущено нецелевое использование выделенных средств субсидий на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий городского округа г. Стерлитамак - оборудование детских и спортивных городков, ограждений к ним в 2018 году на территориях МКД, не включенных в адресный перечень программы.
Муниципальной программы от 05.05.2017 N 884 в части благоустройства дворовых территорий установлено, что муниципальная программа содержит перечень дворовых территорий МКД, подлежащих благоустройству в 2017 году.
Включены дворовые территории 93 многоквартирных домов, прошедшие отбор (приложением N 5 к муниципальной программе), также установлен резервный перечень дворовых территорий, состоящий из 10 адресов, обустройство которых возможно в случае экономии средств, выделенных на мероприятия по благоустройству дворовых территорий от проведения конкурсных процедур.
Управление при проверке указало, что Администрацией осуществлены расходы по благоустройству дворовых территории городского округа г. Стерлитамак путем установки детских игровых площадок и декоративных ограждений в тех дворах, на территории которых не предусматривались работы по установке детских дворовых площадок и установке декоративных ограждений на сумму 4 688 743,63 рублей (из них 3 891 657,22 руб. - средства федерального бюджета): ул. Коммунистическая, д.12 и д.14; ул. Речная д.3 и д.5, ул. Суханова д. 15 и д.17, ул. Заводская д.23, ул. Николаева д.6, ул. Шафиева д.21, ул. Кочетова д.31 и д.34, ул. Артема д.3.
В отношении дворовых территорий установлено, что постановлением Администрации городского округа г. Стерлитамак от 17.05.2018 N 884 внесены изменения в муниципальную программу в части видов и перечня выполняемых работ по благоустройству дворовых территорий, а именно: включены следующие виды работ по отдельным дворовым территориям, ранее не предусмотренные программой: устройство детских площадок на дворовых территория МКД по ул. Коммунистическая, д.12; ул. Речная д.3 и д.5, ул. Суханова д. 15 и д.17, ул. Заводская д.23, ул. Николаева д.6, ул. Шафиева д.21.
Ранее установка детских площадок была предусмотрена муниципальной программой от 05.05.2017 N 884 только по адресам - ул. Б. Хмельницкого, д.48, ул. Дружбы д.17А, ул. Николаева д.10.
Относительно внесения изменений в муниципальную программу от 05.05.2017 N 884 постановлениями Администрации городского округа г. Стерлитамак от 29.01.2018 N 127, от 17.05.2018 N 884 в части видов работ Управление указало на отсутствие согласования внесения изменений с Министерством и невозможности внесения изменений в муниципальную программу после истечения срока ее реализации, что противоречит требованиям бюджетного законодательства.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 12 Правил N 169 муниципальные программы формирования современной городской среды должны быть утверждены не позднее 25.05.2017.
Как указывалось, в муниципальную программу от 05.05.2017 N 884 были дважды внесены изменения в 2018 г.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 12 Правил N 169, подпунктом 8 пункта 13 Порядка N 88 предусмотрено, что муниципальные программы благоустройства городской среды действуют в период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Разделом 6 муниципальной программы от 05.05.2017 N 884 установлено, что реализация программы предусмотрена на 2017 год без выделения этапов. Внесение изменений в части выполняемых работ по благоустройству дворовых и общественных территорий городского округа город Стерлитамак, а также в части перечня благоустраиваемых дворовых территорий Муниципальной программой от 05.05.2017 N 884 не предусмотрено.
Между тем, в разделе 10 муниципальной программы от 05.05.2017 N 884 предусмотрено, что если в ходе реализации программы возникнет экономия денежных средств, последние могут быть направлены на выполнение дополнительных видов работ по благоустройству той или иной дворовой территории либо на благоустройство дворовых территорий, предоставленных из дополнительного перечня дворовых территорий (приложение N 6 муниципальной программы от 05.05.2017 N 884).
Таким образом, в ходе исполнения муниципальной программы могут образоваться денежные средства, которые получатель субсидии вправе направить на исполнение и достижение целей предоставления субсидии.
В соответствии с абзацем вторым подпункта "д" и абзацем вторым подпункта "д (1)" пункта 10 Правил N 169 должны предусматривать в том числе перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий, иные виды работ), софинансируемых за счет средств, полученных субъектом Российской Федерации в 2017 году в качестве субсидии из федерального бюджета (подпункт "д", пункта 11 Правил N 169).
В пункте 10 Порядка N 88 также установлено, что дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, на которые направляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан в 2017 году, включает в себя оборудование автомобильных парковок, детских и (или) спортивных площадок, устройство и обустройство тротуаров, пешеходных дорожек.
Следовательно, несмотря на первоначальное отсутствие в отношении какой-либо дворовой территории спортивной площадки в качестве элемента оборудования спортивной или детской площадки, при экономии денежных средств в ходе реализации муниципальной программы от 05.05.2017 N 884 такая площадки могла быть оборудована на территории городского округа г. Стерлитамак.
Также как и в отношении благоустройства общественной территории было установлено, что в результате проведенной проверки достоверности сметной стоимости работ в ГАУ Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан образовалась экономия денежных средств на устройство огороженных спортивных площадок, установку светового фонтана на благоустраиваемой общественной территории.
Таким образом, в ходе реализации мероприятий муниципальной программы от 05.05.2017 N 884 возникла экономия денежных средств, на стадии формирования муниципальной программы установить экономию денежных средств не представлялось возможным.
Из акта проверки следует, что муниципальные контракты на работы, не предусмотренные первоначально муниципальной программой от 05.05.2017 N 884, были заключены в период октябрь - декабрь 2017 года, то есть в период действия муниципальной программы от 05.05.2017 N 884, когда и была установлена экономия денежных средств.
Внесение изменений в муниципальную программу от 05.05.2017 N 884 в 2018 было обусловлено, прежде всего, приведением в соответствие мероприятий, предусмотренных программой, с уже фактически реализованными за счет выявленной экономии денежных средств.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о реализации мероприятий в 2017 г. (муниципальные контракты заключены в октябре - декабре 2017 г.), предусмотренных муниципальной программой от 05.05.2017 N 884, за счет экономии денежных средств, а в 2018 г. были лишь внесены изменения в муниципальную программу в части указанных мероприятий.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Правил N 169 предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения, составленного в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, и содержащего обязательства субъекта Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), софинансируемых за счет средств федерального бюджета, и внесения в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования, и (или) показателей результативности государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии из федерального бюджета.
В данном случае, выполняя дополнительные работы по благоустройству, объем финансирования не изменился.
В соответствии с пунктом 2 муниципальной программы от 05.05.2017 N 884 под благоустройством дворовых территорий МКД понимается совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функциональной, экологической и эстетичной городской среды.
Данные мероприятия включают в себя следующее:
- архитектурно-планировочную организацию территории (ремонт пешеходных дорожек, благоустройство и техническое оснащение детских площадок);
- освещение территорий при наличии технической возможности;
- размещение малых архитектурных форм и объектов городского дизайна (скамеек, оборудования спортивно-игровых площадок).
По своему функциональному назначению внесенные изменения в 2018 г. мероприятия муниципальной программы от 05.05.2017 N 884 не изменяли.
Относительно нецелевого характера использования предоставленной субсидии суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с соглашением N 159 от 11.05.2017 Администрация обязуется использовать предоставленную субсидию по целевому назначению (пункт 1.1), субсидия носит целевой характер (пункт 1.2).
Целью предоставления субсидии является оказание финансовой помощи в поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.
Согласно муниципальной программе от 05.05.2017 N 884 целью реализации Программы является улучшение условий проживания населения, изменение внешнего облика муниципального образования. Для достижения этой цели необходимо выполнить мероприятия по ремонту и благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, а также общественной территории, входящей в перечень минимальных и дополнительных видов работ в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета.
Для оценки достижения цели и выполнения задач Программы на 2017 год предлагаются следующие индикаторы:
- доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий;
- количество благоустроенных дворовых территорий;
- количество комплектов проектно-сметной документации на выполнение ремонта дворовых территорий;
- площадь дорожного покрытия дворовых территорий МКД, которая будет отремонтирована в рамках Программы в 2017;
- общая доля дворовых территорий МКД, на которых созданы комфортные условия для отдыха и досуга жителей, от общего количества дворовых территорий МКД с учетом ремонта дворовых территорий 2017 года составит;
- количество граждан, которые будут обеспечены комфортными условиями проживания в МКД.
Прогнозируемые итоговые результаты реализации Программы предусматривают повышение уровня благоустройства муниципального образования.
В результате реализации Программы ожидается создание комфортных условий для работы и отдыха населения на территории муниципального образования.
Эффективность Программы оценивается по следующим показателям:
- уровень благоустроенности муниципального образования;
- комплексное благоустройство дворовых территорий в 93 МКД (приложение N 1 к настоящей Программе);
- повышение уровня комфортности проживания более 22,987 тыс. жителей за счет функционального зонирования дворовых территорий, комплексного благоустройства дворовых территорий.
В результате реализации Программы ожидается:
- улучшение экологической обстановки и создание среды, комфортной для проживания жителей города;
- совершенствование эстетического состояния территории муниципального образования.
Из представления не следует, что какие-либо из целей муниципальной программы от 05.05.2017 N 884, на реализацию которой была предоставлена субсидия, не были достигнуты, отсутствуют выводы о непроведении благоустройства заявленной общественной территории и придомовых территорий МКД, либо о направлении заявленных в представлении денежных средств на иные работы, не связанные с благоустройством придомовых (дворовых) территорий и общественной территории.
Согласно видам дополнительно выполненных работ они полностью соответствуют цели предоставления субсидии и ее задачам: улучшены условия проживания путем оборудования детских площадок МКД, изменен облик муниципального образования ввиду устройства общественной территории.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены. Если бюджетные средства были использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения, вывод об их нецелевом использовании не может быть признан правомерным, пусть даже при их использовании и были допущены какие-либо иные нарушения.
В данном же случае средства выделенной субсидии были направлены на реализацию муниципальной программы от 05.05.2017 N 884, целью которой являлось улучшение условий проживания населения, изменение внешнего облика муниципального образования, указанные Управлением в представлении работы, по содержанию являются мероприятиями, предусмотренными муниципальной программой от 05.05.2017 N 884.
Администрацией, в рамках исполнения муниципальных контрактов, были приняты и оплачены работы, предусмотренные муниципальной программой от 05.05.2017 N 884, что свидетельствует о целевом использовании средств субсидии.
Доводы подателя апелляционной жалобы о допущенных Управлением нарушениях при проведении контрольных мероприятий подлежат отклонению.
Так, проверки Администрации дважды заинтересованным лицом не допущено, поскольку муниципальное казенное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" является самостоятельным юридическим лицом, контрольные мероприятия проведены Управлением отдельно в отношении указанного лица и Администрации.
Так, проверка в муниципальное казенное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" проведена на основании приказа Управления от 18.04.2018 N 249 "О назначении плановой выездной проверки", в соответствии с пунктом 9 Плана контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2018 год, утвержденного руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан 29.12.2017, в целях выполнения централизованного задания, доведенного письмом Федерального казначейства от 06.03.2018 N 07-02-05/17-3624 "О направлении централизованного задания по пункту 39 Плана".
Тема проверки: использования средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. Проверяемый период: с 01.01.2017 по 31.12.2017. Период проведения проверки: с 23.04.2018 по 25.05.2018.
В связи с указанным, у заинтересованного лица, суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о нецелевом использования субсидии, учитывая, что полученная субсидия, была направлена в полном объеме на достижение цели муниципальной программой от 05.05.2017 N 884 (улучшение условий проживания населения, изменение внешнего облика муниципального образования) и в соответствии с мероприятиями программы (ремонт и благоустройство дворовых территорий МКД, а также общественной территории), то у заинтересованного лица отсутствовали основания для вынесения в адрес Администрации представления от 08.04.2019 N 0100-21-06/2671.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для признания представления Управления от 08.04.2019 N 0100-21-06/2671, как возлагающего на Администрацию необоснованную и незаконную обязанность принять меры по возврату предоставленных средств бюджета (15 990 381,38 рублей), использованных не по целевому назначению, недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2021 по делу N А07-22420/2019 отменить.
Требования Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан N 0100-21-06/2671 от 08.04.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22420/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: МКУ Отдел ЖКХ Администрации ГО г.Стерлитамак, Управление Федерального казначейства по РБ
Третье лицо: Министерство коммунального ЖКХ РБ