г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А40-33690/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ЗАО "Консалтинг Про"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2021 по делу N А40-33690/21
по заявлению ЗАО "Консалтинг Про" (ОГРН: 1037739948333, ИНН: 7743511632)
к МИФНС N 46 (ОГРН: 1047796991550, ИНН: 7733506810)
3-е лицо: ИФНС N 2 (ОГРН: 1047702057809, ИНН: 7702143179)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Шмелев Е.А. по дов. от 06.10.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Консалтинг Про" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (далее - Инспекция) с требованием о признании незаконным решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, принятого 14.09.2020 N128507; о признании незаконными действия по исключению ООО "Бизнес-Инвест групп", как недействующего юридического лица, из ЕГРЮЛ, а также по внесению записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 ФЗ от 08.08.2001 N129-ФЗ от 30.12.2020 за ГРН 2207714204223; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Консалтинг про" путем восстановления записи о регистрации ООО "Бизнес-Инвест групп" в ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО "Консалтинг Про" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель ИФНС N 46 по г.Москве считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заявитель и привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Межрайонная ИФНС России N 2 по г.Москве явку своих представителей не обеспечили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указывает заявитель, ООО "Бизнес-Инвест Групп" имеет перед задолженность перед ЗАО "Консалтинг Про" по договору аренды нежилых помещений в размере 224 000 рублей. В связи с неисполнением вышеуказанного требования Арендодатель начал подготовку к судебному процессу, в ходе которой установил, что решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 46 по городу Москве (ГРН записи 2207714204223) от 30.12.2021 арендатор был исключен из реестра юридических лиц.
Ранее, 14 сентября 2020 г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы РФ N 46 по городу Москве приняла решение N 128507 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Полагая решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, принятого 14.09.2020 N 128507, и действий Инспекции по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, а также по внесению записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ незаконными, заявитель обратился в суд.
Арбитражный суд г.Москвы, оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, не установил совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, заявления могут быть направлены в срок, не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 упомянутого Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Положения пунктов 1 - 3 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" являлись предметом проверки в Конституционном Суде Российской Федерации.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в судебных актах (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012, N 143-0-0, от 24.09.2013 N 1346-0, от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное вышеуказанной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Из обстоятельств дела следует, что в Инспекцию из ИФНС России N 2 по г. Москве поступили Справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов N 07573-С от 28.08.2020 и Справка о непредставлении ЮЛ в течение последних 12 месяцев документов отчетности N 07573-О от 28.08.2020 в отношении ООО "БИЗНЕСИНВЕСТ ГРУПП" по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
14.09.2020 Инспекцией было принято Решение N 128507 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ ГРУПП" из ЕГРЮЛ.
16.09.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2207714204223 в отношении ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ ГРУПП" о принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
16.09.2020 сведения о предстоящем исключении ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ ГРУПП" были опубликованы в Вестнике государственной регистрации ч.2 N 37(804) от 16.09.2020/9170.
Журнал Вестник государственной регистрации является официальным источником опубликования подобных извещений и размещение такого извещения по смыслу статьи 21.1 Закона о государственной регистрации признается публичным извещением.
Таким образом, Инспекцией реализован предусмотренный действующим законодательством механизм раскрытия информации о принятии решения о предстоящем исключении юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений о фактах деятельности юридических лиц и о принятии в отношении них соответствующих решений.
Доказательств невозможности ознакомления с извещением, размещенным в журнале Вестник государственной регистрации, равно как доказательств невозможности представления кредиторами соответствующего заявления в регистрирующий орган, суду не представлено.
В течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию, по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2, не поступало надлежащих заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ ГРУПП".
30.12.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2207714204223 в отношении ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ ГРУПП" о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий налогового органа и принятых им решений.
Как верно указал суд, наличие неисполненных обязательств у Общества перед кредиторами, само по себе не свидетельствует о незаконности принятии решения и неправомерности действий инспекции, поскольку заявитель не предпринял мер к реализации своих прав кредитора в установленный законом срок.
Действующее законодательство не возлагает на регистрирующий орган обязанность принимать меры по выявлению наличия у организации неисполненных обязательств, а у заявителя имелась возможность отслеживать информацию об ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ ГРУПП".
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, все заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об Обществе и принимаемых налоговой Инспекцией решениях о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии с статьей 21.1 Закона о государственной регистрации.
Таким образом, заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ ГРУПП" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением Общества из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из реестра.
Кроме того, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 N 305- КГ17-19408 по делу N А40-223887/2016 изложена правовая позиция, согласно которой исключение из ЕГРЮЛ не лишает кредитора права при последующем нахождении имущества должника воспользоваться средствами защиты, предусмотренными п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.
Аналогичные разъяснения о возможности распределения обнаруженного имущества должника в случае прекращения исполнительного производства вследствие административного исключения должника из ЕГРЮЛ содержатся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
Кроме того, дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса".
Доводы заявителя о том, что ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ ГРУПП" сдавало налоговые декларации за 2019 и 2020 г.г, что подтверждается почтовыми квитанциями, апелляционным судом отклоняются, поскольку из представленных заявителем почтовых квитанций невозможно установить факт отправки именно налоговой отчетности. Кроме того, доказательств получения налоговым органом деклараций не представлено, исполнение Обществом обязанности по представлению деклараций налоговым органом отрицается и не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Не подтверждается также имеющимися в материалах дела доказательствами факт осуществления Обществом операций по счетам.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которых оно основывает свои требования и возражения.
В нарушение указанной нормы заявителем не представлены доказательства осуществления деятельности ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ ГРУПП", в связи с чем доводы жалобы апелляционный суд признает несостоятельными.
В части требования заявителя о признании незаконными действий по внесению записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Согласно положениям п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу п. 3 ст. 5 Закон N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Иного порядка внесения исправлений в ЕГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает. Признание судом незаконными решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
При изложенных обстоятельствах Арбитражный суд г.Москвы пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2021 по делу N А40-33690/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33690/2021
Истец: ЗАО "КОНСАЛТИНГ ПРО"
Ответчик: ИФНС N 46
Третье лицо: ИФНС N2 по г.Москве, МИФНС N46 по г. Москве