г. Ессентуки |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А77-2141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.02.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации федеральной территории "Сириус" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.11.2023 по делу N А77-2141/2022, по исковому заявлению Администрации федеральной территории "Сириус" (ОГРН 1212300005455, ИНН 2367017789) к индивидуальному предпринимателю Татулян Аруту Сергеевичу (ИНН 231703171870, ОГРНИП 305231714400818), об устранений нарушений земельного законодательства, третье лицо - Татулян Самвел Арутович,
при участии в судебном заседании: от истца - Пупурей Н.А. по доверенности, от ответчика - Кузнецова А.В. по доверенности, в отсутствие третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе,
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.11.2023 отказано в удовлетворении заявления Администрации федеральной территории "Сириус" (далее - истец, администрация) к индивидуальному предпринимателю Татуляну Аруту Сергеевичу (далее - ответчик): - о признании незаконным использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1137, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Цветочная, земельный участок б/н; - о запрете осуществлять предпринимательскую, хозяйственную и иную коммерческую деятельность на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1137, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Цветочная б/н; - о запрете использовать объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0402032:1705, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Цветочная, д. 17/11 в целях осуществления предпринимательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности. Суд указал, что администрацией избран ненадлежащий способ защиты права.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда и удовлетворить заявление. Апеллянт ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, в том числе, указывает на несостоятельность выводов суда о том, что администрацией избран ненадлежащий способ защиты права. Также заявитель указывает, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 22.12.2020 N 437-ФЗ "О федеральной территории Сириус" (далее - Закон N 437-ФЗ) органы публичной власти федеральной территории "Сириус" осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа (в том числе по решению вопросов местного значения городского округа), определенные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и другими федеральными законами. В силу подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ в ведении органов местного самоуправления находится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа. В ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1137 площадью 686 кв.м, выявлено, что он имеет вид разрешенного использования - индивидуальная жилая постройка. Однако на данном участке расположено трехэтажное строение с кадастровым номером 23:49:0402037:1170, на фасаде которого имеется вывеска "Столовая", "Afina Hotel", что является признаком использования участка не по целевому назначению. Постановлением государственного земельного надзора управления Росреестра по Краснодарскому краю от 18.02.2022 N 16, предприниматель Татулян А.С. признан виновным в совершении административном правоотношений, выразившегося в не целевом использовании земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1137, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП.
Предприниматель в отзыве отклонил доводы апелляционной жалобы, указывая на их несостоятельность и отсутствие оснований для отмены решения суда.
В судебном заседании представители администрации и предпринимателя поддержали заявленные доводы.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в управление с заявлением от 06.05.2016 о выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки администрацией земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1137 площадью 686 кв.м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, выявлено, что на данном участке фактически ведется коммерческая деятельность, а именно расположена столовая, гостиница.
В ходе визуального осмотра установлено, что земельный участок частично огорожен, на участке расположены четырехэтажное строение с вывеской "Афина", адресная табличка - ул.Цветочная, 17/11, на фасаде трехэтажного дома (еще 1 этаж подземный) с кадастровым номером 23:49:0402037:1170.
Согласно выписке из ЕГРН по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Цветочная, д. 17/11 расположен 5-ти этажный жилой дом с кадастровым номером 23:49:0402032:1705, а не трехэтажное строение с кадастровым номером 23:49:0402037:1170. 5-ти этажный жилой дом с кадастровым номером 23:49:0402032:1705 согласно схеме расположения объекта недвижимости на земельном участке - лист 4 раздела 5 выписки из ЕЕРН, расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1137.Собственником является Татулян Самвел Арутович.
В обоснование исковых требований администрация указывает, что фактически земельный участок помимо основного вида разрешенного использования, указанного в ЕГРН, используется в соответствии с иным основным видом разрешенного использования.
Постановлением государственного земельного надзора управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.02.2022 N 16 предприниматель Татуляна А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании земельного участка, за которое предусмотрена ответственность по части 1 статьи 8.8 КоАП. Указанному лицу назначено административное наказание.
В связи с использованием земельного участка не по целевому назначению, нарушаются права администрации, которая полагает необходимым устранить допущенные нарушения путем запрета осуществлять предпринимательскую, хозяйственную и иную коммерческую деятельность на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1137. По мнению истца, противоправность и существенная угроза охраняемым законом отношениям заключается в нарушении правового режима использования участка предпринимателем, пренебрежительном отношении ответчика к выполнению обязанностей по использованию участка в соответствии с его целевым назначением, требований об охране земель.
Администрацией предпринимателю направлено письмо от 07.04.2022 N 01/01-12/838 о приведении правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1137 в соответствие с требованиями действующего законодательства (в части вида его разрешенного использования).
Однако нарушения использования данного участка не устранены, что и послужило основанием для обращения администрация в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что администрацией не учтено, что использование не по целевому назначению земельного участка влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.8 КоАП. Истец не наделен соответствующими полномочиями на обращение с настоящим иском в суд, поскольку контроль за надлежащим использованием земельных участков осуществляется органами исполнительной власти в рамках административных процедур в соответствии с их компетенцией. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Администрация вправе обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем. Действия заинтересованного лица предупреждают опасность причинения вреда и направлены на обеспечение охраны прав и интересов иных лиц (граждан и организаций). Истцом доказательств наличия угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия эксплуатацией спорных объектов в материалы дела не представлено.
Апелляционная коллегия считает, что данные выводы сделаны без учета следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1); обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (пункт 2); осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (пункт 7); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9); ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности (пункт 11).
Согласно части 1 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Из абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу абзаца 3 пункта 2, пунктов 3, 5 статьи 85 ЗК РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Как следует из части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49 ГрК РФ объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (пункт 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 288, 671 ГК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данные требования закона и разъяснения к ним содержатся и в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью той или иной категории земель и разрешенным использования способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно материалам проверки Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20.12.2021 N 77-389-2021 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1137, видом разрешенного использования - индивидуальная жилая застройка, собственником которого является Российская Федерация, расположен жилой дом с кадастровым номером 23:49:0402037:1170 и видом назначения жилое.
В жилом доме ведется коммерческая деятельность по предоставлению и реализации товаров и услуг (гостиница, магазин).
Деятельность на земельном участке осуществляется ответчиком без соответствующего разрешения и отсутствия зарегистрированных прав на недвижимое имущество.
Постановлением государственного земельного надзора центрального отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 18.02.2022 N 16 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Постановление об административном правонарушении ответчиком не обжаловано, вступило в законную силу.
С выездом на место установлено, что земельный участок огорожен, межевые знаки отсутствуют, доступ ограничен. На земельном участке располагается четырехэтажное строение, в помещениях которого ведется деятельность по предоставлению и реализации товаров и услуг (гостиница, магазин), трехэтажное строение, трехэтажное строение, к земельному участку с общедоступной территории имеется возможность обеспечения похода и проезда. Объект капитального строительства с кадастровым номером 23:45:0402032:1705 используется в отсутствие оформленных правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1137.
Таким образом, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка ответчиком не получено, разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию столовой не выдавалось, публичные слушания не проводились. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В силу статьи 10 ГК РФ каждый субъект гражданских правоотношений в своей деятельности обязан соотносить свои интересы с интересами общества и государства с тем, чтобы деятельность его не создавала предпосылок для нарушения права на благоприятную окружающую среду.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что здание и земельный участок по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Цветочная, д. 17/11 используются не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (не для проживания собственника и членов его семьи, а для осуществления предпринимательской деятельности).
Доказательств соблюдения градостроительного регламента, а также строительных норм, обеспечения пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно статье 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в данном случае эксплуатация спорного объекта производилась предпринимателем без разрешительной документации, с нарушением градостроительного и земельного законодательства, а также нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает потенциальную опасность жизни и здоровью граждан, суд апелляционной инстанции удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), а заявление администрации удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.11.2023 по делу N А77-2141/2022 отменить, принять новый судебный акт.
Запретить индивидуальному предпринимателя Татулян Аруту Сергеевичу (ИНН 231703171870, ОГРНИП 305231714400818) осуществлять предпринимательскую, хозяйственную и иную коммерческую деятельность на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1137, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Цветочная.
Запретить индивидуальному предпринимателя Татулян Аруту Сергеевичу (ИНН 231703171870, ОГРНИП 305231714400818) использовать объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0402032:1705, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Цветочная, д. 17/11 в целях осуществления предпринимательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-2141/2022
Истец: Администрация федеральной территории "Сириус"
Ответчик: Татулян Арут Сергеевич
Третье лицо: Татулян Самвел Арутович