г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А56-32214/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Смирнова А.Д. по доверенности от 09.03.2021
от заинтересованных лиц: 1) Мороз Е.В. по доверенности от 20.10.2020,
2) Комиссарова О.С. по доверенности от 22.12.2020
4) Овчаренко Г.В. по доверенности от 10.02.2021
3) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27163/2021) общества с ограниченной ответственностью "База "Мария" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2021 по делу N А56-32214/2021 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "База "Мария"
к 1)Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,
2) Администрации Калининского района Санкт-Петербурга,
3) государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга,
4)обществу с ограниченной ответственностью "Серна"
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "База "Мария" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 28.12.2020 по делу N 44-6999/20 о нарушении законодательства о контрактной системе, о признании незаконными действий государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Детский сад), выразившихся в отказе в принятии предоставленного Обществом обеспечения исполнения контракта по извещению N 0172200004320000238, об обязании Детского сада заключить с Обществом контракт как с победителем конкурса с ограниченным участием в электронной форме по извещению N 0172200004320000238.
К участию в деле привлечены Администрация Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) и ООО "Серна".
Решением суда от 15.06.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявление Общества удовлетворить. Податель жалобы указывает, что суд сделал неверный вывод о наличии оснований для признания Общества уклонившимся от заключения контракта. Ссылается на то, что заказчиком нарушены положения пункта 7 статьи 45 Закона 44-ФЗ о необходимости вынесения мотивированного отказа в принятии представленного обеспечения. Также указывает, что судом сделан неверный вывод о невозможности замены обеспечения исполнения обязательств по контракту на стадии его заключения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Управления, Администрации, ООО "Серна" просили оставить жалобу без удовлетворения.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация (уполномоченный орган) 03.11.2020 разместила на официальном интернет-сайте www.zakupki.gov.ru извещение N 0172200004320000238 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания для нужд Детского сада (заказчика); начальная (максимальная) цена контракта составила 28 104 072 руб. 62 коп.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с протоколом от 07.12.2020 N 0172200004320000238-5-1 подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме победителем закупки признано Общество.
В Управление 21.12.2020 поступила жалоба Общества (вх. N 46671-ЭП/20) на действия заказчика при проведении конкурса по извещению N 0172200004320000238, выразившиеся в необоснованном, по мнению Общества, отказе Детского сада в принятии представленной Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
По результатам рассмотрения жалобы Общества и проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки Управление 28.12.2020 вынесло решение по делу N 44-6999/20 о признании жалобы Общества необоснованной.
Не согласившись с указанным решением Управления, а также отказом Детского сада в принятии представленной Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии и признании победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке (часть 1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе, срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Пунктом 18.8 конкурсной документации предусмотрено, что безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения гарантом своих обязательств в части неисполнения принципалом своих обязательств по контракту:
а) если принципал не выполнил (ненадлежащим образом выполнил) предусмотренные контрактом обязательства при оказании услуг;
б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в оказанных услугах.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в качестве обеспечения исполнения контракта Обществом представлена банковская гарантия N GR0132-0043-20-7 от 11 декабря 2020 года, которой предусмотрено следующее положение: если Принципал нарушил установленные контрактом сроки, в том числе сроки устранения обнаруженных им недостатков в оказанных услугах.
Вместе с тем, конкурсной документацией установлено, что должно быть обеспечено обязательство: Если Принципал нарушил установленные Заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в оказанных услугах.
Таким образом, следует признать, что представленная Обществом банковская гарантия не обеспечивает обязательство, которое может возникнуть в связи с нарушением сроков устранения Принципалом недостатков, на которые будет указано Заказчиком.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку вышеуказанное условие представленной Обществом банковской гарантии противоречило требованиям конкурсной документации, предъявляемым к банковской гарантии, с которыми участник конкурса согласился при подаче заявки, у Детского сада имелись правовые и фактические основания для признания представленной банковской гарантии не соответствующей требованиям документации и для отказа в ее принятии.
Довод Общества о возможности замены обеспечения исполнения обязательств по контракту на стадии его заключения так же правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как указано в пункте 18.3 конкурсной документации способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями закона N 44-ФЗ участником конкурса, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Судом установлено, что на этапе заключения контракта по результатам конкурса Общество в соответствии с положениями конкурсной документации избрало в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по контракту предоставление банковской гарантии.
При этом, ни документацией, ни Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность замены обеспечения исполнения обязательств по контракту на стадии заключения контракта.
Довод Общества о несоблюдении заказчиком части 7 статьи 45 Закона N 44-ФЗ в части информирования заявителя о несоответствии банковской гарантии требованиям Закона N 44-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку по результатам признания банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения контракта, не соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ с учетом условий проводимого аукциона, Заказчик проинформировал в форме электронного документа о своем решении победителя аукциона путем размещения Протокола от 17.12.2020 о признании Общества уклонившимся от заключения контракта в ЕИС.
Порядок представления обеспечения исполнения контракта при проведении электронных процедур определения поставщика определен в части 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, согласно которой такое обеспечение исполнения контракта представляется победителем однократно вместе с подписанным проектом контракта в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта.
При этом ссылки Общества на нарушение Заказчиком части 7 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, поскольку не могут являться основанием для признания действий участника закупки правомерными. В рассматриваемом случае обязанность по представлению надлежащей банковской гарантии возникает у участника аукциона с момента признания его победителем; заявитель, будучи ознакомлен с данными требованиями, и подав заявку на участие в аукционе, конклюдентно согласился с упомянутыми требованиями, приняв на себя все риски наступления неблагоприятных последствий в случае несоответствия представленных им документов положениям электронной документации.
Причина признания заказчиком Общества уклонившимся от заключения контракта связана с действиями Общества, представившего первоначально банковскую гарантию, не соответствующую требованиям конкурсной документации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июня 2021 года по делу N А56-32214/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "База "Мария" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32214/2021
Истец: ООО "БАЗА "МАРИЯ"
Ответчик: Администрация Калининского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга, ООО "СЕРНА", Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу