г. Челябинск |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А76-11587/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бакальское рудоуправление" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2021 по делу N А76-11587/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Бакальское рудоуправление" - Сотников А.А. (доверенность N 4 от 01.01.2021, диплом);
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Челябинской области - Валиева Г.К. (доверенность от 13.01.2021, диплом), Толкачев О.А. (доверенность N 03-07/000075 от 11.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Бакальское рудоуправление" (далее - заявитель, общество, ООО "Бакальское рудоуправление") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Челябинской области (далее - инспекция, МИФНС N 18 по Челябинской области, налоговый орган) о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.01.2021 N 4, от 01.02.2021 N 143, от 02.12.2020 N 2705, от 12.01.2021 N 6, от 01.02.2021 N 26, от 10.03.2021 N 540 и от 05.04.2021 N 897 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Бакальское рудоуправление" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает ошибочным вывод суда о том, что заявителем при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) изначально не выполняется условие для применения коэффициента Кподз в части полного завершения добычи полезных ископаемых до 01.01.2024 и о необоснованности применения положений пункта 3 статьи 342.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которыми, значение понижающего коэффициента применяется только в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается завершить не позднее 01.01.2024, при этом, завершением признается завершение ликвидации (консервация) горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с утвержденным техническим проектом. Обращает внимание на то, что законом установлена дифференциация недропользователей, которые ликвидируют горные выработки или консервируют их, при этом, льготу могут получать как налогоплательщики, ликвидирующие объекты, так и налогоплательщики, которые планируют консервацию объектов, то есть, не полностью выработали балансовые запасы полезных ископаемых. Установленное законом требование об обработке подземным способом более 90% балансовых запасов на участке заявитель выполнил, что налоговым органом признается, а вывод инспекции о не подтверждении факта завершения добычи в установленный срок, основанный на отсутствии акта о консервации и на том обстоятельстве, что исходя из статистической отчетности до 01.01.2024 добыча руд на спорном месторождении полностью завершиться не может, неправомерен, поскольку акт о консервации может быть составлен до 01.01.2024 после завершения консервации. При этом, под завершением ликвидации инспекция понимает фактическую добычу всех запасов руды, ошибочно не принимая во внимание возможность консервации, при которой полная выработка руды не предусматривается. Как указывает податель жалобы, закон связывает консервацию горных выработок с истечением срока действия лицензии либо с волеизъявлением собственника, и обществом представлены пояснения о том, что причиной консервации шахты "Сидеритовая" являются экономическая составляющая, нецелесообразность дальнейшей разработки месторождения, а не выработка запасов руды. Имеются проектная документация на консервацию с исполнительным заключением экспертизы промышленной безопасности (которые в настоящий момент включены в реестр экспертиз и направлены на согласование в Роснедра, которыми в согласовании отказано по причине недостатков, но недостатки общество устранило) и общество своевременно выполняет мероприятия по консервации. То есть, по мнению общества, основания для применения понижающего коэффициента имеются, а поддержанный судом противоположный вывод инспекции является неправомерным. Помимо этого заявитель ссылается на наличие оснований для снижения штрафа в соответствии со статьей 112 НК РФ,
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители инспекции в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Бакальское рудоуправление" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027401176978 и состоит на налоговом учете в МИФНС N 18 по Челябинской области. На основании лицензий ЧЕЛ 01152 ТЭ, сроком действия с 07.02.2003 до 01.01.2025, и ЧЕЛ 11503 ТЭ, сроком действия с 17.04.2003 по 01.01.2025, общество осуществляет добычу железных руд на Ново-Бакальском месторождении (карьер Ново-Бакальский с открытым способом разработки; шахта "Сидеритовая" с подземным способом разработки) и на Шиханском месторождении (шахта "Сидеритовая" с подземным способом разработки).
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных обществом налоговых деклараций по НДПИ за март-сентябрь 2020 года, по результатам которых составлены акты N 3729 от 17.11.2020, N 4338 от 14.12.2020, N 3429 от 14.10.2020, N 3728 от 17.11.2020, N 4337 от 14.12.2020, N 5184 от 21.01.2021, N 1112 от 16.02.2021 и вынесены решения N 4 от 12.01.2021, N 143 от 01.02.2021, N 2705 от 02.12.2020, N 6 от 12.01.2021, N 26 от 01.02.2021, N 540 от 10.03.2021, N 897 от 05.04.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов, а также предложено уплатить НДПИ за март-сентябрь 2020 года и соответствующие пени.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/002078 от 26.03.2021, N 16-07/002071 от 26.03.2021, N 16-07/002285 от 01.04.2021, N 16-07/003389 от 14.05.2021, N 16-07/003675 от 28.05.2021, вынесенными по результатам рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщика, оспоренные решения инспекции утверждены.
Не согласившись с указанными решениями инспекции, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался выводом о законности и обоснованности решений инспекции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 этого Кодекса.
В настоящем случае основанием для доначисления заявителю НДПИ, соответствующих пеней и штрафов послужил выводы инспекции о неправильном применении обществом при исчислении налога понижающего коэффициента равного 0,1, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 342.1 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 336 НК РФ установлено, что объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи, признаются в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 342 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 4,8% при добыче кондиционных руд черных металлов.
При добыче кондиционных руд черных металлов указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), определяемый в соответствии со статьей 342.1 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 342.1 НК РФ при соблюдении условий, установленных данной статьей, коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), принимается равным 0,1 при добыче кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором балансовые запасы руд черных металлов для отработки подземным способом составляют более 90% балансовых запасов руд черных металлов на этом участке недр.
В целях применения указанной нормы используется показатель балансовых запасов руд черных металлов, утвержденных в установленном порядке, определяемый как сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2012.
В силу пункта 2 статьи 342.1 НК РФ значение коэффициента Кподз, установленное подпунктом 1 пункта 1 статьи 342.1 НК РФ, применяется в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается полностью завершить не позднее 01.01.2024. Завершением добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр признается завершение ликвидации (консервации) горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с техническим проектом, согласованным в установленном порядке.
Порядок подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату определяется Правительством Российской Федерации.
Исходя из указанных нормативных положений, право налогоплательщика применить понижающий коэффициент Кподз, равный 0,1, возникает при наличии обоснованного предположения, что выработка всех имеющихся балансовых запасов будет завершена (консервация будет осуществлена) в срок до 01.01.2024 с учетом имеющихся мощностей выработки.
Применение понижающего коэффициента Кподз в отношении добытых подземным способом руд черных металлов на шахте "Сидеритовая" общество обосновывает осуществлением мероприятий по консервации горных выработок.
Инспекцией подтверждены факты осуществления обществом на указанной шахте добычи подземным способом кондиционных руд черных металлов в количестве более 90% балансовых запасов руд черных металлов на этом участке недр, что является условием для применения понижающего коэффициента Кподз. Основанием для отказа обществу в применении понижающего коэффициента, и как следствие, для доначисления НДПИ, соответствующих пеней и налоговых санкций послужил вывод инспекции об изначальном невыполнении обществом условия для применения указанного коэффициента - завершение добычи до 01.01.2024.
Порядок подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату определен Постановлением Правительства Российской Федерации N 1204 от 21.12.2013 (далее - Порядок). В соответствии с этим Порядком, подтверждением завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату является подписание акта о ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с добычей кондиционных руд черных металлов. Акт подписывается должностным лицом Федерального агентства по недропользованию (его территориального органа) и должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориального органа).
Информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации торных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель, согласно пункту 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, подлежит обязательному включению в проектную документацию, подлежащую согласованию Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом).
В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
Статьей 20 Закона N 2395-1 предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено по инициативе владельца лицензии или по инициативе недропользователя по его заявлению.
Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 02.06.1999 N 33 утверждена Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами (действовала до 01.01.2021), в соответствии с которой, в случаях истечения срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении права пользования недрами на горных отводах с неотработанными запасами следует рассматривать возможность консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых (пункт 10). Консервация объекта может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам (пункт 12). Проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности; положительного заключения государственной экологической экспертизы; согласования с органами Госгортехнадзора России. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанные с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта (пункт 24).
Статьей 23.2 Закона N 2395-1 предусмотрено, что технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудно извлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользование участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, в соответствии с которым, проектная документация, до утверждения пользователем недр, подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган (пункт 5). В состав комиссии включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 6). Согласование проектной документации комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, или комиссиями, создаваемыми его территориальными органами, осуществляется с учетом критериев отнесения рассматриваемых вопросов к компетенции соответствующей комиссии, определяемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 7). В проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр; в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель (пункт 12). Для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган) или в уполномоченный орган соответственно заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов (пункт 15).
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ N 154 от 13.05.2010 "Об утверждении критериев отнесения вопросов согласования проектной документации к компетенции комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, и компетенции комиссии, создаваемых его территориальными органами". В силу этого Приказа комиссией Федерального агентства по недропользованию утверждается проектная документация по консервации горных выработок железных руд на шахте с запасами свыше 50 млн. тонн.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", экспертизе промышленной безопасности подлежат документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
Статьями 11 и 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесен проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28 "Об утверждении Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых" предусмотрено, что технические работы по ликвидации горных выработок могут производиться после решения вопросов о балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых и их дальнейшего учета в государственном балансе запасов полезных ископаемых. При консервации организаций по добыче полезных ископаемых списание запасов полезных ископаемых не производится (пункт 10). Подготовленные и готовые к выемке, а также незатронутые подготовительными и очистными работами запасы полезных ископаемых на ликвидируемых из-за нерентабельности организациях по добыче полезных ископаемых списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием (проектом) ликвидации, прошедшим экспертизу и согласованным с органами Госгортехнадзора России (подпункт "г" пункта 14).
Правилами безопасности при строительстве подземных сооружений (ПБ 03-428-02), утвержденными Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации N 49 от 02.11.2001 предусмотрено, что проектная документация на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию подземных сооружений подлежит экспертизе на промышленную безопасность в установленном порядке (пункт 1.2.17). Решение о консервации или ликвидации подземных сооружений должно приниматься той инстанцией, которая принимала решение об их строительстве, по согласованию с заинтересованными органами местной администрации (пункт 18.1). Проект ликвидации или консервации подземного сооружения утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации подземного сооружения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с территориальными органами Госгортехнадзора России (пункт 18.5).
Инспекцией установлено и обществом не оспаривается, что ООО "Бакальское рудоуправление велась, в том числе, разработка подземным способом Ново-Бакальского (Ново-Бакальский участок) и Шиханского (СевероШиханский, Средне-Шиханский участки) месторождений (технический проект "Техническое перевооружение шахты "Сидеритовой", ОАО Институт "Уралгипроруда", 2011 год) запасов сидеритов на основании лицензий серии ЧЕЛ 01152 ТЭ (срок действия с 07.02.2003 по 30.04.2016, продлена до 01.01.2025) и ЧЕЛ 11503 ТЭ (срок действия с 17.04.2003 по 01.01.2025).
Запасы железных руд (сидерит с массовой долей железа не менее 25%) Ново-Бакальского месторождения утверждены протоколом ГКЗ СССР от 29.06.1957 N 1872 в следующих количествах: B и C1 - 116485 тыс. тонн, С2 - 4873 тыс. тонн, а Шиханского месторождения - протоколом ГКЗ СССР от 31.03.1959 N 2637 в следующих количествах: B и C1 - 67416 тыс. тонн, С2 - 291 тыс. тонн. По результатам доразведки запасы железных руд Северного участка Шиханского месторождения (протокол от 24.06.1981 N 169) запасы определены в следующих количествах: B и C1 - 74091 тыс. тонн, С2 - 3272 тыс. тонн, а запасы Среднего и Южного участков Шиханского месторождения (протокол от 04.10.1963 N 4164): B и C1 - 241627 тыс. тонн, С2 - 85775 тыс. тонн.
По состоянию на 01.01.2012, согласно форме N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" за соответствующий период, балансовые запасы категории А, В, C1, С2 по спорным месторождениям составляют: Шиханское месторождение - B и C1 - 289843 тыс. тонн, С2 - 93150 тыс. тонн; Ново-Бакальское месторождение - B и C1 - 63666 тыс. тонн, С2 - 16328 тыс. тонн (с учетом разработки открытым способом менее 10%).
По данным налогоплательщика, обеспеченность шахты "Сидеритовая" запасами железных руд в контурах отработки по состоянию на 01.01.2011 составляет: Шиханское месторождение - 139208 тыс. тонн, Ново-Бакальское месторождение - 58729 тыс. тонн. Таким образом, общая обеспеченность шахты "Сидеритовая" в контурах отработки запасами сидеритов составляла 197937тыс.тонн.
Поскольку запасы железных руд шахты "Сидеритовая" составляют свыше 50 млн. тонн проект консервации горных выработок указанной шахты подлежит утверждению комиссией Федерального агентства по недропользованию.
Как установлено судом первой инстанции, представленный обществом технический проект консервации горных выработок шахты "Сидеритовая" ни на момент применения налогоплательщиком пониженного коэффициента, ни в ходе налоговых проверок, ни в ходе рассмотрения судебного дела не утвержден в законном порядке.
В частности, судом отмечено, что в протоколе заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 16.03.2021 N 32/21-стп изложен отказ в согласовании проектной документации "Технический проект консервации горных выработок шахты "Сидеритовая" на Шиханском и Ново-Бакальском месторождении железных руд в Саткинском районе Челябинской области", в связи с наличием ряда выявленных замечаний, в том числе указано на необходимость представления информации о прохождении представленной технической документации экспертизы промышленной безопасности опасного производственного объекта в установленном законодательством порядке. Соответственно, представленный технический проект консервации горных выработок шахты "Сидеритовая" не утвержден в законном порядке.
Общество ссылается на то обстоятельство, что им получено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документация на консервацию опасного производственного объекта "Рудник с подземным способом разработки (шахта Сидеритовая) общества с ограниченной ответственностью "Бакальское рудоуправление". Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, указанный документ на момент применения налогоплательщиком пониженного коэффициента отсутствовал, что подтверждается письмом Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской области на запрос от 13.06.2019 N 12-28/011544, согласно которому сведения о проведении работ по консервации (ликвидации) опасного производственного объекта "Рудник с подземным способом разработки (шахта "Сидеритовая")" отсутствуют.
При этом, согласно календарному плану добычи сидеритовых руд (Таблица 2.8.2 Раздела 5.7 проектной документации "Техническое перевооружение шахты "Сидеритовой"), балансовые запасы шахты "Сидеритовой" до горизонта +480-м составляют 119935 тыс. тонн, эксплуатационные запасы - 110340 тыс. тонн. Плановая добыча: за 2011 год составляет 860 тыс. тонн, 2012 год - 1150 тыс. тонн, 2013 год - 1500 тыс. тонн, 2014 год - 1850 тыс. тонн, 2015 год - 2200 тыс. тонн, 2016 год - 2500 тыс. тонн, 2017 год - 2500 тыс. тонн, 2018 год - 2500 тыс. тонн, плановый остаток эксплуатационных запасов на 01.01.2019 составит 95280 тыс. тонн.
Согласно заданию на разработку проекта производительность должна быть 2500 тыс. тонн сырой руды (сидеритов) в год, в период 2019- 2056 годы планируется добыча 95000 тыс. тонн.
Согласно представленным налогоплательщиком декларациям по НДПИ за 2015-2019 годы, фактически добыты следующие объемы сидерита: в 2015 году - 1125 тыс. тонн, в 2016 году - 721 тыс. тонн, в 2017 году - 462 тыс. тонн, в 2018 году - 382 тыс. тонн, в 2019 году - 268 тыс. тонн.
Учитывая эксплуатационные остатки на 01.01.2019 в количестве 95280 тыс. тонн и плановую добычу в количестве 2500 тыс. тонн в год, инспекция пришла к выводу о том, что выработать до 01.01.2024 данный объем запасов технически невозможно, что подтверждается сведениями, содержащимися в пункте 2.16 "Перспективы развития шахты "Сидеритовая" проектной документации, согласно которому при проектной производительности 2500 тыс.тонн/год рудник обеспечен запасами до 2057 года и дальнейшая перспектива развития шахты связана со вскрытием запасов ниже горизонтов +480 м, составит 349354 тыс. тонн балансовых запасов, 322906 тыс. тонн эксплуатационных запасов, добыча которых продлится до 2186 года. То есть, налогоплательщиком осуществляется подземная добыча руды, которая в соответствии с техническим проектом предусмотрена до 2186 года.
В этой связи инспекция указала на несоблюдение заявителем предусмотренного пунктом 2 статьи 342.1 НК РФ условия для применения понижающего коэффициента Кподз - наличие обоснованного предположения, что добыча будет полностью завершена не позднее 01.01.2024.
Заявитель обращает внимание на то обстоятельство, что общество осуществляет консервацию шахты "Сидеритовая" по экономическим причинам (нецелесообразность дальнейшей разработки месторождения), и подтверждением завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату является подписание акта о консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с добычей кондиционных руд черных металлов в срок до 01.01.2024.
Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 342.1 НК РФ, акт о ликвидации (консервации) должен быть составлен не позднее 1 января 2024 года при полной добыче всех запасов, имеющихся на балансе по состоянию на 01.01.2012, что, с учетом заявленной производственной мощности и наличия балансовых запасов по спорным месторождениям, невозможно.
Подписание акта о ликвидации (консервации) до 01.01.2024 по иным причинам, отличным от полной выработки имеющихся балансовых запасов по состоянию на 01.01.2012, не будет являться подтверждением выполнения условия, установленного пунктом 2 статьи 342.1 НК РФ.
Из материалов дела и пояснений общества следует, что основанием консервирования шахты является экономическая составляющая, а не окончание добычи руды, то есть, полного завершения добычи всех балансовых запасов до 01.01.2024 не произойдет.
Суд первой инстанции рассмотрел и обоснованно отклонил также довод заявителя о возможности пересчета и уплаты в бюджет налога с применением коэффициента Кподз в случае не подписания к 2024 году акта о ликвидации или консервации горных выработок, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 342.1 НК РФ, в случаях, если по состоянию на 1 января 2024 года налогоплательщик не завершил добычу кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором применялся коэффициент, установленный подпунктом 1 пункта 1 статьи 342.1 НК РФ, либо если налогоплательщик самостоятельно отказался от применения коэффициента, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 342.1 НК РФ, сумма налога, исчисленная по этим рудам, подлежит перерасчету исходя из коэффициента Кподз, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 342.1 НК РФ, начиная с того налогового периода, в котором впервые был применен коэффициент Кподз, установленный подпунктом 1 пункта 1 статьи 342.1 НК РФ, и уплате в бюджет с применением ставки пени, равной одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Указанные положения применяются в тех случаях, когда налогоплательщиком изначально выполнялись условия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 342.1 НК РФ, на основании чего налогоплательщиком применялся указанный коэффициент, однако, по каким-либо причинам им не завершена добыча кондиционных руд черных металлов по состоянию на 01.01.2024. В настоящем случае указанные условия применения коэффициента Кподз обществом не выполнялись изначально (завершение добычи кондиционных руд черных металлов на спорных месторождения к 01.01.2024 изначально не планировалось).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно поддержал позицию налогового органа об отсутствии оснований для применения обществом в спорные налоговые периоды понижающего коэффициента Кподз по рассматриваемым месторождениям ввиду несоблюдения предусмотренного пунктом 2 статьи 342.1 НК РФ условия для применения этого коэффициента - наличие обоснованного предположения о завершении добычи не позднее 01.01.2024.
Позиция суда первой инстанции соответствует правовой позиции, выраженной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 N 305-КГ17-19093 и от 26.04.2018 N 305-КГ18-4140.
В этой связи доначисление НДПИ, соответствующих пеней и налоговых санкций произведено инспекцией при наличии законных оснований.
В отношении произведенного налоговым органом расчета НДПИ, пеней и штрафов у заявителя возражений не имеется.
Заявитель полагает возможным в настоящем случае снижение штрафа с применением положений статьи 112 НК РФ.
Этому доводу общества судом первой инстанции также дана надлежащая оценка.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9, учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
В рассматриваемой ситуации при применении мер ответственности инспекцией учтены уже смягчающие налоговую ответственность обстоятельства - тяжелое материальное положение, экономическая, производственная, социальная значимость предприятия, благотворительная деятельность. С учетом этих обстоятельств размер штрафов по каждому оспоренному решению уменьшен налоговым органом в 8 раз.
Дополнительных оснований для снижения размера штрафов заявителем не приведены, в связи с чем суд первой инстанции не усмотрел оснований для переоценки позиции инспекции в указанной части.
Судом отмечено, что размер примененных санкций соразмерен допущенным нарушениям, дальнейшее их снижение нарушит принципы соразмерности и справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей функции пресечения и предупреждения правонарушений, а также баланс частных и публичных интересов.
Поскольку выводы суда в этой части должным образом аргументированы, основаны на внутреннем убеждении и соответствует материалам дела, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При обращении в суд с апелляционной жалобой ООО "Бакальское рудоуправление" предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Учитывая необоснованность жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, с заявителя подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2021 по делу N А76-11587/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бакальское рудоуправление" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Бакальское рудоуправление" (ОГРН 1027401176978) в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11587/2021
Истец: ООО "Бакальское рудоуправление"
Ответчик: МИФНС N18 по Челябинской области