г. Челябинск |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А07-19344/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 11" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2021 по делу N А07-19344/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 11" (далее - заявитель, ООО "СУ N 11", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) о: 1) признании незаконным решения от 13.07.2020 N 11/17 об отказе в согласовании выполненной перепланировки (переустройства) нежилого помещения общей площадью 166,2кв.м, кадастровый номер 02:55:000000:7614, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. З. Биишевой, д.6, литер А; 2) обязании согласовать выполненную перепланировку (переустройство), сохранив нежилое помещение общей площадью 166,2кв.м, кадастровый номер 02:55:000000:7614, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. З. Биишевой, д.6, литер А, в перепланированном состоянии согласно технического паспорта от 09.12.2019 Приуральского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Центр технической инвентаризации и землеустройства по республике Башкортостан (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований - т.3 л.д.91-95).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью Домоуправление "Южный".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2021 (резолютивная часть решения объявлена 05.07.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "СУ N 11" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Обращает внимание на следующие обстоятельства: основанием для отказа в согласовании переустройства (перепланировки) послужил вывод о несоответствии проекта перепланировки требования закона; в опровержение этого вывода обществом представлено заключение о проведенном обследовании основных несущих конструкций нежилого помещения на предмет их технического состояния после выполнения мероприятий по перепланировке, которым установлено, что работы по перепланировке выполнены в соответствии с требованиями закона, не нарушают эксплуатационную надежность здания, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, то есть безопасность перепланировки обеспечена; также представлялось заключение ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" от 05.06.2020 на проект перепланировки, в соответствии с которым проект соответствует нормативным требованиям; доказательств несоответствия проекта нормативным требованиям не представлено.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "СУ N 11" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1070277000331, и в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, владеет на праве собственности нежилым помещением, расположенном на цокольном этаже многоквартирного дома по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. З. Биишевой, д.6, литер А.
Как указывает заявитель, в период 2013-2018г.г. общество произвело перепланировку (переустройство) этого нежилого помещения без оформления разрешительной документации.
06.07.2020 общество обратилось в Администрацию с заявлением о согласовании Проекта по выполненной перепланировке помещения (разработчик АПБ "Первый эксперт"). Также общество представило техническое заключение по результатам проведения обследования основных несущих и ограждающих конструкций нежилого помещения литера цокольного этажа 4-х этажного жилого здания, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, ул. Зайнаб Биишевой, д.6, на предмет их технического состояния после мероприятий по перепланировке (разработчик ООО ИБ "СтройТех-ХХ1") (т.1 л.д.132).
Решением Межведомственной комиссии по вопросам оформления городских территорий Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2020 N 11/17 в согласовании выполненной обществом перепланировки (переустройства) помещения было отказано (т.1 л.д.133).
Считая такой отказ незаконным, ООО "СУ N 11" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о недоказанности совокупности условий, свидетельствующих о незаконности оспоренного решения Администрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В настоящем случае предметом спора является Решение Администрации от 13.07.2020 N 11/17 об отказе в согласовании выполненной обществом перепланировки (переустройства) нежилого помещения по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. З. Биишевой, дом 6, литер А.
Согласно статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу частей 1 и 2 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В силу части 1 статьи 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
На территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан действует Положение о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, утвержденные Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11.09.2019 N 44/4 (далее - Положение N 44/4), согласно части 3 статьи 6 которого, заявитель, инициирующий проведение переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, направляет в Администрацию непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление установленного Правительством Российской Федерации образца. В случае, если заявитель обращается непосредственно в Администрацию, в заявлении указываются реквизиты заявителя, юридический и (или) фактический адрес, контактные телефоны. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием даты приемки. К заявлению прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на переустраиваемые и (или) перепланируемые нежилые помещения или жилые помещения с целью перевода их в нежилые помещения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 2) подготовленный и оформленный проект переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений или жилых помещений с целью перевода их в нежилые помещения, а если переустройство и (или) перепланировка нежилых помещений или жилых помещений с целью перевода их в нежилые помещения невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения или жилого помещения с целью перевода его в нежилое помещение, предусмотренном частью 2 статьи 40 ЖК РФ; 3) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения; 4) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений или жилых помещений с целью перевода их в нежилые помещения, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры; 5) техническое заключение о возможности проведения работ по переустройству и (или) перепланировке нежилых помещений или жилых помещений с целью перевода их в нежилые помещения выполненное организацией, имеющей свидетельство саморегулирующей организации на данный вид деятельности.
В силу части 9 статьи 6 Положения N 44/4 отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, нежилых помещений с целью перевода их в жилые помещения или жилых помещений с целью перевода их в нежилые помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 3 настоящей статьи документов; 2) поступления в Межведомственную комиссию ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для согласования переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, нежилых помещений с целью перевода их в жилые помещения или жилых помещений с целью перевода их в нежилые помещения. Отказ допускается в случае, если Межведомственная комиссия после получения указанного ответа уведомила заявителя о получении такого ответа, предложила заявителю представить документ, предусмотренный частью 5 настоящей статьи, и не получила от заявителя такой документ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня направления уведомления; 3) представления документов в ненадлежащий орган; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, нежилых помещений с целью перевода их в жилые помещения или жилых помещений с целью перевода их в нежилые помещения требованиям законодательства и части 9 настоящей статьи.
В настоящем случае общество фактически произвело перепланировку (переустройство) спорного нежилого помещения, после чего обратились в Администрацию за получением согласования.
Администрация отказала в согласовании фактически выполненной обществом выполненной перепланировки (переустройства) нежилого помещения по следующим основаниям: работы по перепланировке (переустройству) помещения выполнены без оформления разрешительной документации; согласно техническому паспорту выполнены работы по устройству проема во внутренней несущей стене, тогда как переустройство помещений при котором нарушается прочность, устойчивость несущих конструкций здания, не допускается. При этом, в качестве основания для отказа указан подпункт 4 части 9 статьи 4 Положения N 44/4
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1). Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2).
Частями 2 и 3 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
То есть, переустройство (перепланировка) нежилого помещения, и связанный с изменением параметров общего имущества многоквартирного дома и режима пользования этим имуществом, возможна только при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, любые стены и ограждающие конструкции (перегородки, перекрытия), как несущие, так и ненесущие, являющиеся частями помещений из состава общего имущества или наружными ограждающими конструкциями, входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Заявителем фактически произведена перепланировка (переустройство) принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме в отсутствие предварительного согласовании, без получения разрешительной документации, что само по себе противоречит пункту 1.7.1 Правил N 170. При этом, согласно представленному с заявлением о согласовании техническому паспорту, выполнены работы по устройству проема во внутренней несущей стене. То есть, произведенная обществом перепланировка затронула входящую в состав общего имущества многоквартирного дома несущую конструкцию. При этом, протокол внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждающий получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в Администрацию в нарушение требований части 2 статьи 26, статьи 40 ЖК РФ и пункта 2 части статьи 6 Положения N 44/4 не представлен, что свидетельствует о наличии предусмотренного пунктом 1 части 9 Положения N 44/4 основания для отказа в согласовании переустройства (перепланировки) нежилого помещения.
Обществом предоставлено техническое заключение по результатам проведения обследования основных несущих и ограждающих конструкций нежилого помещения на предмет их технического состояния после выполнения мероприятий по перепланировке от 02.06.2020, согласно которому, по результатам визуального инструментального обследования установлено, что строительные работы по перепланировке обследуемого нежилого помещения выполнены в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, не нарушают эксплуатационной надежности здания, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, т.е. безопасность обеспечена.
В этой связи общество обоснованно указывает на неправомерность отказа в согласовании перепланировки (переустройстве) помещения по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 9 статьи 6 Положения N 44/4.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку требования ЖК РФ, а также Положения N 44/4, заявителем не соблюдены (перепланировка (переустройство) помещения фактически произведена в отсутствие предварительного согласования и не представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждающий согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на такое переустройство (перепланировку)), оспоренное решение Администрации об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) помещения следует признать соответствующим закону, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании этого решения недействительным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2021 по делу N А07-19344/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 11" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19344/2020
Истец: ООО Строительное управление N 11
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа РБ
Третье лицо: ООО ДОМОУПРАВЛЕНИЕ "ЮЖНЫЙ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ