30 сентября 2021 г. |
А43-7316/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лега" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.07.2021 по делу N А43-7316/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лега" (ОГРН 1025201749320, ИНН 5249028620) о признании незаконным бездействия Приволжской электронной таможни, выразившегося в непредоставлении заявителю государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию сотрудников таможенных органов.
В судебном заседании принял участие представитель Приволжской электронной таможни - Рыбачок Е.П. по доверенности от 28.12.2020 N 01-08-30/18000 сроком действия до 31.12.2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Лега", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Приволжской электронной таможни, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Лега" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Приволжской электронной таможни (далее - Таможня), выразившегося в непредоставлении государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию сотрудников таможенных органов.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель жалобы утверждает, что пункт 30 Административного регламента, утвержденного Приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1128 (далее - Административный регламент), содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Вопрос, с которым обратилось Общество, в этот перечень не попадает и относится к компетенции таможенных органов. Ограничения, введенные ввиду неблагоприятной эпидемиологической обстановки, также не входят в перечень оснований для отказа в предоставлении консультации.
Общество поясняет, что оно представило все необходимые доказательства обращения в Таможню именно за консультацией. Однако, при обращении представителей Общества за устной консультацией в Таможню, последней были нарушены требования Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и Административного регламента в части непредоставления Обществу услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию сотрудников таможенных органов.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать.
Представитель Таможни в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу требований статьи 11 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" деятельность таможенных органов основана на принципах законности; равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов; недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела; совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 359 ТК ЕАЭС, статьей 264 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" таможенные органы осуществляют консультирование лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование осуществляется бесплатно в устной, письменной и электронной формах. Информация, представленная лицам при осуществлении консультирования, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органов или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
Приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1128 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Согласно указанному Административному регламенту консультация обратившимся за ее получением лицам предоставляется либо в письменном виде по форме, установленной приложением N 4 к Административному регламенту, либо при устном обращении лица о предоставлении консультации по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в специально выделенном помещение, где проводится консультирование.
Как следует из материалов дела, 26.11.2019 Общество по товарной накладной N 4472 приобрело у общества с ограниченной ответственностью "Орис Пром" товар - резиновую крошку марки РК-0.4.
Общество 04.09.2021 направило в Приволжский таможенный пост (ЦЭД) Приволжской электронной таможни (далее - Таможня, таможенный орган) декларацию на товары N 10418010/040920/0247066 на вывоз товара за пределы Российской Федерации в Италию в количестве 90 кг в качестве образца.
Выпуск Товара 05.09.2020 не был разрешен. Согласно уведомлению таможенного органа декларируемый товар по коду и наименованию соотносится с разделом 2.3 "Опасные отходы" Перечня, утвержденного Решением Коллегии евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (далее - Перечень N 30), в связи с чем у Общества запрошен к таможенному декларированию разрешительный документ, предусмотренный разделом 2.3 "Опасные отходы" Перечня N 30.
Обращаясь в суд, Общество утверждало, что 25.10.2020 оно обратилось за консультацией в таможенный орган.
Таможенный орган факт обращения Общества за консультацией в порядке, установленном требованиями Административного регламента, Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (адлее - Федеральный закон N289-ФЗ), статьей 359 ТК ЕАЭС, отрицал.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Обществом в нарушение требований статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено документальных доказательств обращения в Таможню за консультацией, в порядке, установленном Административным регламентом, Федеральным законом N 289-ФЗ, статьей 359 ТК ЕАЭС.
Требования Административного регламента, Федерального закона N 289-ФЗ, статьи 359 ТК ЕАЭС опубликованы и доступны для ознакомления.
В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой личный прием граждан в Таможне не осуществлялся, в связи с чем Общество имело возможность направить письменное обращение в порядке, установленном Административным регламентом.
Полная информация о порядке консультирования в таможенном органе отражена на информационных стендах, а также на данных стендах размещен образец запроса о предоставлении консультации, указаны адреса официальных интернет-сайтов ФТС России и Приволжского таможенного управления, электронные адреса Таможни, посетителям для пользования на информационном столе доступны и предложены информационные листы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы указанная информация размещена в тамбуре здания Таможни, куда доступ посетителей не ограничен. Данное обстоятельство усматривается из представленных в дело фотографий.
Как установлено судом первой инстанции по сведениям, содержащимся в журналах по консультированию за 2018 и 2019 годы, представители Общества ранее обращались в Таможню за предоставлением консультации, в связи с чем Обществу был известен порядок обращения в таможенный орган за консультированием по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию сотрудников таможенных органов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что таможенным органом не допущено незаконного бездействия, выразившегося в непредоставлении Обществу государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию сотрудников таможенных органов.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.07.2021 по делу N А43-7316/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лега" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7316/2021
Истец: ООО "ЛЕГА"
Ответчик: Начальник отдела торговых ограничений, экспортного контроля и защиты прав интеллектуальной собственности Приволжской электронной таможни Вдовина Ирина Юрьевна, ПРИВОЛЖСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ