г. Владивосток |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А51-5645/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан",
апелляционное производство N 05АП-5996/2021
на решение от 07.07.2021
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-5645/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" (ИНН 2539009984, ОГРН 1022502127592)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408)
о признании недействительным требования,
при участии:
от ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан": Бардаков Е.В. по доверенности от 24.09.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 18480), паспорт,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Океан" (далее - заявитель, ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю), изложенного в письме от 11.02.2021 N 1283, об устранении несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выявленных при проведении экспертизы от 04.02.2021 N 52/7.2, направлении информации об устранении несоответствий в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю.
Решением суда от 07.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что реализация должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставленного частью 1 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), возможна только в рамках проверки, проведенной в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Также считает, что результаты экспертизы и вынесенное на их основании требование Управления существенно затрагивают права и законные интересы ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" в сфере экономической деятельности, поскольку созданы препятствия в проведении очередной тематической смены для детей.
Через канцелярию суда от Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела. Управление по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы, принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.09.2021 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, направило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия, удовлетворяя заявленное ходатайство, с учетом мнения представителя апеллянта, на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие управления.
В судебном заседании представитель ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
На основании заявки ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" от 27.01.2021 N 184-с и по поручению Управления от 27.01.2021 N 25-00-13/30-172-2021, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" 29.01.2021 и 02.02.2021 проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иного имущества ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" на предмет соответствия требованиям СП 2.4.3648- 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОУ1Р-19)".
04.02.2021 Управлением выдано экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы вида деятельности N 52/7.2, а также требование от 11.02.2021 N 1283 об устранении выявленных при проведении экспертизы несоответствий требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предоставлении в Управление соответствующей информации.
Не согласившись с требованиями Управления, а также с результатами экспертизы, 19.02.2021 учреждением в адрес Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю направлено заявление N 5/рп об отмене результатов проверки.
02.03.2021 в адрес ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" поступил ответ Управления от 24.02.2021 исх. N 1681, которым заявление Центра об отмене результатов проверки отклонено.
В ответе Управление указало, что при проведении ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" экспертизы, направлении требования об устранении выявленных экспертами недостатков, руководствовалось положениями статьи 51 Закона N 52-ФЗ, а контрольные мероприятия, которые регламентируются Законом N 294-ФЗ в данном случае не проводились.
Не согласившись с требованием административного органа изложенным в письме от 11.02.2021 N 1283, считая его незаконным и нарушающим права ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" в сфере экономической деятельности, последний обратился в суд с рассматриваемы заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в силу статьи 1 названного Закона понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В статье 11 Закона N 52-ФЗ определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей и благополучия человека.
Анализ названных законоположений и материалов дела свидетельствует о том, что оспариваемое требование, изложенное в письме от 11.02.2021 N 1283, выдано Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в рамках проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В силу пункта 1 статьи 42 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в том числе в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 52-ФЗ на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьями 18, 20, 26 - 28 и 40 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 52 этого закона порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".
В соответствии с пунктом 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (далее - Порядок N 224), санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность, в том числе, организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Закона N 52-ФЗ, техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В соответствии с указанной нормой экспертное заключение - документ, выдаваемый, в том числе, аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам.
Согласно пункту 9 Порядка N 224 санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает: проведение экспертизы представленных документов; проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний; обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что целью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и составления экспертного заключения по ее результатам является подтверждение соответствия (несоответствия) предмета исследования установленным требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок согласно пункту 4 Порядка проведения экспертиз могут быть, в частности, заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
В пункте 8 Порядка проведения экспертиз указано, что результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).
Из материалов дела усматривается, что на основании заявки ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" от 27.01.2021 N 184-с и по поручению Управления от 27.01.2021 N 25-00-13/30-172-2021, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" 29.01.2021 и 02.02.2021 проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иного имущества ФГБОУ ВДЦ "Океан" на предмет соответствия требованиям СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОУ1Р-19)".
В соответствии со статьей 39 Закона N 52-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1/2.4.3598-20), а также санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20).
Согласно пункту 3.5 СП 3.1/2.4.3598-20 заезд (выезд) всех детей и сотрудников в организации отдыха детей и их оздоровления должен осуществляться одновременно на весь период смены с перерывом между сменами не менее 2 календарных дней. Выход (выезд) детей, а также персонала (при проживании персонала на территории организации отдыха детей и их оздоровления) за пределы организации отдыха детей и их оздоровления в период смены не допускается.
В соответствии с пунктом 1.5 СП 2.4.3648-20 работники хозяйствующих субъектов должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи - ежегодно) вакцинации и иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
По результатам, проведенной на основании заявления ФГБОУ "ВДЦ "Океан" санитарно-эпидемиологической экспертизы, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" было выдано экспертное заключение от 04.02.2021 N 52/7.2, из заключительной части которого следует, что помещения, оборудование и иное имущество для осуществления деятельности отдыха детей и их оздоровления на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 10 не соответствуют требованиям СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (п. 1.5); СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования и устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" (п. 3.5). Доказательств обратного суду не представлено.
При этом коллегией установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам проведенной экспертизы, как предусмотрено пунктом 2 статьи 42 Закона N 52-ФЗ, ФГБОУ ВДЦ "Океан" не выдавалось, поскольку в заявлении от 27.01.2021 N 184-с заявитель просил лишь провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что предметом настоящего спора является законность документа, в котором в уведомительном порядке указано на необходимость устранения учреждением нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства в целях недопущения возможных правовых последствий, предусмотренных законом, но не данным документом.
Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела требование, изложенное в письме от 11.02.2021 N 1283, направлено на устранение нарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выявленных санитарно-эпидемиологической экспертизой, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.07.2021 по делу N А51-5645/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5645/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР "ОКЕАН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ