г. Ессентуки |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А61-1665/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Цигельникова И.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Союза потребительских обществ РСО-Алания в лице членов Совета Союза Бораевой Зои Георгиевны, Кодзасова Маирбека Николаевича, Кубалова Казбека Махарбековича, Сугаева Ахсарбека Андреевич, Хубаевой Валентины Дмитриевны, общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинского Союза потребительских обществ "Республиканская торгово-закупочная база" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2021 по делу N А61-1665/2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики обратилось Союз потребительских обществ РСО-Алания в лице членов Совета Союза Бораевой Зои Георгиевны, Кодзасова Маирбека Николаевича, Кубалова Казбека Махарбековича, Сугаева Ахсарбека Андреевич, Хубаевой Валентины Дмитриевны, общество с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинского Союза потребительских обществ "Республиканская торгово-закупочная база" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Федеральной налоговой службе России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания, Межрайонной ИФНС по г.Владикавказу (далее - налоговый орган) о признании недействительными решения решением о государственной регистрации от 15.04.2021 N 811А налогового органа и записи о внесении изменений в ЕГРЮЛ за ГРН 2211500026989 от 15.04.2021 о директоре Карсанти A.M., имеющем право действовать без доверенности.
Заявленные требований мотивированы тем, что оспариваемые действия и решение налогового органа, приняты с нарушением Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. МРИ ФНС России по г. Владикавказу располагало неопровержимыми сведениями о действительном составе Совета Севоспотребсоюза, избранном на общем собрании от 05.03.2020. Вступившими в законную силу судебными актами по делу А61-2056/2020 и А61-1954/2020 установлено, что данный состав является легитимным, на это указано в возражениях по форме Р38001.
Решением Арбитражного суда от 29.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что на дату вынесения Управлением решения по жалобе Заявителей, нарушений их прав и законных интересов не выявлено.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда от 29.07.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
В суд апелляционной инстанции поступили пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинского Союза потребительских обществ "Республиканская торгово-закупочная база" и приложены светокопий почтовой квитанции с описью вложения о направлении протокола от 05.03.2020 в Управление Минюста по РСО-Алания, копии уведомления б/н от 14.04.2020, почтовой квитанция с описью вложения о направлении протокола от 05.03.2020 в МРИ ФНС России по г. Владикавказу, копии письма о направлении Положения о Совете Севоспотребсоюза в Управление Минюста по РСО-Алания от 23.06.2020, квитанции о направлении данного письма от 25.06.2020.
Вышеуказанные сведения в пояснении расценены судом апелляционной инстанции как ходатайство о приобщении дополнительных доказательств. Учитывая, что указанные доказательства представлены в целях подтверждения правовой позиции по апелляционной жалобе и они имеют значение для принятия законного и обоснованного судебного акта, суд апелляционной инстанции признает причину невозможности их представления в суд первой инстанции уважительной. О принятии новых доказательств вынесено протокольное определение.
При этом, приобщая дополнительные доказательства, суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно правовой позиции изложенной в абзаце 5 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции. Непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
18.03.2021 в Инспекцию в электроном виде поступил (вх. N 811 А) пакет документов, состоящий из заверенного нотариально Заявления по форме Р13014 Карсанти Асмана Махарбековича, постановления Союза потребительских обществ Республики Северная Осетия-Алания ИНН 1502021831 (далее также -СЕВОСПОТРЕБСОЮЗ. Союз потребительских обществ) N 1/2021 от 16.03.2021 г., подписанного председателем Совета СЕВОСПОТРЕБСОЮЗА Дзебоевым С.Т. и членами Совета, Решения единственного учредителя РТЗБ от 17.03.2021 N 1 2021, подписанного председателем Совета С.Т. Дзебоевым.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона N 129-ФЗ срок вынесения решения, связанного с заменой директора ООО СПС РТЗБ - с Каргиева Ахсарбека Темболатовича на Карсанти Асмана Махарбековича по данному пакету документов - 25.03.2021.
Из содержания Заявления следует, что Заявители не согласны с решением о государственной регистрации от 15.04.2021 N 811А (далее также - обжалуемое решение) и с внесением записи (ГРН 2211500026989) в отношении Общества о смене директора Каргиева Ахсарбека Темболатовича на Карсанти Асмана Махарбековича и просят их отменить.
В обоснование своей позиции Заявители указывают, что являясь членами уполномоченного органа - Совета "Союза потребительских обществ Республики Северная Осетия-Алания" (единственного учредителя ООО СПС РТЗБ), решения о смене директора Общества не принимали, в связи с чем, вынесение обжалуемого решения повлекло нарушение их прав и законных интересов.
Также Заявители указывают, что Совет "Союза потребительских обществ Республики Северная Осетия-Алания", состоящий из их числа, "...избран на общем собрании от 05.03.2020, вступившими в законную силу судебными актами по делу А61 -2056/2020 и А61 -1954/2020 установлено, что данный состав является легитимным...". Управление ФНС России по РСО-Алания (далее - Управление) обозначено в настоящем деле в качестве заинтересованного лица. По жалобе Заявителя, поданной в досудебном порядке, Управлением вынесено решение N 73 от 17.05.2021 об отказе в удовлетворении тех же требований, которые предъявлены в настоящем деле.
18.03.2021 в Инспекцию в электроном виде поступил (вх. N 811А) пакет документов, состоящий из заверенного нотариально Заявления по форме Р13014 Карсанти Асмана Махарбековича, постановления Севоспотребсоюза N 1/2021 от 16.03.2021, подписанного председателем Совета Севоспотребсоюза Дзебоевым СТ. и членами Совета, Решения единственного учредителя ООО СПС РТЗБ от 17.03.2021 N 1/2021 подписанного председателем Совета Дзебоевым С.Т.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ срок вынесения решения по данному пакету документов - 25.03.2021.
Вышеуказанное заявление по форме Р13014 было представлено с целью государственной регистрации изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ), а именно, о прекращении полномочий директора Каргиева А.Т. и возложении полномочий на Карсанти A.M.
22.03.2021 в Инспекцию в электронном виде был представлен (вх.N 903А) пакет документов, состоящий из возражения заинтересованного лица относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме Р38001, подписанного Каргиевым А.Т., Протокола общего отчетно-выборного собрания представителей потребительских обществ РСО-Алания от 05.03.2020, копии решения Ленинского районного суда от 19.03.2019 по делу N 2-638/19, копии Кассационного определение пятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2020 по делу N88А-5242/2020, N2а-3006/2019, копии решения Арбитражного суда РСО-Алания от 13.11.2020 по делу NА61-2056/2020.
В обоснование представленного возражения, Каргиевым А.Т. было указанно, что на основании приложенных судебных актов и протокола собрания от 05.03.2020 "...предстоящее внесение сведений в ЕГРЮЛ не является законным т.к. заявитель Дзебоев Сослан Тазретович не обладает полномочиями действовать от имени данной организации".
В соответствии с приведенными нормами 25.03.2021 Инспекцией было принято Решение о приостановлении государственной регистрации N 811А.
30.03.2021 в Министерство юстиции РСО-Алания было направлено письмо N 05 22/05540, с просьбой подтвердить правомерность назначения на должность директора Общества Карсанти Асмана Махарбековича на основании Решения единственного участника ТЗБ - Союза потребительских обществ N 1/2021 от 17.03.2021, подписанного Дзебоевым СТ., а именно, является ли Дзебоев СТ. уполномоченным лицом при принятия решения от имени Союза потребительских обществ.
Министерство юстиции РСО-Алания письмом исх. N 15/01-1001 от 09.04.2020 подтвердило полномочия Дзебоева СТ., как уполномоченного лица при принятии решения от имени Севоспотребсоюза.
На основании приведенных результатов проверки регистрирующим органом 15.04.2021 было принято решение о государственной регистрации N 811А, в соответствии с которым в ЕГРЮЛ была внесена запись о Карсанти A.M. как о директоре ООО СПС РТЗБ.
Заявитель, не согласившись с указанным действием и решением налогового органа, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявление общества, указал, что 11.05.2021 по представленному пакету документов было принято решение о государственной регистрации N 1462А и в ЕГРЮЛ была внесена запись (ГРН2211500033281), согласно которой директором Общества является Каргиев Ахсарбек Теболатович, то есть, по существу, в ЕГРЮЛ были внесены изменения, соответствующие требованиям Заявителей по рассматриваемому в настоящем деле Заявлению.
Таким образом, по состоянию на дату вынесения Управлением решения по жалобе Заявителей, нарушений их прав и законных интересов не выявлено.
При этом судом первой инстанции не в полной мере были учтены, следующие обстоятельства.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 22.1 Закона N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации заявителя) при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации); документ об уплате государственной пошлины.
Как следует из п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации заявителя) записи вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Статья 9 Закона N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации заявителя) устанавливает, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.07.2014 N 4407/14 и от 15.01.2013 N 11925/12, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Давая оценку представленным доказательствам и доводам сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и о досрочном прекращении его полномочий, согласно части 2 статьи 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Следовательно, документом, подтверждающим полномочия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, является протокол общего собрания участников или решение единственного участника. В силу положений статьи 39 корпоративного Закона об обществах с ограниченной ответственностью в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. Единственным учредителем Общества является Союза потребительских обществ Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 1 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон о потребительской кооперации) определяет, что окружной, областной, краевой или республиканский союз потребительских обществ (региональный союз) - это добровольное объединение потребительских обществ автономного округа, области, края или республики и (или) районных союзов потребительских обществ, созданное по территориальному признаку в целях координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления союза по вопросам, определенным в уставе данного союза, обязательны как для являющихся его членами потребительских обществ, так и для соответствующих районных союзов потребительских обществ. В силу пункта 1 статьи 31 Закона о потребительской кооперации союз является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора. Пункт 2 статьи 34 Закона о потребительской кооперации и пункта 6.2. Устава высшим органов управления Регионального союза является общее собрание. В период между общими собраниями представителей потребительских обществ союза управление союзом осуществляет совет.
В силу части 1 статьи 37 Закона о потребительской кооперации совет союза является органом управления союза и подотчетен общему собранию представителей потребительских обществ союза. Совет осуществляет полномочия, определенные настоящим Законом и уставом союза, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза.
Председатель и члены совета союза избираются из числа представителей потребительских обществ данного союза, не допускавших нарушений прав пайщиков и настоящего Закона, сроком на пять лет. Члены совета союза исполняют свои полномочия на общественных началах, председатель совета союза исполняет свои полномочия, как правило, на общественных началах. Председатель совета союза может быть председателем совета только одного союза. Председатель совета союза без доверенности действует от имени союза, в том числе представляет его интересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками союза.
В соответствии с п.6 ст. 37 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" уставом союза определяются порядок принятия советом союза, председателем совета союза и его заместителями решений и порядок их оформления, а также вопросы, решения по которым председатель совета союза и его заместители вправе принимать единолично.
Назначение и увольнение директоров хозяйственных обществ, созданных Союзом, к функциям председателя совета Союза ни названным выше законом, ни уставом не отнесено.
На общем собрании Союза потребительских обществ РСО-Алания от 05.03.2020 было утверждено положение о Совете союза. Пунктом 5.1 Положения о Совете союза в его компетенцию входило назначение и увольнение с должностей руководителей организаций и обществ, в которых Севоспотребсоюз является единственным участником.
Этим же собранием от 05.03.2020 был избран Совет союза в составе: Бораевой З.Г., Кодзасова М.Н., Кубалова К.М., Сугаева А.А., Хубаевой В.Д., Чшиева В.М.
Таким образом, постановление Совет союза N 1/2021 от 16.03.2021, на основании которого Дзебоевым С.Т. принято Решение от 17.03.2021 о смене директора Каргиева Ахсарбека Темболатовича на Карсанти Асмана Махарбековича являются не легитимными, поскольку заседание проведено в отсутствие членов Совета союза: Бораевой З.Г., Кодзасова М.Н., Кубалова К.М., Сугаева А.А., Хубаевой В.Д., Чшиева В.М.
Таким образом, запись в Едином государственном реестре юридических лиц о изменении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинского Союза потребительских обществ Республиканская Торгово-Закупочная База" о директоре Карсанти Асмане Махарбековиче, имеющем право действовать без доверенности внесены налоговым органом на основании постановления Совета союза N 1/2021 от 16.03.2021, Решения Дзебоева С.Т. от 17.03.2021, которое не может собой подменить собрание членов Совета союза: Бораевой З.Г., Кодзасова М.Н., Кубалова К.М., Сугаева А.А., Хубаевой В.Д., Чшиева В.М. и соответственно не имеющее силы.
В силу статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, решение налогового органа о государственной регистрации реорганизации, основанные на постановлении Совета союза N 1/2021 от 16.03.2021 и Решении Дзебоева С.Т. от 17.03.2021 не имеющих силы, являются недействительными.
Указанные решения нарушают права истцов, и права общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинского Союза потребительских обществ "Республиканская торгово-закупочная база", предусмотренные п.6 ст. 37 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2021 по делу N А61-1665/2021 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Признать недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Владикавказа о государственной регистрации от 15.04.2021 о внесении записи в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2211500026989 от 15.04.2021 о изменении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинского Союза потребительских обществ Республиканская Торгово-Закупочная База" (ОГРН: 1021500671785) о директоре Карсанти Асмане Махарбековиче, имеющем право действовать без доверенности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1665/2021
Истец: Бораева Зоя Георгиевна, Кодзасов Маирбек Николаевич, Кубалов Казбек Махарбекович, ООО "СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ" РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНАЯ БАЗА, Союз Потребительских Обществ, СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, Союз потребительских обществ РСО-Алания, Сугаев Ахсарбек Андреевич, Хубаева Валентина Дмитриевна
Ответчик: ООО "Северо-Осетинского союза потребительских обществ "Республиканская торгово-закупочная база"
Третье лицо: Данилова Ирина Владимировна, МРИ ФНС по г.Владикавказу, УФНС по РСО - Алания, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА