г. Москва |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А40-51481/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "АВИНТЕЛ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2021 г. по делу N А40-51481/21
по заявлению ООО "АВИНТЕЛ"
к ИФНС N 15 по г. Москве
о признании незаконным действия,
при участии:
от заявителя: |
Кошаташян Э.Г. по дов. от 11.03.2021; |
от ответчика: |
Хаджаев Э.О. по дов. от 20.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Авинтел" (заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 15 по г. Москве (ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действия (бездействие) выразившегося в непредставлении в полном объеме материалов выездной налоговой проверки, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением суда от 21.06.2021 в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Авинтел", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Инспекции N 14-13/21 от 30.09.2019 в отношении Общества была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: по всем налогам и сборам за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
21.10.2020 по результатам проведенной выездной налоговой проверки составлен Акт N 14-13/5365 выездной налоговой проверки (Акт). Акт был вручен представителю налогоплательщика вместе с Извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 14-13/21881 от 28.10.2020.
С Актом проверки, а также в ходе ознакомления Обществу отказано в представлении полного объема документов, относящихся к установленному нарушению.
Не согласившись с отказом в представлении документов, 11.11.2020 Общество обжаловало действия (бездействие) Инспекции в вышестоящем налоговом органе.
Решением от 08.12.2020 N 21-10/190275 УФНС России по г. Москве (далее - Управление, вышестоящий налоговый орган) отказало Обществу в удовлетворении требований. Решение Управления получено Обществом 14.12.2020, согласно отче?ту об отслеживании почтовых отправлений N 12571253102957.
14.01.2021 Обществом направлена жалоба на действия (бездействие) налогового органа в ФНС России. Данная жалоба 05.02.2021 в части рассмотрена и оставлена без удовлетворения решением Управления N 21-10/015674, а в другой части 04.03.2021 рассмотрена и оставлена без удовлетворения ФНС России решением N КЧ- 4-9/2832@.
ООО "Авинтел", не согласившись с действиями Инспекции, посчитало их незаконными и необоснованными, не соответствующими действующему налоговому законодательству, что послужило основанием для обращения с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно появлением заявителя, Инспекция не представила для ознакомления все материалы выездной налоговой проверки.
На основании п. 1 ст. 89 НК РФ Инспекцией в отношении ООО "Авинтел" проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 21.10.2020 N 14-13/5365. Акт вместе с приложением на 59 листах вручен налогоплательщику лично 28.10.2020.
Согласно абзацу третьему п. 2 ст. 101 Кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. 6 ст. 100 Кодекса и п. 6.1 ст. 101 Кодекса.
При этом налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий.
Помимо права ознакомиться с материалами налоговой проверки, которое гарантировано п. 2 ст. 101 Кодекса, законодательством о налогах и,(борах предусмотрено право налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) получить акт налоговой проверки (при необходимости его копии) (подпункт 9 пункта 1 статьи 21, пункт 2 статьи 24, подпункт 9 пункта 1 статьи 32, пункт 5 статьи 100 Кодекса).
Инспекцией письмом от 22.01.2021 N 05-14/004570@ (вх. от 25.01.2021 N 022152), в адрес ООО "Авинтел" направлено уведомление от 09.11.2020 N14-13/5871 о вызове налогоплательщика в налоговый орган для ознакомления с материалами налоговой проверки.
Согласно протоколу от 10.11.2020 N 1011А ознакомления налогоплательщика с материалами выездной налоговой проверки, имеющими значение при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки, на ознакомление с материалами выездной налоговой проверки Общества явились представители по доверенности Кузнецова Ю.А. (доверенность от 03.11.2020 N б/н) и Кошаташян Э.Г. (доверенность от 03.11.2020 N б/н).
Представители Общества ознакомлены с оригиналами материалов проверки, которые приложены в качестве приложений к Акту, с целью удостоверения подлинности данных документов. Кроме того, представителям Общества Инспекцией предложено ознакомится с документами, подтверждающими факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проведения выездной налоговой проверки в соответствии с Актом.
Согласно протоколу от 10.11.2020 N ЮНА ознакомления с документами (материалами) выездной налоговой проверки в отношении ООО "Авинтел" уполномоченные представители Общества ознакомлены с документами: декларация ООО "Стэлском" по налогу на прибыль организаций за 201)5 год; декларация ООО "Стэлском" по налогу на добавленную стоимость за 2016 2017 гг.; индивидуальная карточка налогоплательщика ООО "Стэлском"; объяснение Кожухова С.А. (ООО "Стэлском"); протокол допроса N 14-12/19-10-1 от 19.10.2020 Охапкиной Т.ГЛООО "Сенека"); протокол допроса N 07-21/03-10-1 от 03.10.2019 Румянцева Д.ВЛООО "Авинтел"); протокол допроса N 07-21/21-10-1 от 21.10.2019 Румянцева Д.В./fOOO "Авинтел"); протокол допроса N б/н от 14.06.2019 Румянцева Д.В. (ООО "Авинтел; сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год (ООО "Стэлском"); сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год (ООО "Бэла-Плюс"); сведения о доходах по форме 2- НДФЛ 2016 год (ООО "ТД Марсон"); поручение N 14-09/11694 от 01.10.2019 об истребовании документов (информации) (ООО "ЛК-Системс"); уведомление о невозможности полного (частичного) исполнения поручения и принятых мерах N 4357 от 22.04.2020 (ООО "ЛК-Системс"); поручение N 14-09/12066 от 08.10.2019 об истребовании документов (информации) (ООО "Сенека"); уведомление о невозможности полного (частичного) исполнения поручения и принятых мерах N 12843 от 29.10.2029 (ООО "Сенека"); поручение N 14-09/12068 от 08.10.2019 об истребовании документов (информации) (ООО "Нау-Транс"); документы, представленные ООО "Нау-Транс" на бумажном носителе; гарантийное письмо ООО "Прайд" (ООО "ООО Трейдкомпани"); сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 - 2017 гг. (ООО "ЛК-Системс"); сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год (ООО "Миракон"); сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год (ООО "Брике"); сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год (ООО "Трейдкомпани"); сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год Павлова ПЛ.; отсутствие справок 2-НДФЛ от ООО "Интеллпроф"; отсутствие справок 2-НДФЛ от ООО "Сварожий круг"; сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год Лямина СВ.; сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год Филиппова И.Г.; сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год Лемина Н.А.; отсутствие справок 2-НДФЛ от ООО "Вальдор"; отсутствие справок 2- НДФЛ от ООО "Сектормашторг"; сведения о доходах по форме 2-НДФЛ 2016 год (ООО "Форвард"); список внутренних почтовых отправлений от 15.10.2020 N 15; список внутренних почтовых отправлений от 11.10.2029 N 20; повестки.
В процессе проведения ознакомления представителей Общества производилась фотосъемка представленных на обозрение документов.
Согласно п. 3.1 ст. 100 Кодекса к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту налоговой проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 по делу N А40-224741/16, документы, не имеющие отношения к сути выявленных налоговых правонарушений, вручению заявителю не подлежат. Аналогичный вывод содержится в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 по делу N А05- 9490/2012.
На налоговый орган законодательством о налогах и сборах возложена обязанность прилагать к акту налоговой проверки не все полученные в ходе налоговой проверки документы, а только документы, которые подтверждают факты нарушения налогоплательщиком норм законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговой проверки, чтобы налогоплательщик имел возможность с ними ознакомиться и представить свои возражения.
С учетом изложенного, нормы Кодекса не предусматривают право проверяемого налогоплательщика на ознакомление с документами, не отраженными в акте налоговой проверки.
В этой связи, непредставление налоговым органом лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов налоговой проверки, не связанных с выявленными налоговым органом нарушениями законодательства о налогах и сборах, не нарушает его прав и законных интересов.
Согласно п. 1 ст. 102 Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в названном пункте.
Статья 102 Кодекса, предусматривая жесткую регламентацию оборота конфиденциальной информации, содержащей сведения, составляющие налоговую тайну, не препятствует сбору и использованию налоговыми органами в качестве доказательств документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Указанная регламентация не препятствует выполнению налоговыми органами пункта 3.1 статьи 100 Кодекса о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки нарушения указывались в акте как документально подтвержденные. Более того, подпункт 3 пункта 1 статьи 102 Кодекса исключает из состава сведений, составляющих налоговую тайну, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
При применении пункта 3.1 статьи 100 Кодекса необходимо учитывать, что конкретный документ наряду со сведениями о нарушениях (сведениями, подтверждающими факты нарушений) законодательства о налетах и сборах, выявленными в ходе проверки, может содержать информацию, содержание которой не имеет доказательственного значения, и при этом одновременно составляет банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, либо относится к персональным данным физических лиц. Именно такие документы прилагаются к акту налоговой проверки в виде заверенных налоговым органом выписок.
Так в Акте присутствует информация о количестве справок по форме 2- НДФЛ, представленных контрагентами Общества. Представители Общества ознакомлены с данной информацией путем фотографирования сведений о количестве справок 2-НДФЛ контрагентов. Ввиду того, что сведения о доходах физических лиц в Акте отсутствуют, в ознакомлении с данной информацией представителям Общества Инспекцией отказано.
Кроме того, представителям Общества предложено ознакомиться с книгами покупок ООО "ЛК-Систем" с целью удостоверения того факта, что в данных книгах отсутствуют счета-фактуры от контрагента ООО "ТД "Марсон". При этом в представлении всех книг покупок ООО "ЛК-Системс" представителям ООО "Авинтел" отказано, так как данная информация не имеет отношения к выявленным нарушениям в ходе выездной налоговой проверки, в связи с чем представители Общества от дальнейшего ознакомления с книгами покупок контрагентов отказались.
Также представителям ООО "Авинтел" Инспекцией предложено ознакомиться с банковскими выписками в части операций, отраженных в Акте, на что получен ответ, что представителей Общества интересуют только полные банковские выписки.
По информации, представленной Инспекцией письмом от 22.01.2021 N 05- 14/004570@ (вх. от 25.01.2021 N 022152), Обществом в Инспекцию представлено ходатайство (вх. от 22.12.2020 N 072771) об ознакомлении с материалами налоговой проверки, с указанием конкретных документов.
Согласно протоколу от 11.01.2021 N 14-13/110121 ознакомления налогоплательщика с материалами выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, на ознакомление с материалами выездной налоговой проверки Общества явился представитель по доверенности Кошаташян Э.Г. (доверенность от 03.11.2020 N б/н).
Согласно протоколу от 11.01.2021 N 14-13/110121 ознакомления с документами (материалами) выездной налоговой проверки в отношении ООО "Авинтел" уполномоченный представитель Общества ознакомлен с документами: бухгалтерский баланс за 2016-2017 гг. ООО "Стэлском"; декларация ООО "ЛК-Системс" по налогу на прибыль организаций за 2016 -2017 г.; декларация ООО "ЛК-Системс" по налогу на добавленную стоимость за 2016 -2017 гг.; бухгалтерский баланс за 2016 год ООО "Ж- Системс"; декларация ООО "Миракон" по налогу на прибыль организаций за 2016 год; декларация ООО "Миракон" по налогу на добавленную стоимость за 2016 год; декларация ООО "Трейдкомпани" по налогу на прибыль организаций за 2016 год; декларация ООО "Трейдкомпани" по налогу на добавленную стоимость за 2016 год; бухгалтерский баланс за 2016 год ООО "Трейдкомпани"; декларация ООО "Стэлском" по налогу на прибыль организаций за 2016 -2017; декларация ООО "Стэлском" по налогу на добавленную стоимость за 2016 год.
Как следует из материалоав дела, в ходе ознакомления с документами (материалами) выездной налоговой проверки в отношении ООО "Авинтел" уполномоченный представитель Общества не ознакомлен с материалами, с которыми они сами отказались ознакомиться, а также с протоколом рабочего совещания с сотрудниками ГУМВД России от 20.11.2019 и полными банковскими выписками контрагентов.
Исходя из изложенных выше положений Кодекса, Инспекция, предоставляя выписки по счетам организаций в виде изготовленных выписок, действовала в рамках предоставленных ей полномочий и в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, право налогового органа представлять выписки из банковских выписок полностью соответствует требованиям п. 3.1 ст. 100 Кодекса и согласуется с правовой позицией арбитражных судов, изложенной в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 N 09АП-72715/2019 по делу N А40- 23442/2019.
Протокол рабочего совещания с сотрудниками ГУ МВД России от 20.11.2019, не является документом, который подтверждает сам факт нарушения налогоплательщиком норм законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе налоговой проверки.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2021 по делу N А40-51481/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51481/2021
Истец: ООО "АВИНТЕЛ"
Ответчик: ИФНС N15 по г. Москве