г. Чита |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А19-8518/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980, адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ УЛИЦА, ДОМ 92) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2021 года по делу N А19-8518/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1133850029334, ИНН 3808230890; адрес: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Ямская, 35-а) к индивидуальному предпринимателю Шлыковой Юлии Геннадьевне (ОГРНИП 307380636300021, ИНН 380600018841) о взыскании 14500 руб. 00 коп.,
(суд первой инстанции - Н.В.Деревягина),
без вызова сторон в судебное заседание
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - заявитель, пенсионный фонд, фонд) Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Шлыковой Юлии Геннадьевны (далее - ответчик, предприниматель, Шлыкова Ю.Г.) финансовых санкций в размере 14500 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд указал, что пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности по истечении установленного срока.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2021 года по делу N А19-8518/2021 отменить полностью. Принять новый судебный акт об удовлетворении требований Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Указывает, что страхователем сведения на застрахованных лиц представлялись с нарушением установленного срока, поэтому он правомерно привлекался к ответственности.
На апелляционную жалобу фонда поступил отзыв предпринимателя, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2021 года произведена замена заявителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчиком представлены в пенсионный фонд по месту учета дополняющие сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, по результатам проверки которых принято решение от 14.10.2019 N 048S19190024105 о привлечении предпринимателя к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2 ст.11 данного закона, в виде штрафа в общем размере 14500 руб. 00 коп.
Требованием от 10.11.2019 N 048S01190029329 ответчику предложено уплатить финансовые санкции в сумме 14500 руб. 00 коп. Срок исполнения требования истек, денежные средства в соответствующий бюджет не поступили.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" заявитель обратился за взысканием финансовой санкции в размере 14500 руб. 00 коп. в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальный предприниматель Шлыкова Юлия Геннадьевна является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.14 вышеуказанного закона страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ)).
Пунктом 2 ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) соответствующие сведения.
Статьей 17 вышеуказанного закона установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п.2 - 2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действовавшей в период представления сведений), указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Действующее законодательство не содержит запрета на представление дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц. При этом срок представления дополняющих сведений не установлен.
Как правильно указал суд первой инстанции, страхователь самостоятельно обнаружил ошибки в ранее переданных сведениях и представил 29.08.2019 дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 29 застрахованных лиц. Таким образом, страхователь реализовал свое право дополнять и уточнять переданные им сведения, в связи с чем у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции правильно учел следующее.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля уплаты, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.3 ст.46, ст.115 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Вместе с тем согласно положениям ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обращения за выдачей приказа и его отмене, требование о взыскании обязательных платежей, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 5 ст.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (ст.19 Конституции Российской Федерации), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности применить положения ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций.
Данный правовой подход отражен в п.38 Обзора судебной практики N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Арбитражным судом Иркутской области ранее выданный судебный приказ по делу N А19-6490/2020 на взыскание с ответчика спорных финансовых санкций в размере 14500 руб. 00 коп. отменен определением от 08.05.2020.
Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в порядке искового производства 12.05.2021, что подтверждается отметкой канцелярии Арбитражного суда Иркутской области на заявлении от 07.05.2021 N 09/3129/1.
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности по истечении установленного срока.
Рассмотрев ходатайство фонда о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В ходатайстве заявителя о восстановлении срока указано, что факт отмены судебного приказа по делу N А19-6490/2020 установлен в результате мониторинга электронной карточки на сайте Арбитражного суда Иркутской области, определение от 08.05.2020 в адрес пенсионного фонда не поступало.
Как правильно указал суд первой инстанции и усматривается из карточки дела N А19-6490/2020 в программном комплексе "Судебно-арбитражное делопроизводство", определение от 08.05.2020 об отмене судебного приказа было направлено в адрес пенсионного фонда почтовой корреспонденцией с идентификатором N 66402547761455. Согласно информации с официального сайта "Почта России" корреспонденция получена заявителем 19.05.2020.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что пенсионный фонд располагал информацией об отмене судебного приказа, однако, каких-либо действий по взысканию спорной задолженности в установленные законом сроки не предпринял.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока, соответственно, пришел к правильному выводу, что в удовлетворении требований пенсионного фонда о взыскании с индивидуального предпринимателя Шлыковой Юлии Геннадьевны финансовых санкций в размере 14500 руб. 00 коп. следует отказать.
Доводы апелляционной жалобы приведены только по существу начисленных финансовых санкций, которые при установленном обстоятельстве пропуска срока на обращение в суд за их взысканием, признаются не влияющими на итог рассмотрения дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2021 года по делу N А19-8518/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8518/2021
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области межрайонное
Ответчик: Шлыкова Юлия Геннадьевна